Рецензия на Fez

Главный герой Fez – человечек Гомез. Он живет в двухмерной деревне, населенной двухмерными большеголовыми персонажами, изучающими двухмерную геометрию в двухмерных школах. Но однажды Гомез становится свидетелем разрушения Куба – трехмерного предмета, никак не вписывающегося в двухмерную картину мира обитателей деревни – который поддерживал баланс между различными вселенными. Герой узнает, что окружающий его мир на самом деле объемен и имеет четыре грани, а благодаря особому головному убору (Fez в переводе с английского - “феска” - Прим. ред.) он получает возможность вращать этот мир по оси X. В этом и заключается основное веселье Fez.

Парящие в воздухе абстрактные конструкции различных миров, по сути, представлены сразу в четырех ипостасях – по одной на каждую сторону условного «куба». Одно нажатие кнопки, один поворот камеры на 90° – и перед нами открываются новые проходы, становятся видны скрытые двери, пространства между огромными пропастями сокращается до одного шага. Весь мир выглядит и играется совершенно по-другому. Это, в свою очередь, вызывает ту забытую жажду приключений, желание исследования не ради награды, а ради самого процесса. Будучи одним из главных мотиваторов во времена зарождения игровой индустрии, исследование почти полностью исчезло из современных игр – поэтому сейчас оно воспринимается как откровение.

Основная прелесть Fez заключается в ее простоте. Незамутненная прямолинейность не служит приемом умолчания, не пускает пыль в глаза. Это невероятно комплексная игра, которая сделано максимально просто, понятно и доступно. В ней нельзя умереть или запутаться, нельзя «застрять» на решении очередной головоломки или потратить огромное количество времени на «кач» (вся игра проходится за четыре-пять часов, если без фанатизма). Почти все возможности даются в первый час игры, принципы и механики усваиваются еще быстрее. Остается только исследовать невероятно уютный, красивый и умно выстроенный мир и восхищаться, с каким остроумием и выдумкой состыковываются все четыре грани.

Об авторе такого произведения можно сказать две вещи: или он на редкость старомоден, или невероятно гениален. Второе более вероятно. Фил Фиш работает скорее как Миямото или Мехнер, чем как Блежински или Музика. Он продумал абсолютно каждую деталь своей игры, начиная от стилизованного под пиксель-арт дизайна заканчивая проблемой глубины перспективы при смене ракурса. В итоге Fez играется, понимается и, главное, усваивается невероятно легко. Такими были лучшие игры конца 80-х.

Один из первых встреченных в игре персонажей говорит фразу, определяющий всю концепцию Fez: “Реальность – в восприятии. Восприятие субъективно”. Это можно распространить и на культуру потребления игр в целом: если перед собой вы видите только высокобюджетные взрывы из шутеров от первого лица, посмотрите, наконец, по сторонам.
9.5 Текст: Вячеслав Мостицкий Рецензируемая версия: Xbox 360
