Обзор Honkai: Star Rail — совсем не космическая Genshin Impact
26 апреля компания HoYoverse выпускает в релиз Honkai: Star Rail — масштабную научно-фантастическую приключенческую игру, которая на первый взгляд кажется попыткой создать «ещё одну Genshin Impact», просто в другом сеттинге. Впрочем, различий у этих двух проектов куда больше, чем может показаться. Редактор «Канобу» Алексей Егоров провёл в предрелизной версии Star Rail больше недели, и теперь рассказывает о том, чего ждать от новой игры студии.
Что к чему
Для MiHoYo, разработчиков Star Rail, это уже не первая игра подобного рода — даже если мы оставляем за скобками вездесущий «Геншин». До этого авторы много лет поддерживали Honkai Impact 3rd, а до неё было ещё несколько проектов. Все они объединены одной вселенной, в них встречаются одни и те же персонажи, и на то, чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета той же HI3rd уйдёт немало времени. К счастью, «Паровозик» досконального знания местного лора и не требует — вы можете начать играть даже в том случае, если никогда раньше не прикасались к играм студии.
Что Star Rail предложит ветеранам? Знакомым с «Хонкаем» — нескольких узнаваемых персонажей и терминологию. Знакомым с «Геншином» — интерфейс, ряд внутриигровых активностей да местную систему гачи (баннеров с персонажами). Остальное будет уже в новинку.
Также, несмотря на кажущуюся схожесть с Genshin Impact, Star Rail от последней всё-таки серьёзно отличается. У этих двух игр совершенно разный подход к построению мира, к локациям, к боевой системе, — короче говоря, практически ко всем ключевым элементам геймплея. Опять же, повторюсь: знакомые элементы, в том числе и геймплейные, здесь есть, но основной каркас игрового процесса совершенно иной. Более, если позволите, вдумчивый и неспешный. А ещё — и это несомненный плюс! — здесь нет надоедливого персонажа-маскота, который вставляет свои пять копеек каждые пять минут.
А теперь давайте разбираться в подробностях.
О мире вокруг и его героях
Мир Star Rail — это очередная альтернативная реальность Honkai Impact 3rd. Один из героев игры, Вельт Янг, после событий A Post Honkai Odyssey отправляется в совершенно незнакомый ему мир. Мир этот отличается от привычного нам: люди здесь покорили космос, живут на разных планетах и исследуют космическое пространство. Одна из таких исследовательниц, Химеко, обнаружила потерпевший крушение на её родной планете «Астральный экспресс» — самый настоящий паровоз, который может перемещаться между планетами. Починив его, девушка пускается в путешествие между звёзд, где встречает множество необычных попутчиков — вроде того же Вельта.
Впрочем, центральное место в истории занимают не эти двое. Сюжет берёт свой старт на космической станции «Герта», которая подвергается нападению Легиона Антиматерии. В случившейся суматохе никто не замечает парочку загадочных личностей, чьи действия в итоге приводят к появлению искусственного человека — Первопроходца, главного героя. Необычен этот персонаж не только своим искусственным происхождением, но и тем, что в качестве «ядра» для его создания использовали Стелларон — загадочную (и, как позже выясняется, крайне «вредную») материю, обладающую собственной волей и невообразимой мощью. Героя, созданного таинственными Охотниками за Стелларонами, фактически бросают на произвол судьбы, однако его — или её — подбирает команда «Астрального экспресса».
Спустя какое-то время протагонист всё-таки соглашается принять приглашение от команды «Экспресса» и отправляется исследовать звёзды вместе с ними. Его цель — понять, с какой целью его вообще создали.
Это, собственно, вся завязка, рассказывать дальше — значит, спойлерить. Впрочем, особо и рассказывать-то сейчас не о чем: в игре пока что всего три больших зоны (станция «Герта», планета Ярило-6 и огромный космический корабль Лофу Сяньчжоу), причём оценить сюжет мне удалось лишь в прологе да на Ярило-6. Дальше же в предрелизной версии игры практически не было контента: мне удалось пройти парочку сюжетных заданий, после чего Star Rail внезапно осталась без катсцен, диалогов и даже без названий квестов. В релизной версии, полагаю, сюжет там всё-таки будет.
