Обзор Elden Ring: Nightreign: Рогалик с болью и страданиями



Кажется, люди слишком долго жаловались на то, что FromSoftware никак не меняет формулу своих игр. Это, конечно, далеко не так: ядро геймплея в условных Dark Souls и Elden Ring схоже, но отличий там масса. Тем не менее в студии явно начитались подобных комментариев и решили расширить портфолио. Знакомьтесь: вот вам «совсем-не-Dark Souls» с мультиплеером на четверых (The Duskbloods) и «совсем-не-Dark Souls» в виде кооперативного рогалика на основе Elden Ring.
Nightreign, о которой сейчас пойдет речь, кажется очень странной игрой. С одной стороны, здесь привычный всем фанатам серии геймплей: бегаете по карте, сносите врагов, качаетесь, сражаетесь с боссами, постоянно умираете и возрождаетесь. С другой — изменилась сама суть, само ядро. Вы не исследуете большой, опасный, но невероятно притягательный мир — вы носитесь по плюс-минус одной и той же карте, раз за разом повторяя почти одинаковые действия. Каждый забег занимает примерно 40–50 минут, после чего все начинается сначала. Механики тоже вроде знакомые, но работают… не так, как раньше.
В общем, эта игра — эксперимент. Сработает ли знакомая формула на совершенно ином каркасе? Не взорвутся ли игроки от необходимости по полчаса бежать до босса, только чтобы посмотреть на него и умереть за полминуты? Вопросы любопытные — давайте разбираться.
Безумству храбрых
Забавно, но несмотря на то, что Nightreign по сути рогалик, FromSoftware не забыли добавить какой-никакой сюжет, катсценки и прочие мелочи. «Забавно» потому, что в некоторых моментах всё это сделано так, что оригинальная Elden Ring начинает выглядеть бледно. И это не шутка.
В своё время в оригинальном обзоре я жаловался на то, что разработчики, такие вот нехорошие бяки, не дают возможности вести свой собственный журнал — что было бы уместно в контексте появившегося открытого мира. А вот здесь, внезапно, такой журнал имеется. Более того — персонажи сами ведут свои записи, постепенно раскрывая собственную историю. А в ключевых моментах вам дают поболтать с окружающими… которые почти не разговаривают загадками! Они умеют говорить, чего хотят, рассказывают где это получить — короче, очень и очень неожиданный подход для From.
Впрочем, не стоит ожидать, что эта игра стала более сюжетной, чем предыдущие творения студии. Жанр всё-таки не тот — поэтому история подаётся очень порционно, и на неё не делают большой ставки. Но и к простому «иди и режь всё живое» тоже не сводят — уже плюс!

Если вкратце — у вас есть восемь героев, восставших против Ночи, разоряющей земли. Причины сражаться у каждого свои, и познакомиться с чаяниями и надеждами героев можно, читая их записи в дневнике. Всё в целом предельно просто и понятно: герои совершают вылазки из своей крепости, уничтожают Ночных повелителей и пытаются освободить земли Лимвельда. Типичные для FromSoftware недосказанности, загадки и полунамёки обрушатся на вашу голову лишь в финале… точнее, в финалах — их в игре два. Они оба не противоречат друг другу, а лишь дополняют и оставляют много пищи для размышлений.
Но не будем о сюжете. Лучше поговорим о персонажах, ибо они — сердце этой игры во всех смыслах. Nightreign, напомню, рогалик, так что и философия подхода к персонажам тут совершенно иная. Если обычно вы могли взять любой стартовый класс и превратить его во что душа пожелает, то тут такой финт ушами не сработает. Каждый герой — отдельный класс, серьёзно отличающийся от остальных.
Нет, конечно, вас никто не будет ограничивать в плане того, что вы можете надеть на персонажа, кроме здравого смысла. Ведь какой смысл давать двуручный меч девушке, предпочитающей кинжалы? Можно, но будет не столь эффективно, как если бы вы отдали такой меч герою, работающему с двуручником. Та же история, например, с магическими посохами. Использовать его сможет любой, но логичнее всего, если посох отдать герою-заклинателю.
Каждый из восьмерки выглядит по-разному, ведёт себя по-разному, и геймплей за них понемногу, но отличается. Кто-то лучше показывает себя на передовой, другой — как герой поддержки. И это важно, потому что в своём ядре новое творение FromSoftware — кооперативная игра.
Вместе весело шагать по просторам

