Обзор Warhammer 40000: Space Marine 2. На Императора надейся, но и сам не плошай
Не устану повторять: игры во вселенной Warhammer 40000 — это настоящая русская рулетка. Никогда не знаешь, что подсунет Тзинч: отличную игру в духе культовой Warhammer 40,000: Dawn of War от Relic Entertainment или что-то в духе Necromunda: Hired Gun. Впрочем, в последние годы Император следит за видеоиграми по мотивам своей вселенной гораздо внимательнее, а потому достойные проекты мы получаем гораздо чаще.
Можете загибать пальцы. Не так давно вышла Warhammer 40000: Darktide — добротная игра, пусть её и пришлось доводить до ума почти целый год. Затем на полки легла Warhammer 40000: Rogue Trader от Owlcat, показавшая, что по «сорокатысячнику» можно делать классные RPG. Ну, а сейчас свет увидит Warhammer 40000: Space Marine 2 — продолжение тепло принятого игроками и критиками экшена аж 2011 года выпуска, который делала уже упомянутая выше Relic. И, забегая вперёд, скажу так — да, эта игра тоже получилась хорошей.
С чего всё началось
Оригинальная Warhammer 40,000: Space Marine была примечательной игрой: это была вторая попытка студии выпустить экшен с видом от третьего лица. До «Космоморяка» в портфолио команды были одни стратегии в реальном времени. Плюс единственная попытка сделать экшен — The Outfit, выпущенная в 2006 году эксклюзивно для Xbox 360. Игра, события которой разворачивались в сеттинге Второй мировой. В общем-то, в те времена было много подобных проектов, поэтому не удивительно, что про это приключение никто ничего не помнит.
Для второй попытки в экшены с видом от третьего лица WH40K: Space Marine была более чем хороша. Во многом благодаря тому, что Relic уже не в первый раз работала над играми по «сорокатысячнику». Студия хорошо знала, как передать атмосферу этой вселенной, а также представляла, чего хотят игроки. А хотелось им брутальной резни в максимально пафосном антураже — и с максимально пафосными героями! Именно это Relic и навалила большой лопатой. В руки геймеров выдали капитана Деметрия Тита из ордена Ультрамаринов. Во врагов записали орков и хаоситов, а сражаться заставили за мир-кузницу, где строили титанов.
Излучая смертоносные дозы пафоса, герой и его отряд пробиваются через полчища противников, в буквальном смысле прорезая себе дорогу цепными мечами. В итоге, герои выполняют свою работу, но дорогой ценой. Один из соратников Тита гибнет, второй же натравливает на капитана Инквизицию, заподозрив его в ереси и якшании с врагами. Из-за этого Тит теряет всё — звание, место в ордене, уважение братьев. Между двумя играми с героем произошло немало всего: например, его больше сотни лет держал в тюрьме поехавший по всем осям и весям инквизитор.
После той сотни лет космодесантник оказался в Карауле Смерти, где стал одним из Чёрных щитов, стерев со своих доспехов всю геральдику Ультрамаринов. Пока же он служил в Карауле, в Империуме грянули изменения: например, к жизни вернулся примарх Ультрамаринов Робаут Жиллиман — только вот сам Тит об этом был совершенно не в курсе.
Короче говоря, Тита вписали в канон (и задним числом закрыли несколько дыр в общей сюжетной линии WH40K), и осталась только одна проблема: отсутствие сиквела. Оригинальная Space Marine вышла ещё под эгидой той самой THQ, которая закрылась в начале 2013 года из-за нехватки денег. Все планы Relic по созданию целой трилогии пошли прахом. Разработку продолжения даже не успели толком начать, как от игры пришлось отказаться.
Фанатам в итоге пришлось ждать больше десяти лет только для того, чтобы дождаться полноценного анонса второй части. Занималась игрой, правда, уже не Relic, а Saber Interactive, известная как по десяткам собственных игр (SnowRunner, World War Z), так и по различным портам и улучшенным изданиям чужих проектов (третьего «Ведьмака» на Switch, например, портировала именно Saber). И на вопрос, получилось ли у студии сделать достойного преемника, можно ответить только положительно.
Враги сожрали родную хату
На момент начала Space Marine 2 Тит всё ещё состоит в рядах Караула Смерти. Вместе со своими боевыми братьями он отправляется спасать планету Кадаку от вторжения флота-улья тиранидов, зловещих и вечно голодных космических жуков. Правда, начало операции выдаётся хуже некуда: транспорт космодесантника оказывается сбит, союзники рассеяны, и единственная надежда на спасение — добраться до стартовой площадки и запустить в атмосферу вирусную бомбу. Успешно проделав это, Тит вступает в неравный бой с полчищами тиранидов, и почти погибает… но, к счастью, кавалерия успевает вовремя.
