Рецензия на Metal Gear Rising: Revengeance
Игра должна была рассказывать о жизни наставницы Биг Босса по имени Босс (если вы впервые видите эти имена и испытываете легкую неловкость — все в порядке). Но что-то в ходе разработки не заладилось, и проект пришлось отложить. Тогда команда решила сделать игру, полностью посвященную протагонисту MGS2 — белокурому ниндзя Райдену, который к четвертой части успел превратиться в киборга и обзавестись семьей (пикантный момент: в Metal Gear Solid 2: Substance у Райдена напрочь отсутствовали гениталии). Metal Gear Solid: Rising (именно так изначально называлась игра) должна была закрыть сюжетную дыру между второй и четвертой частью — и, видимо, окончательно раскрыть тему непорочного зачатия. Но не тут-то было.
Metal Gear Rising: Revengeance изначально задумывался как слэшер — жанр, в котором у Kodjima Productions опыт практически отсутствует (Кодзима помогал делать Castlevania: Lords of Shadow, но там дело касалось только сюжета.). Первые геймплейные трейлеры особой надежды не вселяли — да, Райден красиво разрезал на части абсолютно любые предметы, но этим все и ограничивалось. В какой-то момент даже Кодзима признал, что ничего не выйдет — и проект заморозили. К счастью, история закончилась хорошо: в 2011 все наработки были переданы студии Platinum Games, и те довели проект до релиза под присмотром Kojima Productions.
Первые минуты Metal Gear Rising: Revengeance можно охарактеризовать двумя словами: безумно круто. Действие начинается спустя четыре года после событий MGS4 (Platinum настояли на смене времени действия, чтобы получить больше свободы, но за сюжет по-прежнему отвечал Кодзима и его коллеги). Райден ведет светскую беседу с президентом какой-то африканской республики в его лимузине. Неожиданно на кортеж нападают роботизированные наемники корпорации Desperado — стильные злодеи Metal Gear Rising, командующие целой армией киборгов. Их главарь Сандаунер произносит короткую речь о том, что частные военные корпорации уже давно сидят без дела из-за миротворческих усилий Райдена, и пора положить этому безобразию конец. Сандаунер хватает президента под мышку и скрывается, оставив нас наедине с райденовской электрокатаной и гигантским роботом Metal Gear RAY (здесь фанаты серии массово теряют сознание от счастья).
Драматургически начало Revengeance устроено следующим образом: завязка, КУЛЬМИНАЦИЯ, КУЛЬМИНАЦИЯ, КУЛЬМИНАЦИЯ. Едва успев разобраться с боевой системой, вы в роли Райдена уже сражаетесь с роботом размером с небоскреб — в такие минуты Revengeance кажется лучшей игрой на свете. Это прямой массаж центров удовольствия: Райден бегает по ракетам, в замедлении разрубает на части конечности Metal Gear’a и голыми руками отправляет робота куда-то в небо. В колонках играет рок, битва с боссом плавно перерастает в погоню за злодеем на движущемся поезде. Конец уровня и вовсе заставляет схватиться за голову — главного героя сильно калечат и оставляют истекать кровью.
После такого мощного вступления игра немного меняет темп и вводит более стандартные миссии. Райдена «чинят» и модифицируют коллеги из Maverick Security Consulting, с которыми можно часами (натурально — часами) болтать по кодеку, обсуждая самый широкий спектр вопросов, от уязвимостей очередного босса до особенностей личной жизни негра Кевина Вашингтона, которому, по мнению Райдена, давно уже пора завести девушку. Эти разговоры — по сути, сюжетная надстройка над игрой, которая здорово расширяет сценарий, упакованный на этот раз не в двадцатиминутные, а куда более скромные по продолжительности ролики. Все трогательные архетипы Metal Gear на месте: девушка Кортни поможет сохраниться в любом месте и поддержит добрым словом; русский напарник Борис даст подробный брифинг предстоящей миссии и пояснит политическую ситуацию в регионе; немецкий ученый по фамилии Доктор (не смейтесь, но произносится она на французский манер) объяснит все про кибернетику и устройство мира MGR: Revengeance.
А мир сильно изменился со времен четвертого MGS: к 2018 году на смену наемникам с наномашинками в крови пришли полноценные киборги — аугментированные люди, в которых осталось не так уж много человеческого. Именно с ними, а также со многими знакомыми по MGS4 кибермашинами (помните роботов Гекко и глазастых «шариков-с-ручками»?) придется сражаться на протяжении большей части игры — это объясняется тем, что японцам нужно было совместить в одном проекте «расчлененку» и приемлемый возрастной рейтинг. А расчленять здесь можно практически все — дело не ограничивается одними только противниками.
Движок Metal Gear Rising: Revengeance работает на 60 кадрах в секунду (персональное требование Хидео Кодзимы) и позволяет Райдену разрезать на части любые предметы, которые, скажем так, не являются элементами геометрии уровня — деревья, оставленные на улицах машины, бочки и многое другое. Но, как правило, отвлекаться на кромсание декораций нет времени: врагов либо очень много (киборги), либо они очень сильные (разнообразные роботы, служащие мини-боссами). Боевая система сделана элегантно: одна кнопка отвечает одновременно за удар райденовским мечом и за парирование, другая — за более сильный удар основным или дополнительным оружием.