Судить текущую историю по итогу тоже сложно. С одной стороны, она как минимум кажется довольно серьёзной (в Белобоге, единственном оставшемся на Ярило-6 городе, поднимается множество непростых вопросов), но в то же время довольно предсказуемой.
К чести авторов, сюжет — по крайней мере, пока! — ухитряется неплохо балансировать между приземлённым реализмом и научно-фантастическим цирком. Местные герои ему под стать: скажем, тот же Вельт почти всегда спокоен, сосредоточен и серьёзен, а вот девушка по имени Март 7, напротив, живёт на всю катушку и фонтанирует эмоциями направо и налево. Протагониста же после недели знакомства с игрой можно охарактеризовать как тролля переменной толщины: герой, конечно, может быть серьёзным, если это необходимо, но подкалывать окружающих и прикидываться чайником у него выходит гораздо убедительнее. Причём разработчики явно понимали, что игрокам захочется подобного отыгрыша, из-за чего соответствующих вариантов реплик в диалогах всегда хватает.
Знакомым с «Хонкаем» игрокам будет наверняка приятно увидеть старых знакомых — например, Броню и Зеле — выступающих в совершенно новых амплуа. Новичкам же всё подробно разжуют, ведь у многих играбельных персонажей есть или роль в сюжете, или собственные квесты, позволяющие познакомиться с героем чуть получше.
Геймплей и его тонкости
Жанрово «Паровозик» находится где-то на стыке приключенческого экшена с исследованием мира и пошаговой ролевой игры (которую так и тянет назвать jRPG). И, да, звучит это действительно как Genshin Impact, но с рядом больших нюансов.
Во-первых, местный мир — это не огромный открытый Тейват из «Геншина». Здесь вообще нет бесшовного открытого мира, каждый крупный регион разбит на несколько относительно небольших, «кишкообразных» локаций, которые и предлагается исследовать. Карты кишмя кишат противниками; там можно найти множество сокровищ; порталы, открывающие доступ к особым испытаниям, и всё в таком духе. Зоны весьма компактные, так что даже обязательный бэктрекинг особо не раздражает: пробежать почти любую локацию от края до края можно буквально за минуту, не пользуясь телепортами и иными способами «срезать» себе маршрут.
Ключевое отличие, впрочем, заключается в боевой системе. Там где Genshin Impact предлагала экшен в реальном времени с возможностью переключения между четырьмя героями, Star Rail предлагает пошаговые битвы формата «четверо героев против 1-5 противников», где всё зависит не столько от вашей скорости реакции, сколько от понимания происходящего и умения правильно составить себе команду. Ну, а ещё от определённой толики удачи, но к этому вопросу мы ещё вернёмся.
Боевая система может показаться крайне простой, но это только поначалу. Нюансов там огромное количество, причём игра явно сделана так, чтобы сражения работали более-менее гладко как у любителей грубой силы, так и у фанатов выстраивания многоступенчатых планов.
Суть вот в чём. Вы натыкаетесь на глобальной карте на вражеский отряд, и решаете, что с ним делать. Можно просто обойти стороной. Можно просто вступить в сражение А можете приостановиться, посмотреть на уязвимости оппонентов, выбрать героя с нужной стихией и инициировать атаку с его помощью — это даст небольшой, но приятный бонус. Ещё у каждого персонажа есть уникальные навыки, работающие исключительно на глобальной карте: кто-то лечит, кто-то накладывает на противников различные дебаффы, а Зеле, например, умеет делать группу незаметной для противников.
