Обзор Cyberpunk 2077: Phantom Liberty. Хромированные сердца
Cyberpunk 2077 на старте вызвала очень противоречивые мнения у многих. С одной стороны — интересная история, подкреплённая «эффектом присутствия» благодаря виду «из глаз» персонажа, дьявольски харизматичный Джонни Сильверхэнд в качестве постоянного спутника главного героя, а также тотальная безнадёга по всем фронтам. С другой — ворох багов (которые, пусть коснулись и не всех игроков, очень быстро стали главным бичом проекта), из-за которых игроки на консолях прошлого поколения вообще рвали на себе волосы от ужаса. «Киберпанк» был классным, но отчаянно нуждался во вдумчивой и заботливой полировке.
Так уж вышло, что этой самой «полировки» игрокам пришлось ждать очень-очень долго. Спустя почти три года после выхода оригинала на полки магазинов легла Cyberpunk 2077: Phantom Liberty, а перед ней появился и большой патч 2.0, меняющий геймплейные механики, доводящий до ума те или иные аспекты, и оставляющий за бортом всех тех, кто до сих пор играет на PlayStation 4 и Xbox One. Стоили ли эти три года ожидания? Действительно ли у CD Projekt RED вышло дополнение уровня обожаемого всеми DLC «Кровь и вино» для третьего «Ведьмака»? Давайте разбираться.
С места в карьер
Сами CDPR называли «Призрачную свободу» шпионским триллером — и, в общем-то, не лукавили. Если раньше Ви решал — или решала — в основном локальные проблемы Найт-Сити (и заодно занимался спасением собственной шкуры), то теперь масштабы выросли. В определённый момент истории Ви получает звонок от нетраннера по прозвищу Сойка — она работает на правительство Новых Соединённых Штатов и просит наёмника о помощи. Быстро и эффектно доказав свои навыки, отключив Джонни от Ви, девушка излагает свою просьбу: содействовать президенту НСША Розалинд Майерс, космический шаттл которой вскоре должен упасть на территории Найт-Сити.
Времени на раскачку вам почти не дают: после довольно короткой пробежки по руинам заброшенного стадиона Ви оказывается прямо в центре Пёсьего города, отрезанного района Найт-Сити, где бал правит милитаризованная группировка «Баргест». А её лидер, полковник Курт Хансен, оказывает попавшей в беду госпоже президенту пламенный приём, снося ракетами её шаттл ещё в воздухе.
Следующие полтора часа пройдут у вас натурально в темпе вальса. Промчаться по улицам захваченного боевиками района, вызволить Майерс из-под обломков космического корабля, а затем как можно скорее рвать когти, стараясь не показываться на глаза людям Хансена. Причём игра совершенно не стесняется менять темп и жонглировать ситуациями даже в таком сравнительно небольшом отрезке. То вы тихой сапой пробираетесь по заброшенным зданиям, обходя патрули и не привлекая внимания врагов, то устраиваете яростную перестрелку с огромной машиной смерти, у которой что-то закоротило в мозгах, и которая мечтает вас выпотрошить.
Вводная часть дополнения, в общем, прекрасно иллюстрирует что вас ждёт дальше. Невероятно плотная, серьёзная история, куда замешаны предательства, подковёрные интриги, шпионаж, и всё, что вам приходит на ум при созвучии «Джеймс Бонд».
Подлецы плаща и кинжала
Всё, что связано с центральной историей Phantom Liberty, хочется исключительно хвалить — от постановки сцен до центральных действующих лиц. У CDPR получилось сделать достаточно приземлённых и реалистичных героев — они сколько угодно могут быть профессиональными шпионами, борцами за правительственные дела и вообще гениями, но в то же время они люди. С простыми людскими заморочками и тараканами, которые не раз и не два посетят ваших новых знакомых во время прохождения.
Основных героев нового DLC двое — это Соломон Рид, которого играет Идрис Эльба, и нетраннер Со Ми, Сойка, которая и впутала Ви во всю эту политическую кашу. Именно вокруг них выстроен весь сюжет, именно их проблемами вам придётся заниматься. Столь же важными можно назвать шпионку Алекс, президента Майерс да полковника Хенсена — вместе эта пятёрка образует гремучий коктейль совершенно непохожих личностей, каждая из которых обязательно оставит свой след в истории. Тем или иным образом.
На самоубийственную работёнку Ви подписывается не просто так: Сойка, а вместе с ней и президент НСША обещают наёмнику исцеление от застрявшего в голове биочипа «Арасаки». Ещё один шанс получить желаемое, ещё одна возможная тропинка, которая может вывести к избавлению и исцелению. Как за такую не ухватиться?
Предыдущие приключения нашего наёмника тоже сложно назвать «рутиной», но Phantom Liberty в этом плане идёт ещё дальше. Здесь нет простых задач вроде «приди туда и убей там всех» — нет, вы будете выполнять поручения вроде «изучи личность вражеского агента, скопируй его личность, а затем выдай себя за него с помощью новейших технологий». Перестрелки и экшен в целом никуда не денутся, но разного рода постановочных моментов, где герои пытаются всё решить тихо и за кулисами (пусть и очень грязно) здесь очень много.
