Обзор Warhammer 40K: Rogue Trader. Служить Империуму или править хаоситским адом?
Не устану повторять: игры по вселенной Warhammer почти всегда представляют собой «русскую рулетку». Крутой с виду и вроде бы неплохой проект на релизе может оказаться кучей неиграбельного кода, который ещё год будут доводить до ума. Небольшая пиксельная игра, от которой никто ничего не ждал, — сносящим крышу шутером, удивляющим своими качеством и брутальностью. И так постоянно.
Warhammer 40000: Rogue Trader в этом плане была чуть менее непредсказуемой. Новое творение Owlcat Games, зарекомендовавшей себя благодаря двум частям Pathfinder, обещало интересную и атмосферную историю. И, конечно же, ворох вездесущих багов, но куда уж без них! В жанре RPG баги будут всегда и всюду, вне зависимости от количества вложенных денег, сил и времени. Поклонники давно уже привыкли.
Релиз Rogue Trader состоялся в декабре 2023 года, и геймеры моментально обрушились на игру с критикой за то, что она… правильно! Она была забагована по самые уши. Дошедшие до четвёртого акта рапортовали о том, что играть невозможно: квесты не работают, скрипты тоже и вообще «ждите патчей». Месяц спустя ситуация более-менее стабилизировалась, и сейчас самое время разобраться, а стоит ли овчинка выделки? Смогли ли Owlcat сделать масштабную RPG по «Вахе», не сгладив пару-тройку углов?
Добро пожаловать в мрачное и далёкое будущее
Давайте сразу определимся с главным плюсом игры. «Совокоты» мастерски ухватили одну из ключевых фишек вселенной: её атмосферу. Мир Warhammer 40000 погружён в бесконечную войну, где человечество сражается за место под солнцем буквально со всей галактикой. Сражается, впрочем, не потому, что «все вокруг злодеи, а мы такие добренькие» — нет, люди в «Вархаммере» показаны максимально ксенофобной расой. Хотя, конечно, «собратья по разуму» там ничерта не лучше.
Атмосферу тотальной безнадёги, мрачного будущего без единой светлой мысли и надежды, Owlcat передают на все сто. К тому же им удалось сделать то, что обычно не получается у иных игр по «Вахе».
Да, многие игровые воплощения WH40K добротно передавали брутальность и бессердечность мира, гигантизм Империума, его помпезность и пафос, которые соседствовали с откровенными трущобами, развалинами и общим низким уровнем жизни. А вот с раскрытием социальных проблем возникали сложности. Практически все игры о «Вархаммере» сосредоточены вокруг безостановочных сражений, а когда распиливаешь очередного орка или еретика цепным мечом, тебе обычно не до размышлений о бюрократии и социальной несправедливости.
Owlcat ухитряются сделать так, чтобы вы почувствовали все аспекты жизни простого (ладно, достаточно привилегированного) имперского гражданина. Многокилометровые очереди в местных административных зданиях. Необходимость прошвырнуться по нескольким мирам только для того, чтобы шлёпнуть пару печатей. Абсолютно бессмысленные и показушные мероприятия, от которых зубы ноют, кажется, у всех присутствующих.
Игра весьма драматично демонстрирует социальное неравенство в имперском обществе, а также использует типично «вархаммеровский» подход к подсчёту жертв. Умерли десятки тысяч? Ну, легко отделались. Планета оказалась уничтожена? «Она не досталась Хаосу, так что мы победили». Единичные жертвы тут попросту никто не считает.
Прибавьте к этому отличные стилистику, подходящее музыкальное сопровождение и то, что разработчикам удаётся сохранить свой подход на протяжении сотни часов игрового процесса — и вы получите Rogue Trader. Если вы искали игру, которая сможет перенести вас во вселенную Warhammer 40K не только благодаря визуальной атмосфере (как было, скажем, с WH40K: Darktide), но и с помощью иных, более тонких аспектов, то добро пожаловать.
