30 октября 2023Игры
Обновлено 05.11.2023

Обзор Marvel Spider-Man 2. Непомерно затянутый и бедный на новые идеи сиквел

Обзор Marvel Spider-Man 2. Непомерно затянутый и бедный на новые идеи сиквел - изображение обложка

20 октября состоялся релиз Marvel’s Spider-Man 2 — одного из главных релизов уходящего года, получившего восторженный приём в прессе. С новинкой ознакомился и автор «Канобу» Дмитрий Сироватко, которому есть что возразить пребывающим в экстазе коллегам по цеху.

Оригинальная Spider-Man (2018), вышедшая из-под пера Insomniac Games в 2018-м, разделила аудиторию на два лагеря. Излишне дотошные игроки отказывались видеть в проекте что-либо кроме «клона Batman: Arkham Asylum, только с графоном и кинцом». Менее искушённые товарищи, напротив, восторгались уровнем постановки, техническим исполнением и задорным геймплеем. Правда же, как водится, лежала где-то посередине.

Да, «Человек-паук» образца 2018-го был архетипичным проектом внутренней студии Sony — дорогим, отлично срежиссированным, но не претендующим на звание новатора и не поражающим глубиной механик. Но в ситуации, когда хорошие игры про супергероев (а про Спайдермена так и подавно) стали штучным продуктом, появляющимся хорошо если раз в пять лет, будешь рад даже такому.

Я с большим удовольствием прошёл игру, выбил в ней «платину», но при этом отдавал себе отчёт в том, что разработчикам есть куда стремиться. Как минимум, можно было уменьшить градус однотипных побочных сражений и столь же однотипных аванпостов. А стелс-эпизоды за Мэри Джейн и Майлза Моралеса следовало основательно переработать, а лучше вообще выкинуть за борт. И забавно, что вышедшая два года спустя Marvel’s Spider-Man: Miles Morales решила многие из проблем. Хотя, казалось бы, проект меньшего масштаба и сделанный на скорую руку для того, чтобы показать возможности только что поступившей в продажу консоли нового поколения.

В том и заключается ирония — это «DLC за тогдашние ещё не 70, но уже 50 баксов» на поверку ощущалось куда более свежим глотком воздуха, чем вышедший в 2023-м полноценный сиквел, к тому же не скованный рамками железа PS4.

Сшитый белыми нитками

Подобно первой части, вторая начинается с погони… нет, погодите, с жирного спойлера, который уж точно следовало отложить в игре, и так не балующей геймера плот-твистами. А уже потом продолжается погоней и эффектной битвой с боссом. В данном случае — с Песочным человеком. Insomniac явно понимала, что среди купивших игру будет немало тех, кто в глаза не видел две предыдущие, поэтому вплела во вступление ещё и небольшой туториал. Противостоять злодею будут уже два супергероя, между которыми придётся периодически переключаться.

Ещё до выхода игры я фантазировал на тему того, как Insomniac реализует «парный» геймплей за двух Пауков, напрашивавшийся сам собой. Самым банальным, но от этого не менее эффектным решением было бы пойти по проложенной Rockstar дорожке. Помните, как в Grand Theft Auto 5 приходилось взламывать систему безопасности одним героем, следом пускать пулю в лоб федералу из снайперки вторым и, наконец, подгонять авто для отхода третьим? Примерно так это работает в «Человеке-пауке 2», но куда более банально. Обычно герои стоят в шаговой доступности друг от друга и просто мутузят босса с разных сторон, а игра автоматически переключается между персонажами. А при накоплении специальной шкалы можно провести мощный парный суперприём. Более изобретательные сегменты, лучше раскрывающие механику, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Поэтому смысл в наличии двух героев скорее номинальный. Спецспособности не сильно отличаются — в основном, это какой-нибудь мощный рывок вперёд или ба-бах по площади. Причём этих способностей опять напихали выше крыши, а практическая ценность у большинства из них околонулевая даже на высокой сложности. Героям по-прежнему противостоит мелкая «шелуха», «джаггернауты» и расставленные по периметру снайперы. Иногда геймера пытаются «удивить» роботами-птичками или роботами-собачками, равно как и врагами, атакующими мощным и неблокируемым ударом. Обычно от таких легко увернуться, но порой придётся прибегать к парированию — чуть ли не единственному видному нововведению в боёвке.

Что же до идеи с двумя героями, то у неё есть и другое обоснование — стремление авторов показать одну и ту же историю глазами двух персонажей.

Правда, здесь игроков тоже ждёт облом. Казалось бы, с высоты пережитого Питер и Майлз уже должны были давно стать уверенными в себе «альфачами», без проблем раздающими оплеухи направо и налево, не забывая при этом хохмить. И да, оба Паука ведут себя именно так в сражениях, но как только приходится снять маску, их словно подменяют.