И чем дальше вы пройдёте по головам, тем чётче будут обрисованы контуры местных действующих лиц. Вот, скажем, тот же Рид. Жизнь его не щадила: предавали его, предавал он. Семь лет он провёл в Найт-Сити, отрезанный от мира, но всё ещё остающийся верным «цепным псом» государства — того самого, что подставило его когда-то.
Рид напоминает опустошённый, выжженный замок, в котором чудом уцелело несколько комнат — и в этих самых комнатах всё ещё живут люди. Живёт надежда.
Или вот Сойка, которая поначалу кажется простой жертвой обстоятельств. Чем глубже вы погружаетесь в местную историю, тем отчетливее понимаете, что она не просто жертва. Но стоит ли её спасать? Стоит ли вообще ей доверять? Чёткого ответа на это нет — но выбирать вам придётся, рано или поздно.
Наконец, дополнительное развитие получил и Джонни Сильверхэнд, «квартирант» в голове у Ви, который по ходу дополнения не стесняется вмешиваться и комментировать всё происходящее. Герой Киану Ривза вовсю рефлексирует и рассуждает, проводит параллели между текущей ситуацией и своим прошлым, а также понемногу, но пускает Ви в своё черствое сердце. И после событий «Призрачной свободы» бунтарю-рокеру ты сопереживаешь ещё сильнее, чем прежде.
Город, который ещё мёртв
Дополнение сложно назвать очень долгим: сюжетная линия и побочные квесты займут вас часов на 15-20. Другой вопрос, что оторваться вы вряд ли сможете: события здесь несутся стремительно, и с каждым заданием ставки только повышаются. Когда тот или иной квест подходил к концу, я сидел как на иголках и твердил что-то в духе «Чёрт, чёрт, чёрт, дальше-то что?!». Правда, частенько между сюжетными квестами CD Projekt RED дают игроку время на передышку, словно бы призывая исследовать новый район Найт-Сити.
Пёсий город вышел колоритным местечком. Район этот небольшой — вы его за пару минут пробежите из края в край — но, как и сюжет дополнения, под завязку забитый разными интересными вещами.
А ещё он очень атмосферный. Пёсий город — район Пасифики, недостроенный и полуразрушенный одновременно. Здесь живут люди, которым не нашлось место в Найт-Сити, причём не всегда потому, что у них кончились деньги. Проблемы с законом, желание втихую подзаработать на совсем уж чёрном рынке, попытка сбежать… причин много. Далеко не все местные жители отчаялись и живут так, будто бы настал их последний день — некоторые хорохорятся, прожигая деньги и здоровье по клубам да притонам, но большинству приходится невесело. И пару раз вас в это «невесело» ткнут носом.
Здесь вас, помимо привычных побочных заданий и заказов от фиксера Мистера Хэндса поджидают и совершенно новые необязательные активности — угон автомобилей (который позже становится доступен по всему миру игры) и опустошение контейнеров со снабжением для «Баргеста». Обе активности, конечно, сложно назвать верхом геймдизайнерской мысли. Контейнеры, по сути, это случайно генерирующиеся на карте сундуки, охраняемые большими отрядами врагов — ничего сверхъестественного ни в сундуках, ни в охранниках вы не увидите. Угоны машин чуточку интереснее: вы, завидев иконку этого задания, должны сесть в нужную машину и пригнать её в указанную точку, постаравшись не сломать транспорт и уложиться в нужное время.
Другой вопрос, что делать это постоянно очень скучно. Да, в ящиках хорошая награда, но с определённого момента вы скорее попросту пройдёте мимо, чем станете за неё воевать. Да, за угон хорошо платят и дают скидки на покупку машин, но так ли вам оно надо?
Из всех новых активностей, которые предлагает Пёсий город, лучшими можно назвать побочные задания и квесты фиксеров. Последние в «Призрачной свободе» стали как полноценные побочные поручения — длинные, с выбором в диалогах и действиях, и с разными финалами, которые могут вам аукнуться. После событий некоторых из них вам может поступить звонок от героев этих самых заданий, которые поделятся с Ви своими мыслями и переживаниями, поблагодарят за помощь — если вы, конечно, выбрали то, что их устроит.
Изменения версии 2.0
Крупное обновление 2.0, вышедшее за несколько дней до релиза дополнения, переработало многие аспекты игры, и сейчас, после выхода «Призрачной свободы», можно всерьёз говорить о том, что игру перелопатили основательно. К добру или к худу — вопрос в том, насколько вам нравились, например, старые перки и возможности развития — но изменений действительно масса.