Дела фамильные
Простор Коронус — одна из многочисленных частей огромного Империума Человечества. Фактически, это окраина, суровый и неприветливый фронтир, таящий множество опасностей. Протагонист игры в гробу видал и этот Коронус, и постоянно грызущихся за него Вольных торговцев, ксеносов, силы Хаоса и другие группировки помельче. Однако обстоятельства — штука страшная.
Волей судьбы герой или героиня оказывается не абы кем, а далёким родственником одного из тех самых Вольных торговцев — могущественных людей с невероятно длинными руками и огромным количеством возможностей. Череда случайных, казалось бы, событий приводит к тому, что из просто «претендента на звание наследника» герой становится полноправным Вольным торговцем.
Почти сразу он вынужден не только спасать собственную шкуру, но и разгребать бардак галактических масштабов на вверенных ему территориях. Все миры династии фон Валанциус оказываются по уши в проблемах, а протагонист — в самом центре зловещего заговора. И крутитесь, как хотите.
В результате вам придётся совершить немало всякого — причём не надейтесь обойтись исключительно «добренькими», белыми и пушистыми поступками. Или хотя бы нейтральными. Такие вещи этой вселенной практически не предусмотрены.
Мир, где люди оказались на распутье, требует от вас делать выбор: оказаться под пятой ксеносов или отбиваться, пусть и применяя силы Хаоса для этого. Как вы поступите? Попытаетесь решить всё миром? Оставите начинающих еретиков у власти и будете им помогать? Или же поступите как настоящий житель Империума и предадите всё и вся очищающему огню? А как быть с другими планетами, где на каждой свои беды?
Rogue Trader в лучших традициях и самой вселенной, и ролевого жанра предоставляет неоднозначный выбор, и многие решения рано или поздно вам аукнутся.
Ком проблем будет постоянно расти. Начинаясь с обеспечения мира на вверенных вам территориях и проблемах выживание, игра затем предлагает настоящее веселье: на огонёк заглянет Инквизиция, недвусмысленно намекающая на то, что все ваши прегрешения им прекрасно известны. Изо всех щелей повалят агрессивно настроенные ксеносы, Хаоситы и прочие сомнительные личности. Да и коллеги по ремеслу тоже в какой-то момент включатся в программу мероприятий, увеличив количество неадеквата до максимума.
Помогать вам решать все эти проблемы будет верная команда, состоящая из личностей крайне колоритных, скажем так. Среди них вообще нет обычных людей: у каждого в шкафу с десяток скелетов, и у каждого есть свои резоны путешествовать с вами, — должностные, сугубо личные или другие — но, поверьте, с ними не соскучишься.
Простор для отыгрыша
Ещё одна штука, которая «Вольному торговцу» удаётся хорошо, — это ролевая составляющая. Да, в играх по Warhammer 40K и раньше бывали моменты, когда игрок мог оступиться и пойти по кривой дорожке Хаоса, но тут даже этим решили не ограничиваться.
Rogue Trader предлагает систему мировоззрения, которая довольно радикально отличается от других изначально настольных систем. Вы можете быть догматиком, истово следующим имперским нормам — то есть ненавидит всё, что связано с ксеносами, колдовством варпа, а за малейшие проявления ереси может попросту прикончить. Буква закона для такого персонажа священна, а его твердолобость стоит сравнивать даже не с бараном, а с «Бэйнблейдом». Ну, или сразу с титаном.
Второй путь схизматика — это ставить чужую жизнь превыше всего. Такой персонаж будет заботиться о своих подчинённых столь ревностно, что некоторых особо догматичных граждан это может покоробить и дать им повод обвинить вас в чём-то нехорошем. Ну и третий путь, очевидно, еретический. Вы вольны махнуть на всё рукой и поддаться шёпоту, настойчиво ведущему вас во тьму. Но готовьтесь к тому, что у всякой силы есть цена. И чем больше силы вам обещают, тем больше придётся отдать.
Мировоззрение в «Торговце» — штука невероятно важная, ведь на ней завязано много чего. Диалоги с персонажами, разные игровые ситуации… даже концовки!
