Рецензия на Game of Thrones
Cyanide Studio верна традициям: и в Chaos League, и в Blood Bowl, и в Loki, и в недавней Confrontation они обязательно придумывали что-нибудь этакое, чего больше нет нигде. Обе их игры по мотивам Песни Льда и Пламени (до RPG была еще необычная дипломатическая стратегия) тоже преподнесли нам целый букет сюрпризов и необычных решений. Жаль только, не все из них получились удачными.
Впрочем, начнем с хороших новостей. Сценарий, тексты и общая атмосфера Game of Thrones вполне соответствуют духу оригинального книжного цикла. Французы придумали взрослую, жестокую и мрачную историю, в которой много крови, боли, грязи, секса и предательства, а личные трагедии разворачиваются на фоне некрасивых политических интриг. Скажите, в какой еще игре на пятой минуте вы лично казните лучшего друга, минут через 20 теряете весь свой отряд, причем последнего из коллег убиваете лично (за то, что тот оказался трусом!), а в середине игры вспарываете живот безоружному подростку? Dragon Age говорите? The Witcher? Боюсь, на фоне «Игры престолов» даже они кажутся да, грязноватой, но все-таки сказкой.
Решение разделить повествование на два параллельных рассказа с разными героями (за одного играем в прошлом, за другого - в настоящем) выглядит в этой связи очень правильным. Мы получили возможность увидеть мир Семи Королевств и его людей с разных точек зрения. Один герой – Морс Вестфорд, рейнджер Ночного Дозора. Несмотря на свое имя, это брутальный и очень серьезный мужчина. Он верен своему долгу, но казнит только в том случае, если понимает, за что (а именно за трусость и предательство). Он отказывается просто так убивать женщин и детей, и это решение стоило ему многого. Второй – аристократ Алистер Сарвик, который ради того, чтобы вернуть власть над своим домом и выслужиться перед королевой, может убить подростка и наябедничать на человека, бросающего справедливые обвинения королевской особе.
Впрочем, даже у Алистера есть свои причины вести себя именно так, и мы проникаемся к нему симпатией. Это как раз особенность «Песни Льда и Пламени» - здесь практически нет чистых, идеальных героев или откровенно «плохих» злодеев. У каждого своя правда. А игра внесла во все это то, о чем многие поклонники Мартина давно мечтали: возможность лично принимать решения и корректировать образы героев и злодеев.
Здесь от нас постоянно зависят чьи-то жизни. Казнить побежденного или пощадить, отомстить связанному преступнику за убийство брата или освободить его и оставить жизнь в обмен на помощь, подавить бунт силой или вступить с народом в переговоры? Есть даже уникальные в своем роде ситуации, когда Алистер вынужден сотрудничать со своим главным врагом: там у вас появляется выбор, чей голос окажется решающим – более дипломатичного человека или того, кто сразу начинает «реально мочить».
Поддают жару и интересные побочные квесты, где мы должны проводить целые расследования, чтобы потом вынести решение – как должен поступить аристократ, обманувший проститутку, или кто из воинов Ночного Дозора оказался предателем, заслуживающим смерти? Причем во втором случае очень легко ошибиться, обвинить невинного и потом кусать локти, когда минут через 10 вы встретитесь с предателем лицом к лицу.
Все это на самом деле дико увлекает. А «раздельная» форма повествования только разогревает интерес: главы за каждого героя идут друг за другом, умело чередуют события прошлого и настоящего и всегда заканчиваются на самом интересном месте. В итоге очень хочется добраться до финала.
Сейчас навскидку и не вспомнишь, где еще так необычно подавался сюжет. Но это далеко не единственная особенность «Игры престолов». Где вы еще играли… за собаку (ручной пес Морса может брать след квестовых персонажей, искать спрятанный лут и перегрызать глотки одиноким зазевавшимся врагам), а в процессе создания персонажа подбирали баланс между положительными и отрицательными чертами характера? Если вы, к примеру, хотите сделать своего героя прирожденным лидером, то придется подобрать минимум четыре простых фобии и болячки (аллергия, боязнь вида крови, неустойчивая психика и т.д.). Причем некоторые ваши решения по ходу игры открывают новые положительные или отрицательные черты характера.
Интересно выглядит и боевая система. На то, как вы действуете в бою, влияет столько же факторов, как в какой-нибудь настолке: параметры, умения, пассивные навыки, тип брони и оружия. Поэтому сражения зачастую получаются очень непростыми (сразу вспоминается Confrontation): нужно ставить игру на паузу, переключаться между героем и напарником, чередовать типы оружия под броню врагов, использовать разные боевые стили и умения, а в случае с Морсом еще и во время отдавать приказы псу, чтобы он, например, вцепился зубами в ногу противника. При этом пауза тут не вечная – игра просто сильно замедляется, но время на размышления у вас ограничено.
Однако понятия Cyanide и «идеальная вылизанная проработанная игра» по-прежнему несовместимы. Вот и в данном случае можно много к чему придраться: к неудобному управлению в боях, к несбалансированной ролевой системе (какой смысл делать героя лучником, если с хорошими мечами он все равно действует эффективнее?), к не такой убедительной на фоне BioWare или второго «Ведьмака» режиссуре и размытым текстурам. Или к напрочь заваленной системе сбора лута и торговли: что-то полезное среди трофеев попадается очень редко, зато постоянно вываливаются совершенно одинаковые предметы. В магазинах же полно мусора, а качественная экипировка стоит неподъемно дорого. Наконец, к мертвому миру с замершими на месте куклами-якобы местными жителями, где на всю игру можно насчитать лишь пару интересных побочных квестов и каких-то живых интересных ситуаций вроде подпольных боев на арене.
Впрочем, не будем слишком строги. После A Game of Thrones: Genesis и Confrontationмы, если честно, ждали худшего. А получили необычную и увлекательную ролевую игру с мрачным взрослым сюжетом, яркими героями, постоянным моральным выбором, сложной ролевой и боевой системами. Да, она не идеальна, местами не сбалансирована, не выбрита наголо, не застегнута на все пуговицы и не облита с ног до головы французским тройным одеколоном. Поэтому в ее кампании вам периодически будет неудобно, больно и хочется материться. Но все-таки это, как ни крути, настоящая суровая и жестокая RPG в мире «Песни Льда и Пламени». Так что можно и потерпеть.
7.0 Текст: Кириллл Волошин
Рецензируемая версия: PC