Как работает новинка? Вы выбираете себе босса, от которого хотите отхватить леща в конце забега, и отправляетесь на карту. Ваша задача — продержаться там два дня и две ночи, подыскивая себе снаряжение по вкусу, прокачиваясь и разыскивая секреты. Ну, а потом, собравшись с духом, пойти и умереть на финальном боссе, потому что они не церемонятся.
Фактически перед нами буквально Elden Ring, только с куда меньшей ставкой на исследование мира и куда большей — на сражения. Локация тут всего одна (но есть модификаторы, которые сильно меняют её), она в целом небольшая и довольно густонаселённая. Лошади у вас нет, зато есть призрачные птицы, которых так и тянет назвать «тем самыми орлами из „Властелина колец“», а также собственные быстрые ноги. Быстрые без шуток: герои Nightreign носятся по карте с такой скоростью, что и Флэш позавидует. Да и паркуром они владеют неплохо: не Assassinʼs Creed, конечно, но забраться под крышу разрушенного собора можно в два счёта. И спрыгнуть потом без проблем, потому что урона от падений тут нет вообще.
Все эти изменения в скорости отражают то, что перед нами — сессионный рогалик с быстрыми матчами. Вам нельзя зевать и считать ворон: действовать нужно постоянно. Ворвались в лагерь рыцарей, устроили там кровавую баню, вынесли всё, что плохо лежит, умчались дальше. Нашли босса, отломили ему рога, забрали лут и рванули к следующему. Боёвка тут — во главе угла, и сражаться придётся много.
Не могу сказать, что исследовать местный мир не нужно: это было бы неправдой. Планирование маршрута и знание местности в Nightreign играют критическую роль. Просто за счёт скромных размеров карты вы осмотрите все «достопримечательности» довольно быстро, после чего все «исследования» превратятся в рутину. Наметить путь от старта до финиша, учесть возможные осложнения, воспользоваться подземным проходом тут или там… Мысль, думаю, вы уловили.
Но ядро игры всё-таки в битвах. И не с рядовыми противниками — с ними всё понятно: это банальный опыт на ножках. Речь о боссах. Они всегда были сердцем Souls-игр, и новенький рогалик не исключение. Вы будете сражаться с огромными чудовищами во время исследования, при зачистке аванпостов и каждую ночь. А чтобы завершить забег удачно, вам придётся сразиться с особо отмороженным боссом — таким, которого вы ещё не видели. Их придумали специально для Nightreign.
Ночные Повелители — очень крутые, хотя и непростые соперники. Их восемь, и каждый уникален. У каждого свои уязвимости, свои сильные стороны и абсолютно разный подход к бою.

Возьмём, например, самого первого Повелителя — огромного трёхглавого пса Гладия. Казалось бы, увеличенная и более свирепая версия Сифа из оригинальной Dark Souls? А вот и нет. Гладий — дьяволово отродье, которое носится по карте с бешеной скоростью, машет мечом на огромные дистанции и не забывает «чихать» огнём. А в критический момент босс вообще «разваливается» на три отдельных сущности, увеличивая опасность до космических значений. Вам было мало одной огнедышащей собачки с гигантским мечом? Получите и распишитесь — собачек теперь три, и у всех свои «приколы». Сражаться с этим зоопарком в одиночку — безумие… хотя это вполне реально. Более того, с Гладием один на один я расправился уже на нескольких героях. Сложно, безусловно, но возможно.
Но да, Nightreign местами не стесняется говорить вам: «В кооперативе-то попроще будет». Это верно. Друзья могут воскресить вас, если что, и помочь выбить босса из равновесия. Да и карту втроём исследовать проще — если один что-то не заметил, остальные помогут.
Но кооператив порождает собственные трудности. Внутриигровая коммуникация сводится к жестам и меткам на карте — этого хватало в обычных Souls-играх, но не здесь. Боссы, которые и так довольно «тяжёлые», становятся ещё «жирнее» и начинают буквально «давить» вас своей силой (обычные враги тоже, но это менее заметно). Серверы традиционно для FromSoftware работают отвратительно: вы можете потерять связь с товарищами в любой момент. Переподключиться можно не всегда: иногда сама игра не даёт этого сделать, иногда серверы «тормозят» так, что просто махнёшь рукой и забьёшь.
Лучший кооперативный опыт, конечно, при игре с друзьями: нормальная коммуникация, распределение ролей и вообще веселее, когда есть с кем разделить с трудом добытую победу. Правда, и тут не всё ладно: играть сейчас можно либо в одиночку, либо втроём. Хотите вдвоём? Либо ставьте фанатский мод, либо ждите патчей — про «двойку» FromSoftware банально забыли. И это, пожалуй, очень жирный минус.
На уровне ощущений

