05 февраля 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Рецензия на Ni no Kuni

Ni no Kuni выглядит как идеальный продукт для выставки достижений японского хозяйства. Эксклюзив для образцовой японский консоли PlayStation 3, созданный заслуженными мастерами Страны восходящего солнца из Level-5 совместно со студией Ghibli, чьи работы относятся к списку сокровищ мировой анимации.
Ni no Kuni выглядит как идеальный продукт для выставки достижений японского хозяйства. Эксклюзив для образцовой японский консоли PlayStation 3, созданный заслуженными мастерами Страны восходящего солнца из Level-5 совместно со студией Ghibli, чьи работы относятся к списку сокровищ мировой анимации.

Если вы смотрели «Мой сосед Тоторо» и сопереживали девочке Тихиро в «Унесенных призраками» у вас, наверное, перехватило дыхание от такого анонса. Игра с первых минут убаюкивает теплой и светлой анимацией от лучших японских художников, готовя коварную ловушку неподготовленной публике.

Рецензия на Ni no Kuni - фото 1

Сразу оговорюсь: претензии к Ni no Kuni как к игре «слишком детской» следует сразу отмести за беспочвенностью. Ну что нам теперь, не смотреть «Мой сосед Тоторо», который, кстати, при определенном взгляде может показаться не таким уж и детским. Вообще, любое произведение Миядзаки — находка для психоаналитика. Так и в Ni no Kuni — путешествие мальчика Оливера в другой мир легко интерпретировать как попытку подростка скрыться от проблем в выдуманной реальности. Он начинает разговаривать с куклами и видеть в толстом соседском коте правителя сказочного королевства. А если вспомнить, что Ni no Kuni на английский язык переводится как Another World, а по-русски это может звучать как «Мир иной», то становится немного жутковато.

Впрочем, восприятие игры — точнее, ее сюжетной части — не спасает положения: ребенок вы или взрослый с душой ребенка, ширма с вывеской студии Ghibli рухнет довольно быстро, оставив игрока наедине с суровой реальностью японского геймдизайна. Чем дальше игрок продвигается по сюжету, тем меньше остается Ghibli и тем больше прибавляется Level-5. Анимационные вставки редеют, враги становятся толще и злее. Трогательная история Оливера отходит на второй план, а на первый выходит игровая механика, где ключевыми словами являются: grind, Pokemon и Monster Hunter. Вот здесь, пожалуй, кроется главная проблема Ni no Kuni.

Львиная доля игровой механики вращается вокруг личных помощников игрока — фамилиаров (Familiars). Никакого участия в сюжетной линии они не принимают, а являются инструментами для достижения главной цели, ручными зверьками, «покемонами». Но они же вступают в противоречие с центральной и личной историей Оливера и его друзей, на которой сделан определенный фокус. Спасать мир? Искать маму? Нет, не слышал, мне нужно срочно прокачать ледяного дракона в ближайшем лесу! Под фамилиаров заточены все магазины (оружие, броня, артефакты), большая часть игрового процесса и основные DLC. Без определенных питомцев становится банально трудно продвигаться дальше. В какой-то момент выясняется, что зверьки имеют три ступени развития, и каждое обновление обнуляет нашего питомца, в связи с чем его приходится прокачивать заново. Мы снова и снова отклоняемся от пути и идем в ближайший лес за тупой и однообразной прокачкой, наворачивая круги. Казалось бы, при чем здесь студия Ghibli?

На этом «трудности перевода» не заканчиваются. В свое время какому-то японскому геймдизайнеру пришла в голову оригинальная идея: «А почему бы для увеличения зрелищности и динамичности пошаговых боев в JRPG их не сделать в реальном времени?». Спасибо тебе, незнакомец! С тех самых пор во многих JRPG мы получили этот уродливый гибрид, привыкнуть к которому удается не всем и не всегда. Привыкнуть — это одно, а вот принять — уже сложнее. Не думайте, что это то же самое, что активная пауза в западных RPG! Японский пошаговый бой больше похож на схватки в современных онлайновых играх. При выполнении определенного действия (удар, магия, защита) персонаж выходит из под контроля игрока на определенное время. В Ni no Kuni это приводит к тому, что на поле битвы творится изрядная суматоха. В команде игрока находится одновременно несколько бойцов с широченным ассортиментом заклинаний, не считая пресловутых фамилиаров — по три штуки на каждого партнера. Стоит ли говорить, что каждый питомец — точно такой же полноценный участник сражения с уникальными боевыми способностями? Людям, привыкшим контролировать все и вся, придется нелегко, так как резкое переключение между всеми участниками боя может вызвать легкое головокружение. А сражение с крупными противниками (например, боссами) и вовсе способно вызвать настоящую головную боль.

Рецензия на Ni no Kuni - фото 2

Дам несколько советов: помните о главных кнопках и прокачке. Бой идет в реальном времени, и вручную переключаться между напарниками не всегда удобно. Нажав во время боя кнопку «квадрат», вы отдадите приказ всей группе уйти в защиту, что спасает от глобальных вражеских заклинаний. Выйти из режима обороны поможет кнопка «треугольник». Чаще всего бой так и выглядит: квадрат, треугольник, квадрат, треугольник. Ну и второй главный совет — да-да, обязательная прогулка в ближайшем лесу и пятьдесят кругов. Перевес в десять уровней и большой запас «лечилок» — хорошее средство против любого босса в любой JRPG. Это простое правило знают и в Level-5. Чтобы жизнь не казалась медом, никакие крутые зелья и бонусы нельзя достать, кроме как с помощью алхимии. Догадались, как и где взять ингредиенты? Правильно, все там же — в лесу. Тридцать кругов.

Где-то в середине игры, после стопятидесятого круга, входишь в ритм. Нет, правда. Охотишься с сачком на редких стреказойдов, кормишь фамилиаров пирожными, химичишь в котле с экзотическими ингредиентами, пытаешься разгадать тайны магической книги на 300 страниц, что находится в меню игры. Ni no Kuni оказывается игрой вот про это все, но никак не про волшебную и завораживающую историю. Еще раз: Ni no Kuni — это хорошая JRPG от именитого разработчика Level-5.

Рецензия на Ni no Kuni - фото 3

Называйся она как-нибудь более замысловато и не имела бы поддержки японского «Диснея», мы получили бы типичный нишевый продукт для своей аудитории, которыми, что ни говори, и является большинство JRPG. Но привлечение анимационной студии с мировым именем накладывает на создателей определенную ответственность. Зачем, для кого, с какой целью? Именно громкая вывеска игры вынудила меня перечислить в статье все (довольно стандартные, кстати) «ужасы» JRPG, чтобы дорогой читатель сразу понял — его это или нет. Человек, привыкший к этому специфическому жанру, легко усвоит Ni no Kuni. Другое дело, что Ni no Kuni в любом случае останется историей про маленького мальчика, где не приходится ждать искрометных диалогов и захватывающих приключений в духе того же Dragon Quest VIII.

Но если Ni no Kuni можно назвать проходным произведением для Level-5 (ждем марта и DQX на Wii U), то для Ghibli это явный успех. Нарушить многолетнюю традицию не связываться с игровыми компаниями — безусловный прорыв. Надеемся на новую встречу, но на этот раз ждем произведения на уровне «Принцессы Мононоке», не меньше!

Автор: Виктор Зуев

Рецензируемая версия: PS3

Комментарии 56
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
f4me
f4me
Все правильно сказал. Виктор, а сюжет в целом скучный и наивный или есть хоть какая-то интрига?