Разработчики очень напирают, чтобы вы следовали своему пути от начала и до конца, иначе вряд ли вы достигнете максимального уровня. Увы, но с выдаваемым опытом мировоззрения в игре всё довольно грустно. Даже после патчей.
Не менее значимая система в Rogue Trader — это создание и прокачка своего персонажа. Здесь Owlcat до конца верны себе: при первом взгляде кажется, что без бутылки тут не разберёшься. Громадное количество характеристик, килотонны умений, с десяток разных классов, которые ещё поди пойми как работают… и ведь ваш персонаж не одинок — спутников тоже качать придётся!
На поверку же оказывается, что ролевая система здесь несколько проще, чем в той же Wrath of the Righteous. Сложности, конечно, возникнут, однако на всякий случай разработчики заботливо предусмотрели возможность сброса всех прокаченных характеристик и навыков. Да и в целом освоиться несложно.
Скажем, зачем нужны офицеры? Чтобы понукать остальных! Они раздают различные баффы на союзников, порой весьма весомые (вроде возможности походить вне очереди). Парочка офицеров в вашей команде — это залог того, что вы всегда сможете обернуть ситуацию в свою пользу. Солдаты, которые могут освоить профессию архимилитанта, отлично подойдут для сворачивания шей толпам противников, тогда как авангарды будут выступать в качестве классических танков.
В итоге вы наверняка придёте к простой, но рабочей схеме «один персонаж — одна специализация». Кто-то работает со взрывчаткой и умеет отвешивать тумаки. Кто-то — ваша «тягловая лошадь» и Геркулес в одном флаконе. Другой шевелит мозгами, а четвёртый вешает окружающим лапшу на уши.
Короче, с прокачкой поначалу будет сложно. Придётся напряжённо всматриваться в монитор и думать: «так, я хочу, чтобы этот вот персонаж хорошо держал удар… о, в смысле, я могу ещё сделать так, чтобы он ещё и хорошо огрызался в ответ?». Уже к середине второго акта вы поймёте, чего хотите от своих героев, и будете двигаться уже по выбранным путям. А если не сможете сами, то разработчики оставили море подсказок — с ними не пропадёте.
Теперь вернёмся к диалоговой части. Ваши классы не будут влиять на разговоры, а вот прокаченные навыки ещё как. Здесь очень важно иметь в группе тех товарищей, которые смогут прикрыть ваши «слабые стороны». Благо, что проверки навыков и характеристик здесь (по большей части) распространяются на всю группу.
А проверок много! И от них многое зависит. Получите ли вы продвижение по заданию, сможете ли обвести оппонента вокруг пальца и убедить его в чём-то, что нужно вам… в некоторых местах можно вообще банально предложить собеседнику денег — и тот, скорее всего, охотно уступит Вашей Светлости.
Добрым словом и цепным мечом можно добиться многого
Правда, всегда решать все конфликты миром не выйдет. Даже не так: чаще всего кризис будет требовать именно силовых методов. Тогда вам будет уже не до церемоний.
Боевая система в Rogue Trader пошаговая и, откровенно говоря, не очень сложная. Есть вы, есть толпа (обычно) оппонентов — кто кого заборет, тот и прав. Сражения пошаговые, у каждого героя есть своя полоса инициативы, которая и определяет его положение на шкале… и, конечно же, в эту самую шкалу можно нагло вмешиваться. Способности офицеров, как уже говорилось выше, способны дать бесплатный (пусть и несколько ограниченный) бонусный ход. А сбив врага с ног вы помешаете ему действовать в свой ход, для ваших героев это тоже справедливо.
Фаза хода каждого героя условно разбита на две части: движение и действие. Перемещение тратит свои очки, действие — свои. Вы можете сдвинуть героя, применить им парочку умений, а затем от души приложить силовым молотом кого-нибудь по голове — это будет считаться за полный ход.
Тут есть свои тонкости. После атаки персонаж теряет все свои очки движения, о чём очень важно помнить: поначалу легко запутаться и получить лишний урон. Враги (и вы), прямо как в какой-нибудь XCOM, могут прятаться за укрытиями, снижая ваши шансы на попадание. За очками действий тоже надо следить в оба: сперва их хватает на строго ограниченное количество действий, на способность-другую, обычный выстрел или удар. Зато ближе к финалу герои превратятся в терминаторов, но об этом чуть позже.