В общем, таким вот нехитрым способом Тита не просто возвращают к Ультрамаринам, но и делают его десантником-Примарис. Более совершенным, сильным и крутым, чем раньше (а фанаты долго гадали, как же Тит докатится до жизни такой!). Дело осталось за малым: взять в руки поганую метлу да вышвырнуть всех злобных жуков из звёздной системы, куда они прилетели подкрепиться.
А после жуков, разумеется, придётся взяться и за хаоситов. И нет, это не спойлер — разработчики ещё в промо-материалах к игре показывали, мол, Хаос будет. Тем более что и история в Space Marine 2 оказывается прямым продолжением той, которая была в первой части. Титу придётся встретиться не только с жуками-переростками и кознями Архиврага, но и с призраками прошлого. Некоторые из них оказываются весьма неожиданными. Более того, в финале Saber ещё и задел на триквел оставили — судя по всему, студия хочет воплотить в жизнь идею Relic. Я, конечно, всецело и всеми конечностями «за» — хороших игр по «Вахе» нужно как можно больше.
А второй «Космоморяк» как раз из таких. Разработчики отлично понимают, что геймеры приходят в видеоигры развлекаться, и поэтому сделали всё возможное, чтобы игроки получили как можно больше эмоций во время прохождения.
Тут хватает и диких, нервных до дрожи в коленях эпизодов, где надо оборонять какой-то объект, постоянно матерясь и бегая из одного угла карты в другой. А есть такие, где выдают прыжковый ранец и кивают: мол, видишь во-он тех ребят? Так если видишь, лети и размажь их в кровавый фарш по стенам, теперь ты можешь это сделать! Есть парочка моментов, где любой клаустрофоб начнёт выть от ужаса, а в голове немедленно воскреснут воспоминания о Dead Space. Ну и при высадке на третью по счёту планету вас тоже ждёт головокружительный, во всех смыслах, эпизод. Спойлерить не буду — но вам гарантированно понравится!
Работа на атмосферу, конечно же, тоже на высоте. Имперский город-улей гарантированно заставит вас искать челюсть под столом. Величественные, вздымающиеся к небесам здания, общая гигантомания (чего стоит один только колокол высотой с пятиэтажку!)… и полчища врагов на фоне. Голодные тираниды бросаются на полки Имперской Гвардии и космодесант. Небо заслоняют легионы гаргулий, воздух прорезают всполохи лазеров, грохочет артиллерия, туда-сюда носятся танки. И вы не просто наблюдаете за всем этим великолепием — зачастую вы сами оказываетесь посреди мясорубки!
Быть Ангелом Смерти
Впрочем, не только атмосферой цепляет вторая Space Marine. С геймплеем тут всё тоже хорошо. Давайте только сразу обсудим один-вопрос. Нет, это не «DOOM в сеттинге Warhammer 40000». Перезапущенную серию от id Software с экшеном от Saber роднят, пожалуй, только запредельные брутальность и жестокость. В остальном же это две совершенно разных игры.
Начать стоит хотя бы с того факта, что Space Marine 2 — это не шутер. Это экшен с видом от третьего лица, где одинаково важен ближний и дальний бой. В то время как DOOM (на секундочку, шутер с видом от первого лица) делает основную ставку именно на стрельбу. Держать дистанцию, быстро носиться по карте и поливать врагов снарядами сразу из всех орудий Палача Рока — вот, как играется творение id. «Космоморяк 2» же куда более размеренная и неспешная игра, делающая упор на то, что вы начнёте сражение издалека, а затем приблизитесь и хорошенько вжарите оружием ближнего боя.
Так что да, игры эти совершенно разные. Они дарят свой, уникальный игровой опыт… и это, чёрт возьми, хорошо! Если бы все брутальные экшены были похожи друг на друга как две капли воды, мы вернулись бы в двухтысячные, где бал правили уже упомянутые ранее игры про Вторую мировую.
В остальном о геймплее можно рассказать коротко. Носитесь по локациям, сражаетесь с полчищами врагов, выполняете задания, ищете секреты. Во время боя вы ограничены всего тремя видами оружия за раз — основным, вспомогательным и рукопашным. Проредили вражеские ряды дальнобойным оружием, переключились на ближний бой — и пошла потеха. Мелочь от ударов мечей, молотов и прочего снаряжения космодесанта натурально превращается в кровавую кашу, крупных врагов придётся какое-то время побить…, но и они не бессмертные. А на тот случай, если кто-то захочет навязать схватку уже вам, вы всегда можете парировать и уклоняться от атак, получая преимущество. И, нет, темпа игры это не ломает, хотя поначалу и кажется обратное.