Скажем, вот прокачка. Теперь в вашем распоряжении 60 уровней персонажа (если вы купили DLC, конечно) — этого вполне хватает, чтобы превратить своего Ви в настоящую машину разрушения, каким бы путём вы не пошли. Гениальный нетраннер, который превращает мозги врагов в кашу одним лишь взглядом? Неуловимый ниндзя, который тихо устраняет врагов с помощью метательных ножей и бесшумно растворяется в тенях? Технократ-маньяк, чьё оружие сыпет молниями направо и налево, а гранаты превращают поле боя в пылающий ад? Или, может, что-то среднее между этим всем?
Впервые Cyberpunk 2077 я проходил бесшумно — по стелсу, через прокачку кибердеки и атакующие скрипты. На этот раз я решил полностью пересмотреть свой подход к вопросу: вложил очки в инженерные навыки, в нетраннинг и в реакцию, вооружился катаной и пистолетом-пулемётом, и таким вот набором отправился покорять Найт-Сити.
И, знаете, вкупе с переработанной сложностью отыгрывать психопата с катаной, который мечется между врагами, протыкая клинком самых ослабевших, и с помощью своей головы вызывающего у них неконтролируемые приступы паники, диареи, ослепления и тому подобные штуки довольно весело! Благо, что враги теперь гораздо активнее применяют свои способности: сами пытаются хакнуть Ви, активно швыряют гранаты, применяют импланты, и вообще ведут себя весьма вызывающе. Поначалу, когда вы только-только начинаете покорять Найт-Сити, новая система может показаться недружелюбной, ведь враги кажутся слишком сильными, а ваше оружие — слишком кривым и ненадёжным. Но стоит лишь немного подождать, как вы с лёгкостью начнёте оправдывать звание «того самого крутого наёмника», и расшвыривать врагов, как котят (даже несмотря на добавленный в игру автолевелинг).
Переработали CDPR и систему имплантов. Основа осталась та же — вы устанавливаете разные улучшения, чтобы стать сильнее, но теперь появились новые нюансы. Скажем, лимит имплантов жёстко привязан к вашим уровню, определённым навыкам из ветки техника, и специальным чипам. Броню тоже привязали к имплантам, что позволяет не париться насчёт своего внешнего вида, и наряжаться так, как вздумается.
А при превышении лимита, что позволяет сделать один из перков, вы и вовсе можете ненадолго слететь с катушек. Оформлено это довольно жутко: экран желтеет, а в голове начинают хохотать голоса. В первый раз, гарантирую, будет очень неожиданно!
Итог
После прохождения «Призрачной свободы» наступает момент, когда ты осознаёшь — нет, у поляков получилось вовсе не второе пришествие «Крови и вина». Это дополнение ближе к «Каменным сердцам» ко всё тому же третьему «Ведьмаку». Довольно камерное приключение с крайне неоднозначными персонажами на ведущих ролях, которое протекает во время основного сюжета, и подкидывает дополнительную пищу для размышления — но уж никак не завершающий и грандиозный аккорд в истории Ви.
Да, даже новая концовка для основной игры не тянет на такое завершение. Она, напротив, тихая и скромная — а заодно максимально опустошающая. В эмоциональном плане этот финал получился очень выматывающим и сложным, из-за которого ощущаешь себя одновременно и неудачником, и предателем. В этом финале, бесспорно, есть проблеск надежды и хоть какой-то взгляд в завтрашний день, но по большей части это лишняя демонстрация того, что в мире «Киберпанка» ничего не бывает просто так.
Концовки самого дополнения — дело другое. Они яркие и действительно завершают местный сюжет, а уж то, как вы до них добираетесь — вообще отдельная история. Особенно в арке с «Киносурой» (без спойлеров!).
Что же в сухом остатке? Полтора десятка часов нового контента для и без того немаленькой игры, отличная история Соломона Рида, Сойки и президента Майерс с возможностью выбрать степень подлости главного героя (не замараться не выйдет в любом случае), а также толковые побочные задания. Новые геймплейные активности, к сожалению, не блещут — хотя иногда покататься наперегонки с половиной Найт-Сити и неумолимым таймером бывает весело.
Для Cyberpunk 2077 это последняя, завершающая глава истории — нового контента разработчики выпускать не будут, и сосредоточатся исключительно на патчах и подготовке к разработке полноценного сиквела. Проблема лишь в том, что сиквел сфокусируется уже совсем на других вещах, и будет рассказывать о других героях. История Ви, Сильверхэнда и всех, кто окружает эту странную парочку, фактически закончена.
Ждали ли вы, когда CD Projekt RED починит «Киберпанк», или же просто хотели провести ещё немного времени в мрачном, но притягательном городе относительно недалёкого будущего — «Призрачная свобода» даст вам то, чего вы хотели. С выходом обновления 2.0 и дополнения Cyberpunk 2077 принял свою окончательную, завершённую форму, которая теперь изменится разве что благодаря пользовательским модификациям. Стоит ли дополнение своих времени и денег? Безусловно — особенно в том случае, если оригинал вам хотя бы немного пришёлся по вкусу. В том же случае, если вы и вовсе ни разу не запускали игру, то сейчас самое время для того, чтобы ворваться.