Тестостерон как будто падает ниже референсных значений, и бывалые спасители Нью-Йорка уже предстают в виде двух эмо-боев, жалующихся на неспособность жить за пределами геройств. Подобно 15-летним они проглатывают язык в ответственных разговорах, ведут себя рассеянно и инфантильно радуются банальным вещам. Ещё не до конца переросшего пубертат (но при этом, на секундочку, спасшего Нью-Йорк) Майлза ещё худо-бедно можно понять, но уж точно не Питера, который по-прежнему общается с Эм-Джей примерно так же, как персонажи первой части «Американского пирога» с девушками.

Понятно, что искать логику в произведении про супергероев — дело заведомо неблагодарное. Но и видеть засилье житейской рутины и подростковой «драмы» в таком проекте тоже не хочется. Тем более что этим морализаторством игроков достаточно пичкали в двух предыдущих играх. Так зачем делать это вновь? Ведь подобные проекты должны развлекать не хуже Американских горок. Постоянно повышать градус. А в ситуации, когда тебя спонсирует компания уровня Sony, сделать это совсем несложно.

Здесь же мы имеем дело со сломанной коробкой передач. Вот игра вроде бы задаёт резвый темп, а потом со всей дури жмёт на тормоза и скармливает какой-нибудь мирный эпизод про детство Питера и Гарри.

Или прогулку по исследовательскому центру с кучей словоблудства и монотонным тыканьем во все «триггеры», чтобы после десяти «вау» Паркера игрока наконец-то пустили к следующей сюжетной сценке. И ладно бы такие эпизоды предлагали интересный геймплей, но нет. Если стелс, то линейный со слишком очевидными решениями. Если покатушки на велосипеде, то обязательно с кривой физикой и отсутствием таймера. «Это что, симулятор Shenmue?», — воскликнул я примерно по прошествии 15 часов, когда внутриигровой счётчик по-прежнему показывал 30% прохождения.

Insomniac будто бы провалилась на 20 лет назад, когда в геймдеве было заведено соревноваться в количестве гиммиков, причём в массе своей бесполезных. Смотрите, можно взять любой предмет и повертеть в руках. Или поговорить с каждым встречным. Понять бы только, зачем. А ещё у меня возникла теория, что в ТЗ всех внутренних студий PlayStation примерно с 2016 года обязательно присутствуют два пункта: стелс и флэшбеки. И оба этих элемента будто бы дозволено реализовывать как вздумается — главное, чтобы они были. Ну и, конечно же, повесточка.

Разбавить банальщину неплохо смогла Naughty Dog в Uncharted 4: A Thief’s End, выдав Дрейку игрушечный пистолет и контроллер от первой PlayStation вместе с Crash Bandicoot. Воспоминания Элли о Джоэле тоже играли важную роль в повествовании The Last of Us: Part 2I. Вот уж не думал, что заруганную многими игру теперь можно будет ставить в пример как один из лучших сиквелов. Да, проект вышел неоднозначным, но хотя бы в нём чувствовалось желание авторов двинуться в сторону.

В случае с «Человеком-пауком» так и хочется в очередной раз пошутить про DLC за 70 баксов и не сказать, что в этот раз мем далёк от истины.

Всё везде и сразу

За пределами сюжета, выстроенного вокруг соплей главных героев и желающего помериться силами с другими суперзлодеями Крейвеном, нас ждёт очень неумело завуалированная калька проекта пятилетней давности. Ну хорошо, немного слукавил — связанная с симбиотами арка вышла хорошей. Да и вообще, после первых двух третей игра вспоминает про наличие пятой скорости и принимается мчать вперёд как ужаленная в известное место. Уже вижу, как на горизонте появляется ещё один опостылевший мем «Главное потерпеть первые 10 часов». И надоел он вовсе не потому, что шутка, повторяемая с завидной регулярностью, уже перестаёт быть смешной. Как раз наоборот — это теперь суровая реальность, олицетворением которой являются многие ААА-игры. Включая Marvel’s Spider-Man 2, пускай и не в полной мере.

Одной из главных претензий к Marvel’s Spider-Man было чрезмерное обилие однотипной «побочки» из разряда «наваляй всем плохишам» или «догони автомобиль с бандитами».

Я был не из числа тех, кто негодовал по этому поводу и, напротив, с удовольствием выполнил все рутинные поручения. А всё потому, что творение Insomniac, при всех своих недочётах, ощущалось большим шагом вперед по сравнению с проектами, которые на протяжении почти двух десятков лет клепали разные студии под покровительством Activision. Другой вопрос, что хорошее на фоне плохого или полного безрыбья не обязательно станет образцом для подражания.

Тут можно провести параллель с Heavy Rain, которая напустила пыли в глаза особо впечатлительным гражданам своей постановкой и графикой. И лишь спустя несколько лет многие геймеры, перепрошедшие ремастер, вдруг осознали, какую ахинею им на самом деле скормил Дэвид Кейдж. Поэтому не зря говорят, что впечатление можно произвести лишь один раз. И здесь хочется сделать реверанс в сторону ещё двух крупных релизов последних 12 месяцев — God of War: Ragnarok и The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. В своих рецензиях я даже оправдывал разработчиков за вторичность, мотивируя это тем, что ждать велосипеда с квадратными колёсами от столь знаковых проектов было бы странным.