Сила в единстве
«Но что делать, если я хочу пострелять по врагам, а не махать шашкой?» — спросите вы. Отвечу — играть с друзьями! Space Marine 2, в отличие от первой части, предлагает всем желающим совместное прохождение сюжетной кампании — благодаря чему вы и ещё два человека идёте насаждать свет Императора всяким нехорошим тварям. Благо, что каждый персонаж в кооперативе обладает уникальными навыками, и каждому найдётся своя работа.
Впрочем, такое деление «по ролям» лучше всего работает не в кампании, а в режиме «Операции». По сути, это вторая половина сюжетного режима: пока Тит и его товарищи творят всякую дичь и гоняют врагов по планетам, их коллеги выполняют всяческие жизненно важные задачи. Например, охотятся за командирами противников или ищут способ прошибить огромный планетарный щит, который мешает наступлению. Собственно, в «Операциях» надо играть за этих самых «коллег» Тита.
Одна из ключевых особенностей этого режима — полноценная классовая система и глубокая кастомизация персонажей. Вам на руки выдают шесть разных направлений, заточенных под что-то своё. Например, штурмовик. Его одарили реактивным ранцем, а также возможностью таскать с собой громовой молот. Однако из оружия дальнего боя у него только болт-пистолет. А есть снайпер, который может временно становиться невидимым, и его основное оружие — безумно мощная винтовка, выносящая вперёд ногами даже самые «жирные» цели. Только в ближнем бою у него есть только нож.
Короче говоря, командная игра в «Операциях» — штука важная. Бегать в гордом одиночестве не рекомендуется, бежать впереди команды тоже. Слаженные действия, которые помогут вам не тратить лишние аптечки и патроны — вот залог успеха.
Прокачка при этом проста как палка. За прохождение дают опыт, а на локациях можно найти особые ресурсы для арсенала. Благодаря этому, можно прокачать ствол или навыки персонажа, что открываются по одному за уровень. Процесс предельно линейный, но при этом не лишённый выбора: в каждой колонке можно выбрать только один талант. Да и взять на задание можно только конкретное оружие, поэтому сами решайте — больше урона или больше патронов? Быстрее перезарядка или большая пробивная сила? Разница, вроде бы, и небольшая, но на деле она есть. И во время игры очень даже ощущается.
Отдельно стоит отметить две вещи. Во-первых, в экшене уже доступен классический PvP-мультиплеер: Империум против Хаоса, где все радостно месят друг друга. Сражения очень похожи на то, что было в первой части… но, увы, протестировать их лично не вышло — слишком мало было народу до официального релиза.
И во-вторых, в будущем в Space Marine 2 добавят «режим орды». Случится это, увы, не скоро. А кроме него, будут и новые карты, игровые режимы, оппоненты для «Операций», новые задания и многое другое. Всё это разработчики обещают добавлять абсолютно бесплатно. Платить можно будет только за «шкурки» для персонажей да за украшения оружия. Щедро? Ещё как!
Итог
В общем, как вы уже могли понять, впечатления от Space Marine 2 у меня исключительно положительные. Нельзя не сказать, что у игры хватает различных мелких шероховатостей. Местами абсурдных, местами забавных. Например, во время одной из миссий в городе-улье нужно защищать огромный лифт. Благо, прямо в центре стоит большой ящик с патронами — насчёт них можно было не волноваться. Можно было. Пока я не погиб, и после загрузки не обнаружил, что боеприпасы-то пропали! Пришлось, чертыхаясь, использовать вообще весь арсенал, разбросанный по карте. С огромным трудом, но эпизод был пройден.
Техническая сторона вопроса тоже радует не всегда. В некоторых катсценах на движке кадровая частота почему-то падала ниже 30 FPS. А ещё игра весьма требовательна к ресурсам процессора, поэтому даже включение Nvidia DLSS или AMD FSR не всегда спасают. В моём случае, например, прибавки практически не было. Плюс имейте в виду, что сейчас в игре апскейлеры второй модели. Третью версию обещают интегрировать уже после релиза.
Однако хорошего в игре в разы больше, чем плохого. Нельзя не восхититься, например, звуковым сопровождением, ощущениями от оружия и передвижения. Болтеры грохочут ровно так, как это нужно. Звуки, с которыми громовой молот плющит врагов в блины, приводит в натуральный восторг. А грохочущие шаги Избранных Воинов Императора наверняка снятся в кошмарах всем, кто хотя бы на секундочку задумался о ереси. Так что да, Saber Interactive отлично поработала с атмосферой на многих уровнях — и это замечательно. Можно поворчать только что на то, что космодесантники не ощущаются достаточно быстрыми…, но это уже персональная, и довольно мелкая придирка.
В общем и целом, Warhammer 40000: Space Marine 2 это отличный, брутальный экшен, который без особых проблем заставит вас влюбиться в эту мрачную вселенную. Ну, а если вы уже фанат — заставит гордиться тем, что по франшизе делают такие игры.
Император защищает!