Рецензия на Alan Wake
Главный триллер этой зимы, Alan Wake’s American Nightmare, начинается без раскачки и дополнительных разъяснений. Все и так более-менее помнят историю писателя, застрявшего в собственном кошмаре где-то под озером, в маленьком, богом забытом американском городке.
В течение четырех-пяти часов главный герой Алан Уэйк трижды переживает один и тот же кошмар, пытаясь вырваться из временной петли. Получается занятно – при минимуме ресурсов (в игре всего трое второстепенных персонажей и несколько сюжетных квестов) разработчикам удается создать неплохую интригу. Примерно понимая, какие задачи нужно выполнить в очередном сюжетном цикле, каждый раз с любопытством меняешь последовательность действий в надежде на совершенно иной результат.
По ходу своего путешествия писатель не только учится обращаться с новыми видами огнестрельного оружия, но и осваивает довольно экзотические способы убийства противников, пуская в ход то арбалет, то пневматический молоток (в зомбированных фермеров по-прежнему нужно сначала светить фонариком, и только потом - стрелять). Враги не отстают – кидают гранаты, размножаются делением и рассыпаются в стаи птиц.
Все это время на заднем плане безумствует одиозный мистер Скрэтч – классический допельгангер, который решил похоронить Алана в своем мире-ловушке, чтобы занять его место в реальной жизни. Главный злодей произносит проникновенные монологи с экранов телевизоров и с маниакальной жестокостью убивает ни в чем не повинных людей. Выглядит это все одновременно жутко и завораживающе.
Разработчики из Remedy постоянно подчеркивают, что American Nightmare не является прямым сиквелом Alan Wake; более того – даже по жанру это не совсем триллер. Все тщетно: сериалу (а после прозрачных намеков в финальных титрах уже никто не сомневается, что Remedy не остановится на двух играх) слишком повезло с создателями, чтобы хоть кто-то поверил в их желание создать незамысловатый боевик.
Оскари Хаккинен и Матиас Мюллюринне, главные, по большому счету, идейные вдохновители Alan Wake, в вопросах геймдизайна разбираются так же здорово, как и в киноиндустрии. Любое интервью выдает их с потрохами – у них слишком много задумок и слишком много источников вдохновения. В итоге гипотетический боевик «От заката до рассвета» превращается в замысловатый триллер «Эффект бабочки». С поправкой на статус проекта, естественно. Все же перед нами игра для Xbox LIVE.
Есть здесь еще один важный человек – талантливый сценарист Сэм Лейк, некогда подаривший свое лицо легендарному Максу Пейну. Последние несколько лет он кропотливо, буквально страница за страницей, создавал вселенную Alan Wake. Да, в American Nightmare он не выкладывается на сто процентов, опускает какие-то детали и не утруждает себя заметками на полях. Но ведь и рассчитана игра либо на тех, кто в пояснениях уже не нуждается, либо на тех, кого сюжетные перипетии не волнуют вовсе.
Никто никого не собирается обманывать: на бумаге American Nightmare – это всего три локации, каждую из которых нужно изучить три раза, полсотни страничек из очередного ужастика, да десяток аркадных уровней, где главная цель – выжить до рассвета, истребляя наступающих волнами врагов. Другое дело, что преподносится все это очень грамотно; авторам ни на секунду не изменяет их потрясающее чувство стиля.
К тому же, столь масштабные проекты попадают в магазин аркадных игр Xbox LIVE нечасто, а уж в рамках заданного жанра там, кажется, и вовсе ничего подобного не появлялось. Ну не брать же в расчет недавнюю Amy, погребенную под грудой технических недоработок и, как следствие, получившую десятки негативных рецензий? Да и наличием Kasabian в саундтреке она похвастаться не может.
8.0 Текст: Kanobu.ru
Не знаете, кто такой Алан Уэйк? Читайте под спойлером.
Previously on Alan Wake…
Алан Уэйк – автор нескольких бестселлеров, потерявший возможность писать книги. Чтобы справиться с творческим кризисом, он вместе со своей женой отправляется на каникулы в маленький городок Брайт Фоллс, где неожиданно сталкивается с темными силами. В результате жена Алана исчезает, а сам он оказывается заперт внутри своего собственного романа, который никогда не писал. Чтобы вернуться к нормальной жизни, он должен справиться со своими страхами и, в буквальном смысле слова, придумать новую концовку для своей несуществующей книги.
История Алана Уэйка не завершена – и в концовке основной игры, и в двух последующих дополнениях писатель продолжал блуждать по созданному вокруг него кошмару.