Обзор Resident Evil 4 Remake (2023): уже не шедевр, но всё ещё отличная игра
Анонс ремейка четвёртого «Резидента» не стал большим сюрпризом — игра фигурировала в списке готовящихся проектов Capcom, который украли хакеры и опубликовали в сети в отместку за то, что компания отказалась платить «выкуп». Тогда же у многих возник вполне логичный вопрос — почему именно Resident Evil 4, а не Resident Evil Code: Veronica X? Первая, за вычетом мелких нюансов, прошла проверку временем и прекрасно играется до сих пор. А вот второй как раз и нужно было полноценное «переосмысление» в духе ремейков Resident Evil 2 и 3.
Правда, с учётом особенностей четвёртой части, Capcom вполне могла бы избрать лёгкий путь Naughty Dog с её The Last of Us: Part 1 и просто «пересадить» оригинал 2005 года на новый движок, не меняя содержание и механики. Но японцы решили совместить былые идеи со свежими наработками из ремейков — в общем, выбрали сложный. Что из этого вышло — расскажет автор «Канобу» и большой фанат серии Дмитрий Сироватко.
Почему оригинальная Resident Evil 4 — выдающаяся игра?
Кадр из игры Resident Evil 4, 2005 год
Resident Evil 4 рождалась в муках и оттого сильно дольше обычного — в Capcom никак не могли определиться с направлением. Сперва поставленный у руля Хидэки Камия, руководивший разработкой Resident Evil 2, так увлёкся экшеном и готической архитектурой, что увёл проект слишком далеко от истоков. Наработки, впрочем, пришлись Capcom по душе, поэтому та приняла решение избавиться от всех связей с «Резидентом» и создать на этой основе новый IP — как показало время, очень даже успешную и влиятельную Devil May Cry. Правда, одним забракованным концептом дело не ограничилось — следом в мусор отправились идеи про заражённого вирусом Леона, маньяка с крюком и замок с призраками. Отдельные элементы несостоявшихся игр в итоге реализовали в той Resident Evil 4 от Синдзи Миками, которая дожила до релиза.
Тот в свою очередь прекрасно понимал, что невозможно до бесконечности эксплуатировать давно опостылевший геймплей из 90-х, и «Резиденту» нужна мощная встряска. Поэтому новую часть создали с упором на экшен, сделав героя более манёвренным и переместив камеру за плечо Леону. Resident Evil 4, вопреки некогда сложившемуся обывательскому мнению, не была первой игрой с такой перспективой и лазерным прицелом вместо перекрестия, но именно она популяризировала эти элементы. Несмотря на постоянные перестрелки, четвёртая часть не перестала быть страшной — врагов много, они подвижны, живучи, а некоторые могут атаковать на расстоянии или вовсе убить героя одним попаданием. Патронов при этом игра отсыпала не то чтобы с избытком, поэтому то и дело приходилось избегать сражений.
Кадр из игры Resident Evil 4, 2005 год
Словом, нутро RE в каком-то смысле осталось в строю, как и редкие головоломки. Да и парочка «хоррорных» эпизодов, явно отсылающих к ранним частям, тоже присутствовала.
Но заслуга Миками как руководителя не только в новом подходе к геймплею. Четвёртая часть — игра ручной выделки. С минимумом бэктрекинга и самоповторов. Практически каждый час маэстро доставал из рукава новый козырь, удивляя геймера пуще прежнего. А какие здесь боссы… Долой одинаковых бугаёв с бронёй сотого левела, вокруг которых приходилось подолгу водить хороводы и монотонно спускать весь арсенал. Каждый босс-файт отличался как условиями, в которых приходилось сражаться, так и повадками соперника. Предугадать паттерны было практически нереально, поэтому сражения практически всегда начинались с нескольких смертей в попытке разобраться, что здесь и к чему.
Вместе с тем Миками изменил подход к повествованию. Серия Resident Evil никогда не славилась хорошими сценариями и, к сожалению, не славится ими и сейчас.
Кадр из игры Resident Evil 4, 2005 год
Это всегда банальные истории про очередного мегаломаньяка, обладающего сверхспособностями или просто дорвавшегося до оружия массового поражения, и теперь жаждущего подчинить себе человечество или же пустить его на мясо.
Впрочем, игровая индустрия знает массу примеров того, как банальную основу про добряков и злодеев вытягивали интересные персонажи и диалоги. К сожалению, у «Резидентов» всё плохо и с этим, а уж в ранних частях — так в особенности. Геймеры со стажем наверняка помнят мемы про Джилл-сэндвич, ADA WAIT и прочие образцы ужасного райтинга, который в условиях претенциозности и попыток в серьёзную «голливудщину» смотрелся ещё более жалким.