Непосредственно в самом сражении вам надо учитывать кучу параметров. Например, стихийные уязвимости противников: даже если у вас не будет, например, персонажей с огненным элементом, вы всё ещё будете наносить урон врагам с соответствующей уязвимостью. Но вот истощить врага, сняв ему полосу выносливости, выйдет только у «огненного» героя. Лишившийся выносливости враг какое-то время не сможет действовать, его действия будут отложены, а сам он будет получать несколько больше урона. Причём «разбивая» полосу выносливости врага вы также будете накладывать на него определённые эффекты, зависящие от элемента. Огненный персонаж врага подожжёт, ледяной — заморозит, ну, а герой-«физик» заставит истекать кровью.
У каждого героя есть три способа действовать в битве: атаковать с помощью обычных ударов, применять особые навыки и высвобождать особо мощные ультимативные способности. Способностями бездумно «спамить» не выйдет — у группы есть пять очков умений, разделённых между всей командой, поэтому придётся чередовать особые атаки с обычными, чтобы восполнять запас этих самых очков.
Ультимативные способности стоят слегка особняком от других: с их помощью можно не только нанести врагу значительный урон (или, напротив, усилить свою команду), но можно и вмешаться в очерёдность хода. Дело в том, что эти навыки можно применять буквально в любой момент. Скажем, вы видите, что враг вот-вот походит, «сбить» ему выносливость герои не успели, и атака противника гарантированно убьёт одного из ваших героев. Если у вас есть чей-то готовый ультимейт, то вы можете «вбросить» его прямо перед вражеской атакой, и надеяться, что урона от него хватит на то, чтобы от противника избавиться.
Star Rail вообще всячески поощряет подобное «хамское» поведение со стороны игрока. В игре несметное количество различных дебаффов, помогающих затормозить или ослабить противника, которые при грамотном подходе могут помочь выиграть битву даже с превосходящим по силе врагом. Ну, а ещё можно перед боем подкрепиться — это тоже увеличит шансы выиграть.
Чем команда «Экспресса» может заняться
В своё время, в рецензии на Genshin Impact я упоминал, что в ней, как и в любой гача-игре, невероятно огромное количество ресурсов, которые обязательно придётся собирать для того, чтобы герои становились сильнее. К сожалению, абзац, посвящённый прокачке героев и необходимым для этого действиям можно перенести в этот материал практически без изменений.
Суть в следующем. У каждого героя и предметов его экипировки есть определённое количество уровней. По достижении определённой планки нужно тратить определённые ресурсы, чтобы персонаж смог «пробить» свой потолок, и вы смогли качать его дальше. У каждого персонажа по шесть таких «возвышений» — или «анкапов» — каждый требует всё больше и больше ресурсов, а также времени на прокачку. Плюс, как и в «Геншине», вы не можете просто взять и прокачаться до определённого уровня: вся прокачка привязана к уровню мира, тот — к уровню аккаунта, а он, в свою очередь, набирается не очень быстро. Хотя за неделю в игре у меня и вышло получить 36 уровней из 70 на данный момент доступных.
Ресурсов на улучшение персонажей и экипировки уходит чёртова гора, некоторые добываются только кровью и потом, часть вообще «закрыта» за активностями с ограниченным числом заходов в неделю. Плюс, разумеется, все «подземелья» — с артефактами ли, с карточками на опыт или с ресурсами — требуют в качестве платы за вход энергию, которая строго ограничена и восстанавливается довольно неохотно.
В общем, если прогрессия и процесс прокачки героев не понравились вам в «Геншине» — то и в Star Rail вы будете от всего этого не в восторге.
Что касается игровых режимов, то в «Паровозике», например, нет кооператива — вообще ни в каком виде. Витой Бездны, где вы добываете себе ресурсы для гачи, тоже замечено не было (хотя не исключено, что она открывается после прохождения сюжета на Лофу Сяньчжоу). Зато, например, есть полноценный режим-«рогалик», который предлагает немало добротных наград. Причём как единоразовых, так и на еженедельной основе. Сложным его назвать трудно, однако определённых удачи, навыка и усидчивости он требует. Но и награждает соответственно: я, например, сумел каким-то чудом пройти группой героев 50 уровня мир, рассчитанный на персонажей 60 уровня, получив в награду немало полезных предметов и дикий всплеск эндорфинов.
