Рецензия на Mark of the Ninja


В формуле Mark of the Ninja слишком много ложных параметров, будто нарочито сбивающих с толку аудиторию и отталкивающих их от покупки. Дурацкое название, вялые продвижение и реклама, незаметный анонс (только сейчас вспоминается, что игра была показана весной через довольно любопытный текстовый квест), визуальный стиль как в комиксах с упором на насилие, и не самое однозначное прошлое самих разработчиков (дилогия Shank критиковалась за скачущую сложность, однообразие, но привлекала внимание графикой и динамикой). Но знать обо всем этом не обязательно или даже вредно. Mark of the Ninja – отдельная, крайне комплексная история.
Формально игра состоит из того, что мы уже видели в других стэлс-экшнах. Исследование запутанного уровня, прятки в тенях от лучей фонариков, использование крюка на подвешенных платформах, скрытные убийства, использование арсенала различных устройств вроде фейерверков и дымовых шашек. Но замечательной Mark of the Ninja делает невероятно гармоничное, продуманное и сбалансированное их использование. Ниндзя обладает невиданной ловкостью, может карабкаться по стенам и потолкам, пролезает в вентиляционные люки, прячется за клумбами и мусорными ящиками. Эти умения нужны, чтобы проскальзывать незамеченным мимо врагов. Ну, или тихо их убивать. Главное – всегда оставаться в тени. Авторы провели впечатляющую работу со светом, тщательно продумав, как далеко видят враги, насколько сильно светит потолочная лампа и с какой скоростью напуганные солдаты начинают махать фонарем. Это изящно подчеркивается и визуально: на свету все модели цветные, в тени - черно-белые, а если их вообще не видно, то значит их слышно.

Как профессиональный ниндзя, главный герой умеет очень хорошо слушать. Звук играет одну из главных ролей. Шаги, удары, стрельба – все это отображается в виде маркеров-«кругов», по которым нужно ориентироваться, где сейчас находится противник и что он делает. Звучит это, возможно, несколько натянуто, но ориентирование по звукам спасет вам жизнь не один раз, ведь часто работать приходится в полной темноте, выглядывая из щели где-нибудь в канализации.
Вся акробатика, исследование запутанных уровней и использование гаджетов остается интересным на протяжении всех пяти-шести часов (плюс еще столько же и больше – при повторном прохождении New Game Plus и поиске секретов, артефактов, свитков) благодаря постепенному вовлечению игрока в азы ниндзя-искусства. На первом уровне вы учитесь управлению и основам, во втором начинаете использовать гаджеты, в третьем знакомитесь с системой улучшений и открываете все новые и новые возможности ниндзя, и так далее.

Каждый уровень представляет собой запутанный лабиринт, по которому, как паук, ползает главный герой, высматривает и высчитывает маршруты охраны, прикидывая план действий и не забывая о запасном варианте на случай, если все пойдет не так. Но удобное и отзывчивое управление помогает все сделать именно «так». В итоге получается, что ты носишься по локациям, в прыжке кидаешь кунай в лампу, приземляешься на голову противнику, тут же прыгаешь на потолок и наблюдаешь, как ошарашенный друг недавней жертвы палит во все стороны со страху – и это ни каплю не надоедает. Mark of the Ninja сделана – точнее сказать, собрана – из тысячи мелочей очень умело, играется очень легко, но заставляет думать и просчитывать ходы наперед, но при этом нисколько не проседает в скорости. Западные журналисты наперебой кричат о «лучшей стэлс-игре за многие годы» и ставят Mark of the Ninja высшие оценки. Но это тот самый случай, когда выпендриваться не нужно. Лучше согласиться и продолжить играть.
8.5 Текст: Вячеслав Мостицкий Рецензируемая версия: XBLA
