Рецензия на Spec Ops: The Line
События игры разворачиваются в Дубае. Мегаполис по сценарию игры был почти полностью уничтожен загадочной песочной бурей, из-за которой мало того, что погибла значительная часть населения, так еще и выжившие оказались отрезаны от внешнего мира. Проводить эвакуацию в Дубай отправился 33-й батальон - он, как можно догадаться, не вернулся; операция провалилась. После нескольких зияющих дыр в сюжете в Дубай выяснять источник загадочного радиосигнала отправляются три оперативника спецподразделения “Дельта”. Играть нам придется за капитана Мартина Уокера (озвучивает его, кстати, известный по Uncharted Нолан Норс), в подчинении которого находятся двое бойцов: снайпер и пулеметчик. Им можно отдавать простейшие команды (две): кинуть ослепляющую гранату и убить помеченного врага. Этот “тактический” элемент, кстати, сильно облегчает прохождение - убивают в Spec Ops: The Line быстро на любом уровне сложности, и лишний раз торчать под пулями - дело гиблое.
Игровая механика The Line знакома всем, кто видел хотя бы один шутер от третьего лица, выпущенный за последние пять лет. Это все те же прятки за препятствиями, стрельба из-за угла, перебежки от укрытия к укрытию и восстановление здоровья в укромном месте. Здесь игра менее всего старается быть оригинальной, и это хорошо: схема управления предельно простая и понятная, ничего не глючит и все работает как надо.
С учетом особенностей сеттинга, игрока на протяжении всей одиночной кампании окружает песок; он должен был стать чуть ли не ключевым элементом геймплея, но в итоге так им и не стал. Да, песок можно опрокинуть на голову врагам (разбив, например, стекло), затопить им неприятеля или оглушить тяжеловооруженного пехотинца - но только в специально отведенных для этого местах. Но чудес тут никто и не ждал.
При этом Spec Ops: The Line совершенно не похож ни по атмосфере, ни по эмоциональному посылу на конкурентов. В той же Tom Clancy’s Ghost Recon: Future Soldier у тебя нет никаких моральных терзаний: ты однозначно герой, ты убиваешь пачками однозначно плохих парней и спасаешь однозначно мирных жителей. Звездно-полосатые флаги, благодарность от президента и осознание собственной важности в качестве бонуса.
В The Line ничего такого нет и в помине. Поначалу ты отстреливаешь привычных “боевиков”, однако довольно скоро отряду Уокера приходится отправлять на тот свет в промышленных масштабах собственных соотечественников из озверевшего 33-его батальона. Окончательный перелом наступает, когда от рук отряда Уокера гибнут 47 мирных жителей; сцена с мертвой матерью и сидящим у нее на руках сгоревшим младенцем будет преследовать многих во сне.
После этого милитари-шутер превращается в психологический триллер, хронику безумия главного героя, который к концу игры уже не в состоянии отделить реальность от порождений изувеченного сознания. От каждой последующей сцены испытываешь сильное ощущение дискомфорта, понимая, что “хороший парень” Уокер творит непонятно что. Сама игра тоже начинает издеваться над тобой и вместо подсказок задает во время загрузки уровня вопросы вроде “Ты еще помнишь, зачем ты здесь?” и “Сколько американцев ты убил сегодня”? С каждым новым уровнем хочется как можно быстрее узнать, чем все закончится.
Главное достижение Spec Ops: The Line заключается в том, что проекту в рамках своего жанра удалось избавиться от атмосферы веселого слабоумия, которая уже стала проклятьем всех игр про военные конфликты. Вместо голливудского беовика про супергероев мы получили трагическую историю предательства, смерти и сумасшествия. Spec Ops добивает игрока тремя вариантами финала, - ни один из них “хорошим” назвать не получится при всем желании, однако именно отсутствие классического хэппи-энда кажется самым адекватным завершением истории Мартина Уокера. Случай, если честно, достаточно выдающийся.
P.S. Если вы захотите сыграть в многопользовательский режим Spec Ops, знайте: в игре есть стандартный набор режимов (DM/TDM и игры на удержание/захват точек), стандартный набор (кстати довольно интересных) перков, прокачки, “престижей” и так далее. На вторичность многопользовательского режима косвенно указывает и тот факт, что все ачивменты/достижения игры даются только за прохождение одиночной кампании. Ну то есть потратить вечер-другой на мультиплеер можно, но вряд ли многие решат задержаться в нем надолго.
8.0 Текст: Игорь Белкин Рецензируемая версия: Xbox 360