18 марта 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Рецензия на 1954: Alcatraz

Джо угодил в тюрьму за ограбление инкассаторов, а на Алькатрасе оказался из-за попытки побега. Его жена Кристин живет в Сан-Франциско, стараясь уцелеть под давлением мафиози Микки, с которым перед ограблением спутался ее муж. Мафия требует от Кристин украденные деньги, которые по официальной версии сгорели при ограблении – Микки же уверен, что Джо припрятал добычу. У Джо действительно что-то свое на уме, и даже его жена не знает всей истории. На плечи Кристин ложатся сразу две задачи: помочь мужу организовать побег из сверхзащищенной тюрьмы, а также выяснить, где спрятаны украденные миллионы.
Джо угодил в тюрьму за ограбление инкассаторов, а на Алькатрасе оказался из-за попытки побега. Его жена Кристин живет в Сан-Франциско, стараясь уцелеть под давлением мафиози Микки, с которым перед ограблением спутался ее муж. Мафия требует от Кристин украденные деньги, которые по официальной версии сгорели при ограблении – Микки же уверен, что Джо припрятал добычу. У Джо действительно что-то свое на уме, и даже его жена не знает всей истории. На плечи Кристин ложатся сразу две задачи: помочь мужу организовать побег из сверхзащищенной тюрьмы, а также выяснить, где спрятаны украденные миллионы.

На дворе 1954 год, движение битников на подъеме, и Кристин вращается в творческих кругах, носит берет, принимает поэтические вечеринки и даже намерена издавать свой литературный журнал, хотя у нее дома нет даже плиты, а туалет вечно сломан. «Всегда хотела жить на лодке. Если тебе надоели соседи, ты просто уплываешь прочь», – мечтательно говорит она, глядя на причал. Неудивительно, что мужчины от нее без ума: один, женатик в шлепанцах, домогается Кристин прямо на пожарной лестнице и предлагает убежать вместе. Другой, тучный детектив в помятом костюме, ходит за девушкой по пятам и тоже требует благосклонности. Как отвечать на эти знаки внимания, зависит от игрока: выложить детективу всю правду или морочить голову и раскрутить на ужин при свечах.

Кристин давно на полицейском радаре, потому неудивительно, что все замки в 1954: Alcatraz она на раз вскрывает обыкновенной женской шпилькой. Проникать со взломом придется часто, хотя игра порой оставляет нам пространство для маневра: вышибале на входе в клуб можно показать приглашение от владельца, но лучше, конечно, вломиться через черный ход. За руку тоже не ведут – игрок сам волен выбирать направление, ведь сразу несколько точек в городе доступны для посещения. Жаль, что в итоге Кристин носится между одними и теми же локациями и героями, которым она обречена прислуживать (накорми супом, подай документы из ящика, помири влюбленных). Ничего не меняется, даже прекрасная джазовая песня в клубе Микки вновь и вновь начинается сначала, как только мы заходим в главный зал.

Из осколков реальных фактов, слухов и фантазий складывается и наш собственный план, что сводится, по большому счету, к поискам веревки подлиннее – ключевые детали побега все равно зависят от Кристин

Техническая часть 1954: Alcatraz устарела лет на десять: игра подгружает каждую крошечную комнату, персонажи усердно загребают воздух, изображая обмен предметами, а от крупных планов начинают слезиться глаза – с определенного ракурса хлопающие женские ресницы выглядят жадными птичьими клювами. Зато получились некоторые панорамные планы – с крыши дома Кристин открывается вид на вечерний город, дым мягко струится из труб, а печальная фортепианная мелодия – из колонок. Да, здесь хочется остаться навсегда.

Удивительно, что жизнь Джо в тюрьме строгого режима куда проще, чем свободное существование Кристин на улицах Сан-Франциско. Джо, оказавшийся мастером на все руки, неспешно починяет тюремные примуса, телевизоры и стиральные машины, и тащит за пазуху, все, что плохо лежит. В реальности Алькатрас был многолюден, но игра Daedalic кратко знакомит нас всего с парой заключенных, и каждого есть план побега, которым они охотно делятся с Джо. Из осколков реальных фактов, слухов и фантазий складывается и наш собственный план, что сводится, по большому счету, к поискам веревки подлиннее – ключевые детали побега все равно зависят от Кристин. И в этой взаимосвязи героев, их командной работе – самая сильная сторона 1954: Alcatraz. Кристин кормит китаянку-каллиграфистку антипохмельным супом и взамен та подделывает подпись начальника тюрьмы, чтобы выпустить Джо из карцера, в который тот угодил не по своей вине. В пересказе 1954: Alcatraz вообще звучит захватывающе: мы шантажируем священника, крадем библию, а однополая любовь оказывает прямое влияние на сюжет. Иногда здесь стреляют из револьверов и даже умирают на пирсе с роскошным видом на Алькатрас. Но на практике ни один из второстепенных персонажей так и не обзавелся индивидуальностью и отличается от другого лишь нарядами: вот мужчина в костюме мафиози, а вот женщина в костюме русалки.

Решения всех пазлов или очевидны, или тщательно проговариваются героями. Активных точек в каждой локации как будто бы много, но большинство из них бесполезны и кликать по ним ради постных комментариев скучно. Удачных шуток в игре почти нет: стоит вспомнить разве что картинную галерею, где в углу стоит куча картин под названием «Консервативный хлам», да фразу о том, что ЦРУ спонсирует абстракционистов (так и есть).

Разработчиком 1954: Alcatraz, помимо Daedalic, записана начинающая студия Irresponsible Games – именно она придумала игру еще в 2009-м, а немцы заметили прототип игры через два года на IGDA в Сан-Франциско и решили профинансировать проект. Как пишут на сайте Irresponsible Games, сейчас у них есть своя комната в гамбургском офисе Daedalic. Что вышло бы из 1954: Alcatraz, если б в эту комнату почаще заглядывал кто-нибудь из Daedalic? Справедливый и безнадежный теперь вопрос.

Текст: Иван Кислый

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
darklifeness
darklifeness
Комментарий был удален
darklifeness
darklifeness
Даедалики сделали плохую игру? Вот так поворот