Рецензия на Sid Meier's Civilization 5
Тогда же некоторые просветленные умы предположили, что богохульники из Firaxis Games, как какие-нибудь одесситы с Привоза, просто решили заработать на религии, и за дополнительную плату в каком-нибудь аддоне распахнут двери церквей всем страждущим. И оказались правы.
Gods & Kings — пожалуй, самое масштабное со времен Beyond the Sword дополнение для Civilization— не только вводит в игру новые фракции, сценарии и чудеса света, но и возвращает такие важнейшие рычаги влияния на политику как религия и шпионаж. С последним все более-менее стандартно. Агентов, поступающих в наше распоряжение с приходом эпохи Ренессанса, можно посылать в другие города, чтобы они там вели разведку, воровали технологии и докладывали о приготовлениях соседа к чему-нибудь явно нехорошему. А можно держать у себя в столице, чтобы вовремя пресекать деятельность вражеских шпионов.
А вот с опиумом для народа все куда интереснее. Коллекционируя очки веры, мы сначала формируем божественный пантеон, а потом получаем в свое распоряжение великого пророка, который может основать в нашей цивилизации уже полноценную конфессию. Помимо трех китов, то есть христианства, иудаизма и ислама, можно выбрать буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, индуизм, сикхизм, синтоизм и даже тенгрианство (что бы это не значило). Правда, двух наций, проповедующих, предположим, сикхизм, тут быть не может (и, слава богу, надо полагать).
Все это позволяет сделать свою цивилизацию более самобытной. Но куда важнее, что, развивая религию, можно получать разнообразные бонусы, вести экспансию (используя, понятно, миссионеров, несущих слово вашей веры в чужие города и веси) и открывать новые пути для победы.
Сам выбор конфессии мало на что влияет. Бонусы открывают разнообразные верования. Уже в пантеоне их два десятка: одни дают дополнительные очки культуры за каждое построенное святилище, другие позволяют лечить юнитов вблизи своих городов, третьи увеличивают очки веры за чудеса света и т.д. После появления полноценной религии нужно выбрать одно из верований основателя. Что для вас важнее — знание и возможность каждый раз получать очки науки, когда ополоумевший миссионер к собственному ужасу успешно распространяет тенгрианство в христианском городе, или деньги и дополнительные финансы, поступающие в казну за каждых 4 почитателей или за каждый город, подсевший на новое верование?
Дальше вы сможете укреплять собственную религию, распространять ее и получать доступ к верованиям почитателей и укреплений. Первые дают бонусы городам, проповедующим вашу конфессию (в основном они зависят от количества почитателей), вторые всячески стимулируют и повышают эффективность религиозной экспансии (например, снижают стоимость и увеличивают эффективность пророков, миссионеров и инквизиторов, каленым железом выжигающих еретиков в ваших городах). Наконец, за очки веры можно даже приобретать войска и специальных юнитов: то есть, когда ветер гуляет в казне, а враги — около стен столицы, вера может в буквальном смысле спасти вас. Все это, безусловно, добавило игре глубины, разнообразия и аутентичности. Особенно с учетом появления новых наций, например, Карфагена, кельтов, майя и Нидерландов. Где еще вы встретите кельтов-иудеев, индейцев-буддистов или голландцев-тенгрианцев (хотя от голландцев можно, конечно, всего ожидать)?!
Другая распространенная претензия к оригинальной игре — упрощенная дипломатия и связанная с этим излишне примитивная политика в отношении городов-государств, которых мы просто заваливали золотом. В Gods & Kings авторы провели определенную работу над ошибками. Теперь можно открывать в других державах свои посольства, появились новые виды городов-государств (религиозные и торговые), а сами они более охотно раздают задания, позволяющие увеличивать свое влияния на такие метрополии без лишних капиталовложений. Жаль, но тут по-прежнему не все идеально: соседи и те же города-государства все также хаотично и непредсказуемо ведут себя, и зачастую очень сложно понять, почему они вдруг начинают скалиться на вас или, наоборот, лезут с объятьями. Да и задания от метрополий все больше какие-то дурацкие и непоследовательные.
Не особо заметны и обещанные перемены в боевой системе и поведении ИИ. А вот возможность, совсем как в Shogun 2: Fall of Samurai, обстреливать прибрежные города и порты дальнобойными кораблями однозначно пошла игре на пользу. Как и новые сценарии, предлагающие совершенно разные ситуации и условия: в одном мы играем за варваров и сражаемся с Римской империей, сразу начиная игру с десятком войск, в другом нас переносят в мир стимпанка, где много дирижаблей, бронепоездов, а единственная религия — это вера в силу парового двигателя.
Понятно, что и религия, и шпионаж в Civilization V должны были присутствовать изначально. Но уж лучше поздно, чем никогда. Gods & Kings — это, конечно, не возвращение к истокам, а определенный шаг назад в лучшем смысле этого слова: авторы не ограничились добавлением новых фракций, героев и чудес света, но и вернули на место то, что из игры было вырезано. Нам кажется, что после этого (и в особенности после знакомства с отечественной Warlock: Master of the Arcane) разговоры об излишней казуализации великой серии должны поутихнуть.
8.5 Текст: Кирилл Волошин Рецензируемая версия: PC
Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings выходит 19 июня 2012 года на PC и Mac OS X. Локализованная версия поступит в магазины 22 июня.