Нельзя сказать, что сценарий Миками сильно лучше написанных его предшественниками, однако геймдиректор RE4 хотя бы додумался увести его в сторону иронии. Герои четвёртой части регулярно разбавляли повествование шуточками и вообще всячески подмигивали игроку. Чего стоит один лишь загадочный торговец, которого иначе как пробивающим четвёртую стену «молотом», не назовёшь. Вопреки правилу про два стула, Миками смог успешно расположиться на обоих.
Всё ещё простой сценарий про прокачавшегося до статуса спецагента Леона Кеннеди и его поиски похищенной дочери президента в испанской деревушке, где правит культ поклоняющихся паразиту шизиков, умудряется гармонично сочетать в себе серьёзность и гэги. И даже антагонисты, пускай и движимые всё теми же прозрачными мотивами, получились очень колоритными, и сами то и дело хохмили.
В последний раз я перепроходил ремастер RE4 три года назад и по-прежнему получал удовольствие от геймплея.
Да, в современных реалиях хотелось видеть интерактивное окружение, складывающиеся «по физике» трупы и способного стрелять на ходу Леона. Но два первых пожелания скорее из разряда гиммиков, а третье наряду с так и напрашивающимися перекатами ещё сильнее увело бы четвёртую часть от истоков. Поэтому подход Миками, несмотря на ряд вынужденных ограничений, всё же был грамотным. И, как показало время, не сильно состарившимся.
Что поменялось в Resident Evil 4 Remake (2023)?
В том, что Capcom интегрирует в переосмысленную «четвёрку» механики последних частей и двух ремейков, сомнений не было. Именно это обстоятельство наверняка расстроит тех, кто ждал от новой игры прежнего опыта, но с новой графикой. Resident Evil 4 образца 2023-го получилась более динамичной в сравнении даже с Village, но всё же уступающей оригиналу. И если в демке это было не слишком заметно, то чем дальше в испанский лес, тем сильнее ощущается дисбаланс между героем и врагами. Важное уточнение —я проходил игру на стандартной сложности, которую Capcom рекомендует тем, кто не играл в первоисточник. Не соглашусь с данным утверждением — обе игры ощущаются примерно равными в плане челленджа, а временами чаша перевешивает в сторону ремейка. Возможно, на хардкоре будет совсем тяжко по причинам, которые я сейчас изложу, но с другой стороны — на то он и хардкор.
В общем, проблема заключается в том, что Леон действует с куда меньшей прытью — неспешно перезаряжается (даже с учётом прокачки соответствующего параметра у оружия), медленнее бегает и неуклюже целится. Зато враги по-прежнему довольно юркие. И поскольку ремейк не требовал от разработчиков идти на уступки недостаточно мощному железу, во многих эпизодах недругов стало заметно больше. Камера по-прежнему сильно ограничивает обзор, поэтому получить по башке со спины теперь в разы проще. А выстрелить в лицо врагу, чтобы следом отвесить «вертухан» и добить лежачего ножом, стало сложнее. Плюс игра периодически не засчитывает попадание в голову, и враг не входит в состояние стана, поэтому ударить его ногой не получается. Не знаю, это проблема хитбоксов или так и было задумано, но имеем то, что имеем. И это раздражает.
Кстати, играющим на консолях (я проходил ремейк на Xbox Series X) настоятельно рекомендую перед началом зайти в опции и увеличить скорость камеры при прицеливании процентов эдак на 20.
Выше я писал о неспособности Леона ходить и стрелять одновременно — здесь решили отказаться от данного ограничения. Вот только проку от этого мало — в такой стойке спецагент со стажем двигается со скоростью хромой черепахи. Может, следовало уравнять шансы дэшами из ремейка третьей части? Увы, их нет. Зато есть топорно реализованный стелс, найти толковое применение которому можно разве что в единичных «срежиссированных» сегментах, и то если повезёт. Нет возможности прижаться к стенке, как нет и индикаторов шума/видимости. Плюс скрипты, скрипты и ещё раз скрипты, практически сводящие на нет возможность импровизации со скрытными убийствами. Дошло даже до смешного:
Внедрение всех вышеописанных механик в теории сделало бы игру более экшеновой и, соответственно, менее напряжённой. С другой стороны, в оригинале всё было куда сбалансированным, но челлендж при этом никуда не улетучился. В ремейке то и дело возникает ощущение, что очередной экран You Are Dead ты получил не по причине собственной профнепригодности, а из-за подлой подножки. Или, если угодно, палки в и без того буксующее колесо.
