05 июня 2013Игры
Обновлено 03.04.2018

Рецензия на The Last of Us

«Будущего нет, сожги все», «Убирайся!», «Сдохни, поганая свинья». Подобными словами исписаны практически все дома вокруг. В мире The Last of Us веры в будущее давно не осталось. На протяжении двадцати лет остатки человечества укрывались от спор грибов-паразитов в карантинных зонах, контролируемых военными, в заброшенных лачугах, в разбросанных по Штатам лагерях — где угодно и как угодно, лишь бы выжить. Лишь бы дожить до следующего дня.
«Будущего нет, сожги все», «Убирайся!», «Сдохни, поганая свинья». Подобными словами исписаны практически все дома вокруг. В мире The Last of Us веры в будущее давно не осталось. На протяжении двадцати лет остатки человечества укрывались от спор грибов-паразитов в карантинных зонах, контролируемых военными, в заброшенных лачугах, в разбросанных по Штатам лагерях — где угодно и как угодно, лишь бы выжить. Лишь бы дожить до следующего дня.

Но ирония в том, что студия Naughty Dog, методично и с маниакальным упорством забирая надежду у своих героев, дарит ее игрокам и заодно всей индустрии в целом. Надежду, что после The Last of Us видеоигры станут совсем другими.

Размышляя над феноменом The Last of Us, неизменно наталкиваешься на мысль, что это не просто игра в привычном понимании. Это история, произведение, путешествие, полотно или гимн — но только не очередная «видеоигра». Поэтому и рассуждать о ней хочется не игровыми категориями вроде «игрового процесса» или «геймдизайна», а в совершенно другой парадигме: драматургии, кинематографа, этики, культуры. Впрочем, это не значит, что как игра, как совокупность механик, технологий и методов вовлечения, The Last of Us не представляет интереса. Все ровным счетом наоборот.

Это одно из самых продуманных, увлекательных, оригинальных и выверенных произведений цифрового искусства за все время существования индустрии.

Рецензия на The Last of Us - фото 1

В The Last of Us вас ждет путь, полный приключений, приобретений и потерь, безвыходных ситуаций и редких моментов покоя и гармонии. Истрия в том, что весь мир оказался завоеван спорами кордицепса однобокого, который внезапно научился поражать не только насекомых, но и людей.

Большая часть цивилизации погибла за считанные дни, люди обратились в отвратительных созданий. Первая стадия — «бегуны», агрессивные «люди», в которых гриб просидел более 24 часов и захватил мозг. После пары дней наступает вторая стадия — «кликеры», которые из-за проросшего из черепа гриба ориентируются исключительно на слух. Во что мутируют люди после месячного ношения вируса — узнаете сами.

Будьте готовы к тому, что повествовательная колея позволит вам взять контроль над несколькими героями, но центральным всегда останутся двое. Джоэл, крепкий мужчина за сорок, трагически потерявший дочь в первые часы распространения инфекции и уже второй десяток лет выживающий как приходится: грабежами, контрабандой, вымогательством. В какой-то момент он и его «партнер по бизнесу», женщина по имени Тесс, отправляются разобраться с предавшим их поставщиком — и в итоге у них в руках оказывается второй герой — четырнадцатилетняя девочка Элли, сирота, родившаяся после эпидемии и не видевшая мира до нее. Нехотя, они соглашаются доставить Элли к секретной базе «Светлячков» — оппозиционной группировки, которая отказалась от убежища в карантинных зонах и решила выживать самостоятельно. Для Джоэла, Элли и Тесс это становится началом приключения, которое займет больше года.

Рецензия на The Last of Us - фото 2

Как и любое продуманное произведение, The Last of Us затрагивает сразу несколько тем, поднимает множество вопросов. Это игра не о том, как доставить «груз» из пункта А в пункт Б, по пути вырезав половину и так немногочисленного населения США в целях мести или чего-то там еще. Это история про поиск человечности в нечеловеческих условиях. Про взаимоотношения отца и дочери, или, если смотреть шире, про связь поколений (в этом аспекте игра часто перекликается с другим знаковым произведением — BioShock Infinite).

Джоэл все время старается дистанцироваться от Элли, но постепенно уделяет ей все больше времени и внимания, проявляет больше сострадания — или тоuj, что от него осталось. В какой-то момент он срывается и злобно шепчет: «Ты не моя дочь, а я уж точно никакой тебе не отец». Иногда Элли, веселый и энергичный ребенок, уходит в себя и не реагирует на команды Джоэла (это, кстати, найдет отражение даже в игровом процессе). Но в итоге, Элли становится нужна Джоэлу не меньше, чем Джоэл — самой Элли.