При этом любопытно и то, насколько сильно отличной от оригинальной Elden Ring игра ощущается. И дело не только в том, что новинка ещё быстрее и куда меньше требует исследовать карту.
Вся игра построена вокруг коротких сессий, за время которых вы превращаетесь из бомжа в убийцу богов. Иногда — буквально. Причём за счёт толстокожести боссов разницу на первый взгляд увидеть сложно, но стоит вам случайно ворваться в какой-нибудь лагерь бомжей под конец второго дня, и всё увидите наглядно. Где раньше вы тратили минут пять на зачистку, уйдёт хорошо если минута, после чего вы, удовлетворённо насвистывая, убежите дальше. Да и держать удар становится проще: нет, не потому что вы нашли доспехи получше (тут их вообще нет), просто подкачались и стали лучше держать удар.
Если вам повезло достать хорошую экипировку — а её выпадение практически полностью случайно — то дело, скорее всего, в шляпе. Не достали? Придётся скрипеть зубами и превозмогать: победить-то получится и так, если умений хватит. Но высокой ценой.
Оружие, без шуток, решает всё — и не обязательно искать что-то легендарное. Иногда куда лучше показывают себя банальные образцы со статусными эффектами и хорошими характеристиками. Просто они лучше подходят к вашему стилю игры: в руках девушки, полагающейся на кинжалы, одноручный молот — пусть и десять раз легендарный! — будет неуместен. Зато кинжальчик, дающий одновременно заморозку и кровотечение… ух — за такой не жалко отдать жизнь, а потом потратить время, чтобы сделать его ещё мощнее.
Отношение к смерти здесь тоже другое, нежели в предыдущих творениях FromSoftware. Если вы играете в одиночку, то всё привычно: воскресли у контрольной точки и топайте назад, чтобы отвоевать утерянное. При этом вы теряете не только все души, но и уровень — восстановить его можно, если успеете собрать потерянные души. Если сплоховали снова, то тут, увы, уже не поможешь.
А вот в кооперативе павшего товарища можно воскресить — и для Souls-игр это что-то новое. Раньше, если умирал твой призванный друг, ты оставался один у разбитого корыта, да ещё с усиленными врагами. Здесь же к павшему можно подбежать, несколько раз зарядить ему по голове — и он оживёт. Не нужно тратить заряды лечебных фляг или специальные расходники — достаточно несколько ударов. Это упрощает жизнь и даёт шанс выбраться даже из кажущейся безнадёжной ситуации — воскресить союзника можно даже во время боя с финальным ночным боссом.

Итоговые впечатления
Самое любопытное в Nightreign — то, что игра получилась по-настоящему залипательной.
Стоит сесть «ну на один забег» — и потеряешь счёт времени. Вы постепенно открываете новые возможности, детали карты, боссов и, разумеется, становитесь сильнее между забегами. Не удалось победить? Попробуйте ещё раз — в этот раз точно получится! Адреналина и дофамина игра даёт в избытке как в кооперативе, так и в одиночку. Когда ночной босс умирает, оставляя вас с каплей здоровья, чувствуешь себя выжатым лимоном, но чертовски довольным собой.
Постоянно сужающаяся карта (почти как в «королевских битвах») заставляет быстро думать и прокладывать маршруты несколько раз за забег. Уязвимость Ночного повелителя, показанная в самом начале, даёт понять, чем стоит заняться в первую очередь. А разнообразие умений героев добавляет реиграбельности: даже если вы уже стали асом на одном из персонажей, ещё семь ждут своего часа!

Поклонники игр FromSoftware почувствуют себя как дома не только из-за знакомых механик. Некоторые культовые боссы прошлых игр здесь выступают полноценными оппонентами и готовы устроить настоящую жару ветеранам. Всё потому, что их одарили новыми умениями и «фишками», которые порой весьма неприятны.
Хотя в целом игра получилась довольно странной. Она технически несовершенна, её кооперативная составляющая работает так себе (отсутствие возможности сыграть вдвоём и отвратительный матчмейкинг — очень больно), а от местного рандома с выпадающим оружием и усилителями иногда становится трудно. Боссы кажутся несправедливо «толстыми», и соло-игроки непременно будут жаловаться, что сдвоенные и строенные боссы не дают им жизни: они будут правы. Попробуйте пройти того же Гладия в одиночку! И игроки, полюбившие серию Dark Souls (и последующие игры студии) за атмосферу мрачной сказки, останутся недовольны — здесь она практически совсем не выражена. По сравнению с оригинальной Elden Ring, величественной и монументальной, это огромный шаг назад.
Но если ваше желание — просто помахать сабелькой и поохотиться на огромных чудовищ вместе с парой друзей, Nightreign будет отличным выбором. Только не забывайте о главном — git gut.