Сражаясь эффективно, герои могут накапливать особый ресурс — моментум. Набрав определённое количество, любой персонаж в отряде сможет применить особо мощный навык, который зависит от класса героя. И эти способности на самом деле могут легко перевернуть любой бой, даже безнадёжный.
А вот если сражаетесь вы неэффективно, постоянно теряете бойцов и вообще враг вас теснит, то героический акт — тот самый особый приём — вам, скорее всего, не светит. Но можно будет попробовать огрызнуться с помощью «отчаянных мер». По сути это тот же героический акт, но с разными штрафами. Иногда, впрочем, и этого хватает для того, чтобы обернуть ситуацию в вашу пользу.
Также в Rogue Trader довольно хитрая система ранений. Если вашего персонажа пробьют больше, чем на половину здоровья одновременно — он получит рану. «Выбьют» — тоже получит рану. Их нужно лечить с помощью медицинских пакетов, иначе они перерастут в травму — и её лечить придётся уже на борту родного корабля.
Космос будет наш
Кстати, про корабль. Ваш пустотный флагман в игре служит не просто гигантской маршруткой, позволяющей мотаться между системами в поисках приключений на филейную часть. Как и в других играх «Совокотов», диалогами и обычными тактическими битвами дело не ограничивается. Так что встречайте: космические сражения и менеджмент вашего протектората!
К сожалению, с битвами в космосе есть проблемка. Они скучные. Поначалу, конечно, интересно управлять гигантским кораблём, финтить, уворачиваться от вражеских торпед в самый последний момент и жалить их своими пушками в ответ. Беда в том, что таких вот битв в Rogue Trader как-то слишком уж много. В определённый момент они превращаются в утомительную рутину.
Не помогают тут ни возможность улучшать свой корабль, навешивая на него новые детали, ни прокачка, открывающая новые навыки для боевых офицеров. Круто, конечно, что ваш носовой лэнс-излучатель стал бить вдвое сильнее, но так и враги стали жирнее. И прогрессия из-за этого ощущается очень слабо.
Что же до способностей офицеров, то тут всё совсем смешно. Главное, что вам нужно изучить, — это способность, разворачивающая вражеские корабли, нанося им урон. После этого любое сражение (кроме битв с кораблями-боссами) становится тривиальным. Подбили врага, применили способность — и вуаля, он мало того, что развернулся задницей к вам, так ещё и потерял половину оставшейся целостности корпуса. А с учётом того, что у этой штуки нет ограничения на радиус применения, спрятаться от неё не сможет никто и нигде.
И всё-таки Rogue Trader сложно обвинить в отсутствии разнообразия. Вы можете сделать так, чтобы ваш корабль буквально «плевался» торпедами. Научить экипаж творить бури варпа, сжигающие врагов дотла. Офицер-артиллерист даст вам возможность стрелять из пушек дважды при определённых условиях.
Управления протекторатом тоже гуманно и достаточно просто. Вы управляете своими планетами, выбирая, что там строить, разрешаете кризисы. Помните, что здания на планетах влияют друг на друга, а ближе к финалу игры — на то, что вы можете построить в других мирах. Некоторые здания требуют определённых ресурсов (их вы добываете, исследуя карту мира и устанавливая экстракторы на планетах), другие — определённой репутации у разных фракций.
Последняя повышается очень неохотно — поэтому советую заранее выбрать какую-то одну-две и целенаправленно прокачивать их. Тем более, что прокачать больше одной (возможно, двух) до максимума у вас всё равно не выйдет.
Влияние Повелителя Перемен
Увы, в «Вольном торговце» хватает проблем. Если на какие-то мелочи можно закрыть глаза или списать на странный баланс, то другие вызывают раздражение.
