Обзор игры «Приключения Капитана Блада»: Пиратский экшен, воскресший спустя 22 года

Шестого мая 2025 года случилось нечто особенное — Приключения капитана Блада наконец-то поступают в продажу. Наверняка этот релиз будут украшать пёстрые лозунги в духе «легенда российского геймдева воскресла». И самое интересное, что они будут полностью оправданы.
Ведь работа над этой игрой стартовала аж в 2003 году! Тогда она называлась «Одиссея Капитана Блада» и разрабатывалась усилиями отечественной компании «Акелла». Изначальный план звучал просто — взять сверхпопулярных на тот момент «Корсаров» и превратить их в динамичный экшен.
Разбираемся, каким получился это долгожданный долгострой.
На протяжении пары лет работа по-настоящему кипела. Согласно легендам, разработчики горели своим проектом — заучивали приключенческий роман Рафаэля Сабатини, на котором основана игра, и полировали её до блеска. Нам обещали правдоподобную физику, насыщенные бои на воде и суше, богатый арсенал оружия и прокачку.
Полноценно «Одиссею» показали на КРИ-2005. Выглядела игра многообещающе и походила на самый настоящий некстген. При этом релиз обещали как на компьютерах, так и на консолях — в частности на Xbox 360. Казалось, что будущее у пиратского экшена будет безоблачным. Но увы, уже через пару месяцев его заморозили. Работу над экшеном возобновили только в 2006 году под новым именем «Приключения Капитана Блада».
Но вместе с названием сменились руководители и видение проекта. Из серьёзного морского приключения игра преобразовалась в боевик со стилистикой «комиксов». Так, например, количество «мультяшной» крови на экране сильно возросло и появились QTE-элементы. Проект сильно отклонился от своего изначального направления, что не помешало ему привлечь внимание на КРИ-2007 — тогда «Капитан Блад» заслужил звание лучшей экшен-игры. Игра растеряла весь дух оригинального романа, зато прибавила в вычурности, взрывах и эпичных драках.

Видимо, такие же бои шли внутри компаний создателей. Компания «Акелла» разбиралась с издателем Playlogic, из-за которого «Приключения Капитана Блада» продали третьей стороне — 1C. Разумеется, всё это влияло на ход разработки.
Вплоть до 2010 года проект катали по разным выставкам, где собирали различные награды. В какой-то момент игра окончательно превратилась в отечественного клона God of War, причём это сравнение было не в пользу «Капитана Блада». Тем не менее, у экшена были шансы найти своих фанатов. В том же году его должны были выпустить на Xbox 360, но… этого не произошло. Как? Почему? До сих пор неизвестно. Версия для компьютеров тоже не получила релиза. Ходили слухи, что системный администратор попросту очистил все жёсткие диски от важной информации.
Семь лет игра была в разработке, собирала внимание и награды, чтобы в конце обрести максимально нелепый исход. Ещё четырнадцать лет журналисты и геймеры пытались разгадать, что происходило при создании «Приключений Капитана Блада». И только в районе 2021 билд игры неожиданно утёк в сеть. А ещё через некоторое время, в 2024 году, стало известно о неожиданном официальном возрождении проекта.
Автор этой статьи следил за проектом чуть ли не с момента анонса. Перед его релизом успел закончить школу, университет и стать почти полностью седым. Стоил ли «Капитан Блад» стольких лет ожиданий?
Первые 30 минут игры
Игра начинается бодро — вот мы наблюдаем за морским сражением, в ходе которого с английского корабля похищают пышногрудую красавицу. Затем нас перемещают в таверну, где знакомят с Капитаном Бладом и его товарищем. Их трапезу, как и обсуждение планов на будущее, прерывает вторжение испанцев. Паника, слышны выстрелы, хозяина заведения убивают!
Начинается бодрый экшен, в котором мы побеждаем врагов парой-тройкой ударов. Ну или всего одним брутальным добиванием, что сразу убивает солдат в красной форме. Это не очень весело, но удобно и эффективно.
Бежим в порт, потом отправляемся спасать гражданских, и снова возвращаемся к кораблям. По пути расправляемся с десятком-другим солдат и открываем сундуки. Далее, вместе с другими пиратами, отправляем вражеские лодки на морское дно.
Переключаемся на второго персонажа, чтобы захватить корабль испанцев. Тут же побеждаем первого босса — огромного агрессивного бугая. К счастью, десяток взрывчатых бочек, натянутые канаты и парочка успешных QTE отправят махину на тот свет.
И… на этом лучшая часть «Приключений Капитана Блада» заканчивается — хоть какое-то веселье стоит ждать в финале, во время нападения на Картахену.
Знаешь, что такое безумие?