Элли для Джоэла — попытка искупить грехи, возможность примириться с прошлым. Джоэл для Элли — шанс впервые в жизни оказаться нужной и заполучить хоть чуточку детства, которого у нее никогда не было.

Два сломанных человека — один без семьи и смысла жизни, другая — без родителей и близких — находят надежду и утешение друг в друге, живя в мире, где люди убивают людей, чтобы съесть, а последние очаги цивилизации рушатся под напором инфицированных.

По пути им встретятся множество персонажей: помимо отчаянно цепляющейся за угасающую надежду Тесс, будет и озлобленный на мир отщепенец Билл, и два брата, очень похожих на самих главных героев, и, собственно, брат Джоэла Томми, который нашел себе невесту и пытается вернуть прошлую жизнь. У всех разные истории, мотивации и страхи, но каждый — своего рода испытание для Джоэла и Элли, в результате которого взгляд на мир становится чуточку другим, а прежние убеждения рушатся.

Рецензия на The Last of Us - фото 3

Из написанного выше может сложиться впечатление, что The Last of Us будет пестрить слезливыми фразами, недомолвками, нелогичными поступками, ненужным геройством и неоправданно театральными сюжетными поворотами, а все сцены насилия будут неумело сглаживаться резкой сменой ракурсов. Но это не так. The Last of Us — невероятно жесткая, приземленная. Гораздо больше, чем Gears of War или GTA.

Если ты попался особо инфицированному — тот буквально разорвет твое лицо на части. Если ты стреляешь в упор в бандита, у того вываливаются наружу внутренности. Если ты душишь врага, который минуту назад был тебе другом, ты видишь его выпученные, налитые кровью, полные ужаса глаза. Naughty Dog не стушевались и даже включили эпизод, в котором напуганная Элли в состоянии аффекта кроит череп насильнику.

Но это не насилие ради насилия. Это способ показать, как низко может пасть человек, если условия вынудят. Назад к первобытному обществу с доминированием силы, только вместо пещер и мамонтов — небоскребы и монстры.

И еще одно очень важное качество — игра на удивление логична. Вы никогда не пойдете в темный неосвещенный коридор, если рядом есть светлый и на вид спокойный. Вы никогда не откажетесь от безопасной машины или лошади, чтобы «срезать путь» через блокированную автостраду или канализацию с инфицированными. Иногда, конечно, игра сама ставит вас в крайне затруднительное положение — но в то, что именно так все должно произойти, веришь. Поэтому и игра заканчивается так, как заканчивается. Без пафоса, недомолвок или нелепых сюжетных поворотов. Самые яркие истории — всегда самые простые. В конце концов, это игра о людях.

Рецензия на The Last of Us - фото 4

Naughty Dog приписывают The Last of Us к жанру survival action. Это не шутер, как Doom, это не приключения, как Tomb Raider, это не ужасы, как Resident Evil. Это все вместе — и что-то неуловимо новое, чего мы еще не видели и не испытывали. Это работа колоссальных масштабов и невероятной проработки, в которой, тем не менее, всегда знали меру.

Игра скупа на эффекты и предпочитает тихо намекнуть игроку, нежели орать ему в ухо. Первое, что стоит уяснить человеку, запустившему The Last of Us — она очень требовательна. Не только в плане сложности управления и постоянной концентрации внимания. Чтобы прочувствовать воссозданный до мелочей мир, нужно его добровольно исследовать: смотреть на вывески и слушать замечания Элли, собирать записки, слушать диктофоны, ходить и разглядывать. Вокруг не осталось практически никого, кто бы смог рассказать историю — поэтому ее рассказывает сам мир. Главное — желание и терпение.

Исследование также несет в себе практическую пользу — ты ищешь припасы, патроны, оружие, инструменты, детали, медицинские препараты. Все, что пригодится для выживания. А если учесть, что припасы придется собирать по крохам, то это становится критическим для дальнейшего продвижения пунктом. Если нашел почти допитую бутылку алкоголя, это не значит, что ты сразу же можешь сделать себе аптечку. Найди хотя бы еще три-четыре бутылки — и тогда, через час или два игры, будет тебе аптечка. Если, конечно, внезапно не понадобится сделать коктейль Молотова. Игрок постоянно находится в состоянии мучительного выбора, он никогда не будет чувствовать себя комфортно и слишком уверенно.

Ресурсов, как и патронов, в The Last of Us очень мало. Первые пять-шесть часов радуешься полусломанной заточке и двум пулям в барабане револьвера. Ближе к концу счастьем считается баллон для огнемета, немного дымовых бомб и аптечка. И все это может быть потеряно за минуту, когда впереди послышится рев зараженных.