И действительно — God of War (2018) переизобрела серию и при этом была куда меньшим «кинцом», нежели любая игра про Человека-паука от Insomniac. Предъявить геймплею было практически не за что, как и последней «Зельде». Marvel’s Spider-Man изначально был проектом довольно компромиссным. Если отбросить в сторону прошлые игры про супергероя, а также традиционно дорогую постановку, то мы получим крепкий экшен, едва ли претендующий на что-то кроме «семёрки».

Исправь разработчики недочёты, которых было не то чтобы много, и добавь новых идей — второй «Паук» легко бы вышел на новый уровень. Но вместо этого инноваций практически ноль, а недостатки по-прежнему в строю.

Обзор Marvel Spider-Man 2. Непомерно затянутый и бедный на новые идеи сиквел - фото 1

Городские преступления теперь навязываются игроку ещё сильнее, поскольку для быстрого (причём действительно быстрого, PS5 и чудо-SSD как-никак) перемещения между районами нужно пройти выполнить энное количество поручений. Тратить время на полёты по Нью-Йорку было в новинку в первой части — опять же, во многом из-за выдающейся графики. В этом плане Marvel’s Spider-Man 2 тоже разочаровывает. Разрыв в качестве картинки между первой и второй частями куда меньше, чем между двумя Ratchet & Clank от всё той же Insomniac. Единственное, что впечатляет — возросшая дальность прорисовки, благодаря чему находить спрятанный лут стало проще. В остальном, разница с ремастером первой части минимальная, поэтому барьеры, искусственно отделяющие геймера от фаст-тревела, только раздражают.

В наличии и традиционный сбор мишуры, вроде воспоминаний Песочного человека, а также миссий, в которых нужно перебить всех врагов за определённое время. Поскольку они связаны с Мистерио, авторы немного дали волю креативу, отчего подобные поручения уже не кажутся столь однообразными, какими они были в первой части. Рутинные головоломки с соединением проводов и перестановкой предметов тоже в наличии. Есть и местный аналог цепей из элементов схем. Благо что многие из них по-прежнему дозволено пропускать, если уж совсем потянет в сон. А тянуть в него будет с завидной регулярностью, как уже отмечалось ранее.

И самое ужасное, что иные побочные задания подчас выполнены качественнее, чем сюжетные. Само собой, узнать, в какой миссии вас поджидает уныние, можно только с помощью YouTube или гайдов. Пользуйтесь без зазрений совести, ибо игра и так чрезмерно растянута даже в рамках сюжетной кампании.

Вывод — уж точно не игра года

Обзор Marvel Spider-Man 2. Непомерно затянутый и бедный на новые идеи сиквел - фото 2

После выхода God of War Ragnarok мне показалось, что внутренние студии PlayStation начали расслабляться. Знакомство с «Человеком-пауком 2» дало понять — нет, не показалось. И ладно, когда тебе просто не доложили «инноваций», которых нынче принято требовать даже у столба. Куда хуже, когда авторы умудряются упасть ниже установленной ими же планки. «Богу войны» в этом плане повезло больше — несмотря на ужасные сегменты с Атреем и смехотворную в плане сценария финальную треть, игра практически стабильно доставляла на протяжении первых 20-30 часов. Согласитесь, это немало.

Marvel’s Spider-Man 2 начинает трещать по швам чуть не с порога, хаотичным образом смешивая великолепно поставленные миссии с откровенным мусором, добрую треть которого не стоило выносить даже в «побочку».

Ну и сюжет, периодически душащий «подростковой рутиной» на протяжении почти всей игры, а в финале выливающийся чуть ли не в шапито уровня третьего «Паука» Рэйми. Тоже, прямо скажем, не лучший результат даже по меркам Marvel со всеми её «комиксовыми» условностями. В силу отсутствия хоть сколько-нибудь значимых нововведений, хочется спросить у Insomniac — неужели отведённого времени не хватило в ситуации, когда на руках давно есть и готовый движок, и геймплейная основа, не требующая тотальной переделки?

Тем, у кого свежи воспоминания об оригинальной Marvel’s Spider-Man или её ремастере, равно как и Miles Morales, настоятельно рекомендую подождать как минимум полгода, чтобы непомерно задранные на волне хайпа цены снизились хотя бы на четверть. А если вы пропустили прошлые две части, лучше пройдите расширенное издание «Майлза» в комплекте с обновленной игрой 2018-го. Денег заплатите сильно меньше, а удовольствия получите в разы больше.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
PavlinNS
PavlinNS
7 баллов и 0 комментов, мда, сайт умер точно
PavlinNS
PavlinNS
Комментарий был удален