18 июня 2012Игры
Обновлено 31.08.2021

Рецензия на Sid Meier's Civilization 5

«Безбожники! Ничего святого у них не осталось!» — примерно так 2 года назад многие оценили тот факт, что в пятой части «Цивилизации» не нашлось места для религии и шпионажа. Новая боевая система, переход на «гексы», появление нейтральных городов-государств и прочие новшества, конечно, cделали игру живее и динамичнее, но упрощенная дипломатия и отсутствие «опиума для народа» стали поводом для истерик среди ценителей русского народного хардкора.
«Безбожники! Ничего святого у них не осталось!» — примерно так 2 года назад многие оценили тот факт, что в пятой части «Цивилизации» не нашлось места для религии и шпионажа. Новая боевая система, переход на «гексы», появление нейтральных городов-государств и прочие новшества, конечно, cделали игру живее и динамичнее, но упрощенная дипломатия и отсутствие «опиума для народа» стали поводом для истерик среди ценителей русского народного хардкора.

Тогда же некоторые просветленные умы предположили, что богохульники из Firaxis Games, как какие-нибудь одесситы с Привоза, просто решили заработать на религии, и за дополнительную плату в каком-нибудь аддоне распахнут двери церквей всем страждущим. И оказались правы.

Рецензия на Sid Meier's Civilization 5 - фото 1

Gods & Kings — пожалуй, самое масштабное со времен Beyond the Sword дополнение для Civilization— не только вводит в игру новые фракции, сценарии и чудеса света, но и возвращает такие важнейшие рычаги влияния на политику как религия и шпионаж. С последним все более-менее стандартно. Агентов, поступающих в наше распоряжение с приходом эпохи Ренессанса, можно посылать в другие города, чтобы они там вели разведку, воровали технологии и докладывали о приготовлениях соседа к чему-нибудь явно нехорошему. А можно держать у себя в столице, чтобы вовремя пресекать деятельность вражеских шпионов.

А вот с опиумом для народа все куда интереснее. Коллекционируя очки веры, мы сначала формируем божественный пантеон, а потом получаем в свое распоряжение великого пророка, который может основать в нашей цивилизации уже полноценную конфессию. Помимо трех китов, то есть христианства, иудаизма и ислама, можно выбрать буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, индуизм, сикхизм, синтоизм и даже тенгрианство (что бы это не значило). Правда, двух наций, проповедующих, предположим, сикхизм, тут быть не может (и, слава богу, надо полагать).

Рецензия на Sid Meier's Civilization 5 - фото 2

Все это позволяет сделать свою цивилизацию более самобытной. Но куда важнее, что, развивая религию, можно получать разнообразные бонусы, вести экспансию (используя, понятно, миссионеров, несущих слово вашей веры в чужие города и веси) и открывать новые пути для победы.

Сам выбор конфессии мало на что влияет. Бонусы открывают разнообразные верования. Уже в пантеоне их два десятка: одни дают дополнительные очки культуры за каждое построенное святилище, другие позволяют лечить юнитов вблизи своих городов, третьи увеличивают очки веры за чудеса света и т.д. После появления полноценной религии нужно выбрать одно из верований основателя. Что для вас важнее — знание и возможность каждый раз получать очки науки, когда ополоумевший миссионер к собственному ужасу успешно распространяет тенгрианство в христианском городе, или деньги и дополнительные финансы, поступающие в казну за каждых 4 почитателей или за каждый город, подсевший на новое верование?

Рецензия на Sid Meier's Civilization 5 - фото 3

Дальше вы сможете укреплять собственную религию, распространять ее и получать доступ к верованиям почитателей и укреплений. Первые дают бонусы городам, проповедующим вашу конфессию (в основном они зависят от количества почитателей), вторые всячески стимулируют и повышают эффективность религиозной экспансии (например, снижают стоимость и увеличивают эффективность пророков, миссионеров и инквизиторов, каленым железом выжигающих еретиков в ваших городах). Наконец, за очки веры можно даже приобретать войска и специальных юнитов: то есть, когда ветер гуляет в казне, а враги — около стен столицы, вера может в буквальном смысле спасти вас. Все это, безусловно, добавило игре глубины, разнообразия и аутентичности. Особенно с учетом появления новых наций, например, Карфагена, кельтов, майя и Нидерландов. Где еще вы встретите кельтов-иудеев, индейцев-буддистов или голландцев-тенгрианцев (хотя от голландцев можно, конечно, всего ожидать)?!

Другая распространенная претензия к оригинальной игре — упрощенная дипломатия и связанная с этим излишне примитивная политика в отношении городов-государств, которых мы просто заваливали золотом. В Gods & Kings авторы провели определенную работу над ошибками. Теперь можно открывать в других державах свои посольства, появились новые виды городов-государств (религиозные и торговые), а сами они более охотно раздают задания, позволяющие увеличивать свое влияния на такие метрополии без лишних капиталовложений. Жаль, но тут по-прежнему не все идеально: соседи и те же города-государства все также хаотично и непредсказуемо ведут себя, и зачастую очень сложно понять, почему они вдруг начинают скалиться на вас или, наоборот, лезут с объятьями. Да и задания от метрополий все больше какие-то дурацкие и непоследовательные.

Рецензия на Sid Meier's Civilization 5 - фото 4

Не особо заметны и обещанные перемены в боевой системе и поведении ИИ. А вот возможность, совсем как в Shogun 2: Fall of Samurai, обстреливать прибрежные города и порты дальнобойными кораблями однозначно пошла игре на пользу. Как и новые сценарии, предлагающие совершенно разные ситуации и условия: в одном мы играем за варваров и сражаемся с Римской империей, сразу начиная игру с десятком войск, в другом нас переносят в мир стимпанка, где много дирижаблей, бронепоездов, а единственная религия — это вера в силу парового двигателя.

Понятно, что и религия, и шпионаж в Civilization V должны были присутствовать изначально. Но уж лучше поздно, чем никогда. Gods & Kings — это, конечно, не возвращение к истокам, а определенный шаг назад в лучшем смысле этого слова: авторы не ограничились добавлением новых фракций, героев и чудес света, но и вернули на место то, что из игры было вырезано. Нам кажется, что после этого (и в особенности после знакомства с отечественной Warlock: Master of the Arcane) разговоры об излишней казуализации великой серии должны поутихнуть.

8.5 Текст: Кирилл Волошин Рецензируемая версия: PC

Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings выходит 19 июня 2012 года на PC и Mac OS X. Локализованная версия поступит в магазины 22 июня.

Комментарии 35
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Игорь Белкин
Игорь Белкин
ЧЕРТ ОПЯТЬ ТОЛЬКО НА КОНСОЛЯХ oh wait
top_class_1000000000dmg_falcon
top_class_1000000000dmg_falcon
геям радостна