Рецензия на The Last of Us - фото 5

The Last of Us жонглирует десятками разнообразных ситуаций и локаций: затонувшее железнодорожное депо, запутанная полуразрушенная гостиница, заставленный заржавевшими машинами школьный двор, заросшая вирусным грибом канализация, лачуга в заснеженных горах. Игра позволяя человеку по ту сторону экрана решать, как нужно действовать. Первое желание — сделать все тихо и незаметно. Элементы скрытного прохождения в The Last of Us играют важную роль, и при этом сделаны крайне продуманно. Практически любая стычка происходит на больших открытых (или, напротив, крайне запутанных и закрытых) пространствах, оставляя место для маневра и вариативности прохождения. Люди в основном вооружены, видят и слышат отлично, не стоят на месте и постоянно общаются, поэтому в большинстве случаев прохождение «по стэлсу» оборачивается пальбой со всех сторон, бешеному спринту от одного укрытия к другому и метанием кирпичей.

Как только игрок решает достать из кобуры огнестрел, правила резко меняются. Темп игры ускоряется: Джоэл начинает двигаться быстрее, наносить удары поувесистее и выкрикивать команды Элли. В зависимости от вашей подготовки, смекалки и реакции, перестрелка может длиться от 30 секунд до 20 минут (проверено!) — и это при том, что практически любой человек умирает после одного-двух попаданий.

Рецензия на The Last of Us - фото 6

С инфицированными совершенно другая история. Теперь испытанию подвергаются именно навыки скрытности. Битва превращается в головоломку, где одна ошибка может стоить жизни — кликеры убивают Джоэла с одного укуса. Любой выстрел или взрывное устройство мгновенно привлекут всех вокруг, а припасов на оружие ближнего боя постоянно не хватает — да и топора или палки под рукой может не оказаться.

Сложности добавляет то, что «бегуны», «кликеры» и другие виды зараженных чаще всего ходят группами, а к каждому применимы свои методы выслеживания и расправы. «Бегуны» отлично видят, слышат и реагируют на свет фонарика, в то время как «кликеры» практически вас не видят, но могут услышать случайно опрокинутую бутылку.

В итоге, каждая встреча с зараженными оборачивается не одной смертью, растратой множества припасов и миллионов нервных клеток, но затем — эйфорией, когда удается выбраться живым.

Не стоит думать, что всю работу приходится выполнять Джоэлу. Элли, управляемая очень смышленым ИИ, сначала приносит припасы и предупреждает о местоположении врага, потом обзаводится пистолетом и самостоятельно вступает в бой. За время прохождения я не раз выходил из потасовки живым только благодаря метко брошенному Элли кирпичу или тому, что она всаживала свой маленький карманный нож в горло схватившего меня «кликера».

Вся прелесть игрового процесса в целом — и боевой системы в частности — в том, что Naughty Dog выстроили невероятно деликатный баланс между силой и слабостью, между уверенностью и уязвимостью. Сейчас ты охотник, а спустя секунду — растерянная жертва с одним патроном в кармане. Ты понимаешь, что можешь убить практически всех, если все сделаешь правильно — но в то же самое время, и тебя может убить абсолютно любой враг, от обычного бандюгана с голыми кулаками до еле волочащего ноги монстра.

Рецензия на The Last of Us - фото 7

Но главное достоинство The Last of Us не в том, что это невероятно красивая, продуманная, увлекательная и в меру сложная игра. Главное — что средства технические используются для результата идеологического и художественного.

Naughty Dog не делают игры, как Nintendo, Valve или Blizzard. Они рассказывают истории в игровой форме. И если раньше баланс не всегда удавалось соблюсти, то теперь разработчики освоили в совершенстве не только художественный язык, но и игровой. Получилась невероятно яркая и личная история, которая требует полной отдачи и эмоционального вовлечения.

The Last of Us — кульминация развития видеоигр на текущем этапе. Тот редкий случай, когда ты говоришь не «прошел игру», а «пережил все, что в игре». Бескомпромиссное высказывание невероятной силы, созданное невероятно талантливыми людьми. Эмоции, бережно собранные практически всеми возможными на данный момент выразительными средствами. Такого мы не увидим еще очень долго. И, тем не менее, надежда есть всегда.

Комментарии 425
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
mihey911
mihey911
Комментарий был удален
mihey911
mihey911
Пролистал сразу до оценки. Упал в обморок
dfgduj83ngkx
dfgduj83ngkx
Текст: Вячеслав Мостицкий Аминь.