Для того чтобы парировать атаку, нужно направить левый стик точно в направлении врага и в нужный момент нажать на кнопку удара. Нажмете чуть раньше — Райден с трудом отобьет атаку, чуть позже — рискуете попасть под сокрушительное комбо, которое лишит половины лайфбара.
Зато идеальное парирование откроет защиту врага и позволит активировать Blade Mode — камера сдвинется к плечу героя, а время замедлится, позволив с хирургической точностью отсекать конечности и зарабатывать тонны очков стиля. Blade Mode — ключевой элемент Metal Gear Rising. Режим расходует специальную шкалу энергии, на нем построены QTE и добивания боссов, и с его помощью можно мгновенно восстановить энергию, разрубив противника пополам — Райден достанет кусок кибернетического позвоночника и смачно раздавит его в кулаке под аплодисменты восторженной публики.
На заработанные очки стиля (система рейтингов — от S до D — во многом похожа на Devil May Cry) можно апгрейдить как самого Райдена (здоровье, энергия, сила), так и его, м-м, хирургические инструменты — основной меч пробудет с вами до самого конца игры, а вот дополнительное оружие (которое любезно предоставят поверженные боссы) можно будет менять по ходу игры. В отличие от более доступной для новой аудитории DmC: Devil May Cry здесь нельзя в любой момент перераспределять очки или докупать по ходу игры «аптечки», поэтому и тратить все найденные на уровнях предметы (куда входят еще и три вида гранат, гранатометы, отвлекающие «обманки» и даже классические картонные коробки для стелса) нужно грамотно, всегда держа в уме, что за углом может оказаться особенно сложный босс.
А битвы с боссами здесь если не всегда шедевральны, то как минимум запомнятся надолго. Каждый наемник Desperado считает долгом изложить свое мировоззрение, задав Райдену издевательский вопрос — мол, за что ты сражаешься, мальчик? И если в начале игры Райден неизменно дает Д’Артаньяна и мотивирует все защитой слабых мира сего, то ближе к концу с героем случается что-то вроде психологической трансформации — ему уже «просто нравится убивать». К сожалению, с точки зрения драматургии и геймплея этот момент полностью провален — неожиданная смена мотивации главного героя, которая сопровождается новым цветом интерфейса и измененным голосом артиста, длится недолго и без особых причин сходит на нет. В арсенале появляется режим «Джек-потрошитель», активировав который, можно в течение нескольких секунд разрубать врагов без использования Blade Mode. А в разговорах по кодеку и вовсе возникает путаница: Райден говорит то своим нормальным голосом, то вдруг хрипит голосом «Джека-потрошителя».
«*б твою мать!» — кричит Долзаев Райдену.«Она не к тебе обращалась», — спокойно отвечает Джек, минутой ранее обсудивший по кодеку с Вашингтоном, натуральные ли у этой Мистраль сиськи.
И это одна из многочисленных сценарных претензий, которые можно предъявить Кодзиме. Маэстро опять слишком увлекается своими (довольно поверхностными) познаниями в современной западной политике и культуре — выросший на злых улицах страны третьего мира Райден ни с того ни с сего начинает цитировать «Постороннего» Камю, а через пару минут в игре появляется злодейский меч с точно таким же названием — L’Etranger.
Действие в эти минуты разворачивается в Абхазии, где укатанный в тюрбан террорист Андрей Долзаев взрывает себя, выслушав признание в любви от роботизированной француженки Мистраль. «*б твою мать!» — кричит Долзаев Райдену.«Она не к тебе обращалась», — спокойно отвечает Джек, минутой ранее обсудивший по кодеку с Вашингтоном, натуральные ли у этой Мистраль сиськи.
Есть и другие проблемы — например, камера, которая по замыслу разработчиков фиксируется только в битвах с боссами, ведет себя порой из рук вон плохо — что бывает поводом для проваленных блоков (напоминаем, это ключевой элемент боевой системы — если вы постоянно проигрываете битвы с боссами, попробуйте чаще блокировать их удары). Понятно зачем прикрученная стелс-система (как-никак дань традиции) работает самым неочевидным образом — в 9 из 10 случаев попытки обойти врагов, спрятавшись в дурацкой картонной коробке, заканчиваются провалом. Наконец, дизайн уровней имеет очень отдаленное отношение к понятию «дизайн». Это симпатичные, но довольно примитивно сделанные прямые коридоры — что не является таким уж страшным грехом для слэшера, но в свете недавней DmC выглядит как привет из прошлого.Однако ни проблемы с камерой и левел-дизайном, ни даже дурацкий подзаголовок Revengeance не мешают MGR быть отличной игрой. Это не высшая точка развития жанра слэшеров, не новый Metal Gear Solid (пара упоминаний Отакона и камео девочки Санни — вот и весь фансервис), это вполне закономерный результат сотрудничества Platinum Games и Kodjima Production, сам факт которого — невероятная удача. Поэтому когда во время битвы с огромным боссом Райден взлетает в воздух, время замедляется, активируя Blade Mode, а в колонках орет джейрок, хочется только одного — чтобы все это подольше не кончалось.
Автор: Кирилл Перевозчиков
Рецензируемая версия: XBOX 360