Справедливости ради также стоит заметить, что некоторые особо нудные вещи Star Rail позволяет пустить «на самотёк» — в игре есть опция автоматического боя, поэтому, например, гринд карточек опыта или базовых ресурсов для прокачки можно без особых проблем перепоручить искусственному интеллекту. Сработает это, к сожалению, далеко не везде, но жизнь всё равно упростить позволяет.
К денежным вопросам
За последнее время игроки уже привыкли к жанру азиатских гача-игр, поэтому особо объяснять, что к чему, скорее всего уже и не надо. Но если вы вдруг только сейчас присоединяетесь к нашему празднику жизни, то вот вам краткая вводная.
Персонажи в гача-играх добываются с помощью внутриигровой рулетки. Одна «прокрутка» стоит 160 единиц валюты, сразу десять — 1600 соответственно. 10х «прокрутка» обычно гарантирует получение чего-то хотя бы относительно неплохого, вроде четырёхзвёздного оружия (в Star Rail роль оружия играют особые карты), или, если повезёт, то персонажа. За время, проведённое в предрелизной версии, я потратил в районе 60 тысяч внутриигровой валюты, и пятизвёздочные что герои, что оружие падали не очень-то охотно — в общем счёте я обзавёлся тремя карточками и пятью, кажется, героями, одного из которых мне дали дважды.
В общем и целом, система до боли напоминает Genshin Impact — абсолютно те же расценки, и, кажется, даже шансы точно такие же. Да и то, что игрокам нужно доставать из баннеров и оружие, и персонажей, тоже позволяет очень быстро вычислить, откуда тут ноги растут.
Впрочем, можно сказать «спасибо» хотя бы за то, что эту систему MiHoYo взяли из «Геншина», а не из Honkai Impact 3rd. Там вам, помимо самого персонажа и его оружия, нужно было обзавестись ещё и набором из трёх карточек-стигм, без которых многие герои попросту не могут раскрыть весь свой потенциал.
Что там с донатом и ценами на него, увы, сказать попросту не могу — соответствующий пункт в меню вёл на пустую страницу. Однако я более чем уверен, что в Star Rail будут ровно те же ежемесячные карточки с внутриигровой валютой, «боевые пропуска» и попросту возможность купить внутриигровой валюты для прокрутки гачи. Во всяком случае, в двух предыдущих релизах студии всё это есть — почему вдруг этого не будет здесь?
Итог
Неделя, проведённая в предрелизной версии Honkai: Star Rail меня в целом обнадёжила. Это приятно выглядящий проект, который не требует провести тысячу часов за изучением всех механик, но при этом и не скатывающийся в откровенную казуальщину. С неплохими героями, как минимум сносной историей, хорошей музыкой и большим потенциалом на развитие.
Вопрос в том, куда игра двинется дальше. У MiHoYo большой опыт развития гача-игр, поэтому умереть бесславной смертью «Паровозику» явно не грозит. Однако во что она превратится дальше — хороший вопрос. С концепцией «у нас есть бороздящий просторы космоса корабль, который может отправиться куда угодно» разработчикам открыт настоящий карт-бланш на абсолютно любые поступки: «Астральный экспресс» может даже в Тейват заглянуть, если уж создателям так захочется. Однако пока что о будущем игры говорить ещё рано: сейчас в Star Rail даже нет всех персонажей, которые уже были во время предыдущих бета-версий. Так что сначала разработчики добавят их, а уж потом отправятся дальше — к звёздам.
Будем же посмотреть, что в итоге у них получится.
P.S. Игра переведена на русский язык — локализованы интерфейс и все реплики героев. К сожалению, в предрелизной версии перевода не было, поэтому оценить его не удалось.