Рецензия на New Super Mario Bros. U
Хвалить игры про Марио в России – все равно, что биться лбом об стену двадцать лет кряду. Но факт остается фактом – эта стартовая игра для новой консоли Nintendo Wii U является чуть ли не лучшим платформенным «Марио» со времен Super Mario World 1990 года. Здесь есть все, что аккумулировал в себе сериал за последние двадцать семь лет, и намного больше. Это идеальный «Марио» для тех, кто в последний раз играл в него на раздолбанном старом «Денди».
С виду тут все как прежде – Марио бежит слева направо, прыгает на головы пряничных врагов, лихо жрет все попадающиеся на пути грибы и травы, собирает монеты и гуляет по просторной карте королевства. Иногда он берет в руки малышей Йоши, которые или надуваются и служат в качестве надувного шара, или стреляют мыльными пузырями, или освещают путь. Но величие этой игры – в деталях. Сложнее всего незнакомому человеку углядеть, насколько умен, разнообразен и хитер дизайн здешних уровней. Локации только с виду кажутся линейными и с одним маршрутом — стоит начать приглядываться, как замечаешь: в начале уровня можно бежать не только направо, но и налево, некоторые непроходимые стены оказываются фальшивкой, в самом верху экрана спрятаны секретные трубы, найденный десяток уровней назад желудь открывает доступ к целому секретному уровню – и так далее. Каждый, абсолютно каждый экран NSMBU кишит таким количеством тайных лазеек, что ему позавидовал бы гражданский кодекс РФ. Находить новые секреты здесь – словно угадывать мысли гениального гейм-дизайнера, который думал, что его хитрость никто не раскроет.
Столько же удовольствия получаешь и от разнообразия ситуаций, в которые попадает Марио в Грибном королевстве. Тут все состоит из мелочей, которые благодаря умному дизайну уровней и отточенной десятилетиями механике сразу бросаются в глаза. Тебя преследует огромный призрак, который замирает, когда ты смотришь в его сторону. Ты скачешь в огромном кубе, где постоянно меняются грани. Ты скользишь по ледяным горкам, высчитывая дальность каждого прыжка. Ты прыгаешь по спине огромной гусеницы, которая несется по смертельно опасному болоту. Ты в кромешной тьме крадешься по неосвещённой пещере, полагаясь лишь на «светящегося» малыша Йоши. Ты пытаешься улизнуть от подводного змея, который умеет плавать только по кругу. И так далее и тому подобное. Даже для ветерана Nintendo U-версия полна сюрпризов. Каждый уровень выстроен вокруг какой-то идеи, которую нужно уловить, понять и научиться использовать. А таких уровней в игре больше пятидесяти, игра очень комплексная, длинная, и очень, очень сложная.
В предыдущих итерациях платформенного «Марио» – New Super Mario Bros. Wii и New Super Mario Bros. 2 для 3DS – у людей были серьезные претензии к уровню сложности: он был слишком низким, а игра осыпала тебя грибами «+1 к жизни». Теперь, как говорится, «лафа кончилась». Если первые два мира проходятся (но не исследуются) довольно просто, но с подводного и ледяного сегментов начинается тот «Марио», который любили – или ненавидели – люди в начале и середине девяностых. Жизней мало. Врагов много и они действуют по-разному. Препятствия хитроумные и неожиданные. Сразу начинаешь вдаваться в изучение игровой механики, обращать внимание на инерцию главного героя, высчитывать интервалы атак врагов, вовремя использовать предметы из кармана и не спешить. NSMBU раскрывается именно в такие моменты, когда осознаешь, что это именно первоклассная игра, а не «живой бесшовный мир» или «кинематографическое произведение искусства».
Тогда же, кстати, обращаешь внимание и механику «волчка», которая в NSMB Wii активировалась потряхиванием Wiimote, а теперь вынесена на триггер ZR. По нажатию на триггер герой секунду вращается вокруг своей оси, слегка задерживаясь в воздухе. Если на нем в этот момент особый костюм, то параллельно производится и огненная/ледяная атака. В Wii-версии из-за специфики активации этот прием был не так удобен в использовании, а теперь он становится жизненно необходимым. Отныне в платформер-играх «Марио» не две, а три главные кнопки: прыжок, разгон и вращение. Ранее недоступные уступы теперь стали в зоне досягаемости, непреодолимая расщелина стала по плечу, а из плотного круга врагов теперь можно выйти живым. Удивительно, как такая мелочь может повлиять на игровой процесс.
Среди более заметных нововведений – асинхронный геймплей с использованием GamePad. Работает это так: четыре человека берут в руки Wiimote’ы (вся периферия от Wii совместима и с новой консолью) и управляют Марио, Луиджи и двумя Тоадсами, а человек с GamePad в руках наблюдает за ними на экране и в нужный момент прикосновением создает платформы или активирует невидимые для остальных кнопки. Некоторые уровни - например с падающими с потолка камнями - проходятся намного легче с таким «надсмотрщиком», плюс, как было сказано в начале, открываются новые секретные зоны и уровни. Если же в процессе удается активировать специальный триггер, то игрок с GamePad может прикосновениями выводить из строя врагов и некоторые ловушки. Остается не совсем понятным, почему этот игрок с GamePad не может взять управление персонажем на себя, или почему игра не поддерживает Wii U Pro Controller.
Помимо кооперативного режима, есть Coin Rush, Speed Run и Challenge Mode. Первый – это гонки на скорость с целью сбора наибольшего количества монет, прямиком из New Super Mario Bros. 2. Второй – забег по известным уровням, где скорость движения камеры увеличивается с каждой собранной монетой. Третий – это возведенная в абсолют игровая механика, о которой уже упоминалось. Тут ты оттачиваешь навыки, учишься и узнаешь, какого черта этот огромный валун на двадцать седьмом уровне тебя постоянно давит. Звучит как ненужный аппендикс, а на деле – еще десяток-другой интереснейших уровней.
Я честно не знаю, к чему можно придраться в этой игре, не будучи полностью поглощенным предрассудками и современными «кинематографическими шутерами» про Человека Страдающего. Эта стопроцентная, увлекательная, разнообразная и отшлифованная до совершенства игра, и Марио – ее главный плюс. Для некоторых это же является и главным недостатком, но таких людей, к счастью, становится все меньше.
9.5
Текст - Вячеслав Мостицкий
Рецензируемая версия: Wii U