В защиту такого геймдизайна скажу, что благодаря всем этим искусственным неудобствам былой хит 2005-го воспринимается иначе. И, пожалуй, этот подход, несмотря на периодические негодования, мне ближе. Resident Evil 4 не так сильно состарилась графически, чтобы при прохождении ремастера вытирать кровавые слёзы. Но по этой причине, а также из-за образцового геймплея, ремейк уже не ощущается настолько же новым по отношению к первоисточнику и, соответственно, не так впечатляет.
Наверное, это можно объяснить желанием Capcom не повторять прежних ошибок: в отличие от Resident Evil 3 (2020) из сюжета ремейка четвёртой части не стали вырезать ничего важного. Разработчики расширили некоторые эпизоды, а пару небольших сегментов заменили другими.
А вот что действительно расстроило в Resident Evil 4 (2023), так это переделанный сценарий. Понятно, что новая команда не могла слишком далеко уходить от первоисточника, но решение сделать игру более серьёзной под стать мрачному антуражу мне не совсем непонятно. Если кэмповый оригинал, несмотря на отдельные хоррорные нотки, прекрасно разместился одной пятой точкой на двух стульях, то ремейк поломал оба — ещё более ироничный и самовлюблённый Луис Серра теперь смотрится чуждым элементом на фоне довольно серьёзного Леона и прочих участников действа — столь же серьёзных.
Отдельно стоит обмолвиться про виновницу торжества — президентскую дочку Эшли. Здесь Capcom очень неприятно удивила, особенно памятуя о том, насколько хорошо ремейки второй и третьей части «освежили» ужасные сценарии первоисточников. В общем, разработчики умудрились сделать раздражающего персонажа ещё более невыносимым. Эшли ноет пуще прежнего и постоянно обменивается с Леоном быстро набивающими оскомину дежурными фразами «С тобой всё в порядке?». А уж по количеству неуместных в условиях «серьёзного» сюжета шуток девушка и вовсе выбила бинго. «Леон, тебе заняться нечем, зачем полез на люстру?» — говорит Эшли в ситуации, когда все двери заперты и непонятно, где выход. Занавес.
Вкратце о других изменениях:
- Ножом, которым изначально вооружён Леон, можно парировать атаки врагов и отбиваться от схвативших героя недругов, дабы минимизировать потери здоровья. Оружие довольно быстро ломается, но его дозволено починить за деньги у торговца, как и бронежилет, которым герой обзаведётся примерно к середине кампании. Также вам повстречаются ножи поскромнее и не подлежащие восстановлению.
- В игре стало больше опциональных сегментов с бэктрекингом. Например, знаменитый эпизод с лодкой — можно исследовать некоторые необязательные локации и получить лут. А торговец будет выдавать герою различные поручения — например, поймать огромную рыбу или найти золотое яйцо.
- Появились ящики, которые можно открывать одноразовыми ключами, а также «шкафы», рассчитанные на особый многоразовый ключ. В основном, там лежат сокровища, поэтому имеет смысл возвращаться в такие места после получения «открывашки» и забирать лут.
- В точках сохранения можно оставить оружие и спреи в хранилище.
- Можно крафтить нужный тип амуниции из пороха и материалов.
- QTE в игре очень мало, а головоломок куда больше, чем в оригинале. И они стали ощутимо сложнее.
- Грабить корованы нельзя, но можно есть змей (шутка юмора, которых не доложили в игре)
Итог: ещё один отличный ремейк
Бытует мнение, что нельзя войти дважды в одну реку. Переосмысленная Resident Evil 4, равно как и недавний ремейк Dead Space, доказала обратное. При наличии мощного первоисточника, не требующего тотальной «переделки», можно добиться того, чтобы былой хит ощущался знакомым и чуждым практически в равной степени. Конечно, спорные перемены в сюжете и менее удобная боёвка, сделанные в угоду хоррорности, наверняка разочаруют многих поклонников оригинала. Но на общем фоне это настолько мелкие штрихи, что испортить дорогую картину маслом им не под силу. Напротив — другим разработчикам следует поучиться у Capcom, и ведь подумать только — Resident Evil 4, на который опирается ремейк, вышла почти 20 лет назад, а своим геймплеем радует иных современных творений, сделанных с нуля.
В качестве послесловия — команда, отвечавшая за русскую локализацию, в очередной раз продемонстрировала свою профнепригодность. Вольная трактовка многих фраз и мат там, где его быть не должно, по-прежнему вызывают чувство испанского стыда. Про озвучку ничего не скажу, поскольку проходил игру в оригинальном дубляже, но своим фактом присутствия она точно не сделала Resident Evil 4 (2023) хуже.