Всё вышеописанное было ещё в демоверсии. Увы, дальше игра почти никак не меняется. Геймерам придётся бегать туда-сюда по скучным линейным локациям, убивая сотни врагов.
Любые попытки разбавить игровой процесс кажутся либо странными, либо неуместными, либо откровенно плохими. Почти все боссы, кроме первого и предпоследнего, до ужаса унылы. Чтобы их одолеть не нужно выстраивать тактику, полагаться на окружение или хотя бы надеяться на свой собственный скилл. Достаточно выучить простой паттерн действий: два раза ударил — отскочил — два раза ударил — отскочил.
Загадок нет вообще. Но периодически одноклеточные бои будут разбавлять поиски интерактивных объектов, вроде рубильников, открывающих проход вперёд. Будет даже несколько сегментов, где придётся елозить левым стиком влево-вправо, чтобы активировать какой-то механизм. А в самые лучшие моменты Блад сможет взяться за какое-нибудь мощное оружие, чтобы устроить своеобразный тир по бедным-несчастным испанцам.
Кстати, пару раз дадут принять участие в морских сражениях, когда герой со своей командой выходит против нескольких кораблей и их солдат. Бои на собственной палубе, стрельба из мощных пушек, уклонения от вражеские снарядов — согласитесь, звучит круто! Но в том-то и дело, что на словах можно выстроить хорошую картинку, но практика жестока и неприглядна.
Ведь игроков заставляют бегать от одной пушки к другой, прицеливаясь в подвижные цели, которые норовят выскочить из угла обзора. Вдобавок они отвечают массовым огнём, что наносит урон герою и заставляет его потерять равновесие. Прибавьте к этому постоянно прибывающих врагов, с которыми команда Блада не в силах расправиться. После каждого такого задания с теплотой вспоминаешь Assassin’s Creed IV: Black Flag - Jackdaw Edition, где морские сражения можно повторять десятки раз, но они всё равно приносили удовольствие.
Один против тысячи