Игра традиционно для «Совокотов» забагована. Да, за два месяца разработчики выпустили несколько патчей, и многие — самые серьёзные! — косяки исправили. Что забавно, первые два акта и пролог от ошибок были старательно вычищены, где-то процентов сорок игры геймеры могли пройти без проблем. Затем начиналось веселье.
Неработающие цепочки заданий. Сломанные скрипты. У некоторых предметов сбивалось описание, в диалогах попросту пропадал текст. В четвёртой и пятой главах ломалось наглухо всё: игроки до сих пор жалуются, что не могут закончить задания некоторых компаньонов. Персонажи могли стать невидимыми, а их анимации ломались (вместе с модельками). Сейчас, спустя почти два месяца после релиза, ситуация уже значительно лучше, хотя иногда косяки всё-таки вылезают на поверхность и ехидно подмигивают.
А вот что вызывает недоумение, так это баланс. Видимо, Owlcat слишком близко приняли к сердцу ворчание игроков не тему того, что уровень сложности в их играх задран, а истинную концовку делали садисты. Поэтому решили переиграть вообще всё.
В Rogue Trader слишком легко сделать так, чтобы персонажи начали рвать всё живое и не очень живое в клочья. Достичь этого можно абсолютно разными классами и архетипами! Герой ближнего боя, хрупкий снайпер-ассасин или же беспощадный архимилитант, способный за один ход вычистить всю карту от противников — нужно, как говорится, только захотеть. Причем вариант с архимилитантом, судя по рассказам других игроков, выбирают многие. Разнится только предпочитаемое оружие: в моём случае это была Аргента с мельтой, другие же игроки по большей части останавливались на болтерах.
Разницы, впрочем, никакой: урон можно разогнать до таких высот, что даже финальный босс склеивает ласты всего за ход. В какой-то момент мне даже показалось, что идеальным решением всех моих проблем была бы постановка Аргенты на нос пустотного корабля, чтобы она косплеила «Звезду смерти»: под баффами она всё равно могла выстрелить на другую сторону карты даже из пистолета. Так что почему бы и нет?
Что до истинной концовки… чтобы не спойлерить, скажу так: вам нужно будет ОЧЕНЬ постараться, чтобы выйти не на неё. Особенно в том случае, если у вас есть привычка говорить с каждым встречным после выполнения каждого задания в игре.
Итог
Впечатления от Rogue Trader после прохождения остаются двойственные. С одной стороны — слишком много сражений, баланс в которых даже не ночевал. Они в какой-то момент откровенно выматывают и раздражают, а битв с действительно интересными оппонентами не так уж и много. Плюс баги и не самая весёлая «космическая» часть приключения.
С другой стороны, у «Совокотов» вышла действительно крутая ролевая игра, которая мало того, что даёт огромный простор для отыгрыша, так ещё и великолепно передаёт атмосферу и дух вселенной Warhammer 40K. Одно это, в принципе, способно позволить закрыть глаза на некоторые не самые серьёзные косяки, даже если вы не фанат вселенной, а просто пришли поглазеть на новую ролёвку разработчиков. Поверьте, вам даже так понравится.
Двойственными вышли и компаньоны: какими бы они не были харизматичными, но им игра уделяет преступно мало внимания. У каждого спутника по паре своих личных заданий, после чего они практически выбывают из истории. После той же Wrath of the Righteous, где линии компаньонов развивались параллельно вашей чуть ли не до самого конца игры это выглядит очень странно. Самая длинная квестовая цепочка, пожалуй, у Паскаля — она-то как раз тесно переплетена с сюжетом, поэтому ничего удивительного в этом нет. Остальным же, увы, не повезло.
Можно ли сказать, что игра удалась? Да, пожалуй. Rogue Trader, как ни крути, предоставляет действительно крутой опыт, которого не сыщешь ни в одной другой игре по вселенной Warhammer 40K. Можно ли сказать, что игра могла бы быть ещё лучше? И тут я отвечу «да». Тем не менее ознакомиться с творением Owlcat всё-таки стоит: кто знает, когда ещё Император улыбнётся нам, и мы получим ещё одну такую же RPG по этой вселенной?