Вплоть до самого финала будут появляться новые виды противников. Вот только они не сделают прохождение интересней — скорее, наоборот. Враги будут прибавлять в здоровье, защите и мерзких атаках, что-либо сбивают Капитана Блада с ног, либо ненадолго оглушают его. В итоге можно попасть в неприятную ситуацию, когда героя зажимают со всех сторон, в игрок ничего не может с этим сделать. В таких ситуациях приходится только ждать и надеяться на лучшее.
При этом арсенал умений у протагонист неплохой. Он умеет уворачиваться, блокировать, стрелять, кидать бомбы, впадать в «ярость», а также совершать лёгкие и тяжёлые удары. Вот только пользоваться всем этим добром нелегко. Кувырки не имеют кадров неуязвимости, к которым мы так привыкли после долгих лет прохождения souls-like игр. Поэтому атаки врагов могут подловить Блада даже в момент уклонения. Блок способен защитить от большинства атак, а при грамотном тайминге может даже оглушить противника. Но оранжевые и заряженные удары его легко пробивают. К тому же, в гуще сражений пользоваться им неудобно.
Выстрелы из ружья хороши против слабых оппонентов, а тяжеловесы от них даже не шелохнутся (лишь потеряют немного здоровья). Бомбы летят куда попало — то в центр толпы, то в цель-одиночку, то в стену. За последнее стоит благодарить кривую камеру. А лёгкие и тяжёлые удары капитана Блада не будут складываться в комбо, если не купить соответствующие улучшения. Я чётко ощутил эти ограничения, потому что в какой-то момент они стали проблемой. Прокачка героя чувствовалась не столько прогрессией, сколько «открытие приёмов, которые и так должны быть».
Отчасти это вина очень старого геймдизайна времён самых первых частей God of War. В последний раз я испытывал нечто похожее как раз в ту эпоху — впрочем, это совершенно не удивительно. Вся игра кричит о том, что её создатели вдохновлялись оригинальными приключениями Кратоса.
Даже дизайн уровней об этом напоминает — иногда на локациях будут встречаться развилки и «слепые зоны», где можно отыскать сундуки. Они помогают восстановить здоровье, бомбы и получить много золото. Именно за счёт него приобретаются все улучшения. Причём некоторые из них можно усиливать, если купить их несколько раз. Что, кстати, тоже отсылает к системе развития God of War.
«Только не списывай точь-в-точь».
Но нет ничего плохого в том, что «Приключения Капитана Блада» похожи на экшен про Бога Войны. Плохо то, что этих параллелей не так много, как хотелось бы.
Пиратскому экшену не хватает какого-то размаха, какого-то абсурдного безумия. Здесь нет живописных прыжков с одного корабля на другой. Нет битв на верхушке матч. Нет попыток оседлать выпущенное ядро. Хотя подобное смотрелось бы очень уместно, особенно учитывая своеобразный дизайн.
Капитан Блад — типичный протагонист-гигачадище, сокрушающий врагов харизмой и массивной челюстью. Вся знать — это красавцы, которые большую часть дня проводят перед зеркалом. Все девушки — а их тут всего две — это невероятные красавицы с пышной грудью, из-за чего они больше напоминают секс-кукол, чем живых людей. Ну, а злодеи-пираты — это бородатые уродцы с огромным брюхом.
С одной стороны, это скучно и предсказуемо. С другой — это по-своему стильно. И даже немного красиво. В этом плане больше всего порадовала финальная часть сюжета со штурмом Картахены.
Капитан Блад вместе с командой нападает на город, ломает ворота, дерётся на живописных улочках и в тесных подвалах. В туннелях убегает от гигантского крокодила. Потом снова бегает по залитым солнцем переулкам, борется с испанскими инквизиторами, спасается от ловушек в катакомбах, попадает в прекрасное блестящее здание, а в финале дерётся с вице-королём. Которого и кромсает, и протыкает, и застреливает, и с крыши сбрасывает, и всё ради того, чтобы скормить негодяя крокодилу. Вот это круто! Такой должна была быть вся игра! Но увы — первый и последний уровни это лучшее, что можно встретить за 4-6 часов прохождения.
Плыли-плыли, не доплыли
Игра очень короткая. Единственный способ задержаться в ней подольше — это «пылесосить» локации в поиске сундуков с сокровищами. Ну и часто возвращаться к точке сохранения, потому что в какой-то момент на игрока выкидывают просто тонны противников. Автор этих строк чуть не бросил игру в самом конце предпоследнего уровня. Там Бладу требуется сломать пушку, для чего надо дёргать два рубильника. Но после каждых трёх-четырёх попыток приходит волна врагов. А всего их шесть — каждая сильнее и больше предыдущей. На прохождение этого сегмента ушло около часа, что неприлично много для такой игры. Причём сложность была средняя, но местами она ощущалась жутко нечестной.
А если героя не погубит сложность, то это сделают баги. Шум воды, перекрывающий звуки сражений, голоса и даже музыку — это не страшно. Гораздо хуже тот факт, что Блад и его враги умеют ходить по невидимым текстурам, будто они летают. Из-за этого пару раз можно вылететь за пределы карты и умереть. К слову про полёт — сильные удары, добивания и взрывы бомбы могут отправить тела врагов куда-подальше. В самом худшем случае это случится с каким-нибудь стрелком, которого закинет в недоступную часть локации. Вы его достать не сможете, а вот он вас — вполне.

Более того, точки сохранения расставлял какой-то маньяк, который хотел заставить игроков страдать. Поэтому иногда после смерти персонажа придётся заново проходить ДЕСЯТКИ боёв.
Несмотря на всё, назвать «Приключения капитана Блада» плохой игрой не получится. Я проходил игру про Голлума — поверьте, я знаю о чём говорю.
Здесь видна задумка, некое видение. Можно даже заметить талант разработчиков, которые заморочились над деталями. Задники подвижны, иногда постановка сцен хорошая (хотя местами ужасна), даже олдскульный геймдизайн пару раз доставил удовольствие. Но тем не менее, во время прохождения проскальзывала мысль: «Да когда это уже закончится?!» А это не очень хороший знак.
После завершения «Приключений Капитана Блада» остаётся чувство сожаления. Грустно, что эта игра не вышла в своё время в изначальном виде. Или хотя бы после «перезапуска» — возможно, она бы уже тогда смотрелась устаревшей, но всё равно имела бы шансы стать хитом. А сегодня она больше похожа на некий артефакт или экспонат, который дошёл до релиза вопреки всему…
И всё же я лучше пройду с десяток таких «Бладов», чем притронусь к ранее упомянутому Голлуму.