Каркнул ворон «Nevermore»: Рецензия на второй сезон «Уэнсдэй»



6 августа на Netflix вышла первая половина второго сезона «Уэнсдэй». Девочка из готического клана Аддамс вернулась в академию Невермор, чтобы сеять ужас и раскрыть парочку убийств. Рассказываем о феномене мистического сериала и о том, каким получилось его продолжение.
Осторожно: в тексте могут быть спойлеры!
Чем закончился первый сезон «Уэнсдэй»
Первый сезон сериала про дочь из семейки Аддамс закончился победой Уэнсдэй (Дженна Ортега) над воскрешённым из мёртвых Джозефом Крэкстоуном, который был отцом-основателем городка Джерико и хотел сжить со свету всех «изгоев». Ненависть к подросткам со сверхспособностями по наследству передалась злодейке Лорел Гейтс (Кристина Риччи), преподававшей ботанику в академии Невермор

Кадр: Netflix
Лорел не только воскресила своего безумного предка, но и подчинила себе тёмную сторону баристы Тайлера (Хантер Духэн) — монстра Хайда. Коварную злодейку в конце сезона остановила Уэнсдэй, которая бы ни за что не справилась без поддержки своей соседки по комнате — девочки-оборотня Энид Синклер (Эмма Майерс) и сообразительной сирены Бьянки (Джой Сандэй).
Сюжет второго сезона «Уэнсдэй»
Страна: США
Год: 2025
Жанр: чёрная комедия, тёмное фэнтези, история взросления
Шоураннеры: Майлз Миллар и Альфред Гоф
В ролях: Дженна Ортега, Эмма Майерс, Хантер Духэн, Джой Сандэй, Джорджи Фармер, Стив Бушеми, Кэтрин Зета-Джонс, Луис Гусман, Кристина Риччи
Премьера: 7 августа 2025 (4 серии из 8)
Оценка: IMDb — 8.0 / Кинопоиск — 7.9
Где смотреть: Netflix
Мрачная девочка с косичками активно проводит летние каникулы: расправляется с маньяками и учится контролировать свои экстрасенсорные способности, используя книгу заклинаний Гуди Аддамс. По возвращении в академию Невермор Уэнсдэй приветствуют как героиню-спасительницу. Однако статус местной знаменитости, на которую все смотрят с восхищением, пессимистичную мизантропку совершенно не устраивает.
Уэнсдэй раздражает не только свалившаяся на неё популярность, но и новый директор Невермора, неоднозначный маг Барри Дорт (Стив Бушеми). Родители девочки, Гомес (Луис Гусман) и Мортиша (Кэтрин Зета-Джонс) Аддамсы, тоже не дают ей покоя в академии и страстно желают друг друга на публике. Единственное, что доставляет Уэнсдэй удовольствие, — так это расследование нескольких ужасающих убийств. Местные полицейские находят труп мужчины, чьи глаза выклевала стая инфернальных ворон. А затем происходит ещё одно идентичное убийство.
От игры в детектива Уэнсдэй отвлекают сталкинг со стороны фанатки-невидимки и разногласия с матерью, которая считает, что усовершенствование экстрасенсорного дара может серьёзно навредить дочери. Вдобавок, девочке приходит тревожное видение о смерти её подруги Энид. Учебный год только начался, а Уэнсдэй уже затянуло в водоворот недвусмысленных угроз и мрачных тайн, требующих разгадки. Впрочем, ей не привыкать.
Феномен популярности сериала о самой мрачной девочке
В 2022 году, в первую неделю после релиза, «Уэнсдэй» стала самым просматриваемым англоязычным проектом на Netflix и вирусным хитом. Феномен популярности сериала был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, эффектом узнаваемости: «Уэнсдэй» скрестила типичный мистический сериал про подростков со сверхспособностями («Наследие», «Леденящие душу приключения Сабрины») с волшебным миром в лучших традициях «Гарри Поттера».
Во-вторых, в качестве ведущего режиссёра к работе над проектом привлекли Тима Бёртона, чей готический взгляд на жизнь и смерть идеально подходил для истории о странной девочке-подростке, обожающей всё жуткое и мрачное. Многочисленные фанаты постановщика внесли ощутимый вклад в популяризацию «Уэнсдэй» как ожидаемого шедевра от «тёмного сказочника». И совсем не важно, что разработкой проекта преимущественно занимались шоураннеры Альфред Гоф и Майлз Миллар. «Уэнсдэй» всё равно распиарили как сериал Тима Бёртона, и это сработало.

«Как-то в полночь, в час угрюмый…»
Кадр: Netflix
В-третьих, шоу заинтересовало зрителей, неравнодушных к причудам семейки Аддамс, каждое возвращение которой на экраны становилось большим событием (чёрные комедии Барри Зонненфельда и мультфильм 2019 года). И в четвёртых, сериал раскрутился по принципу сарафанного радио. Танец Уэнсдэй, залетевший в тренды TikTok, в конце 2022 года повторяли все, кому не лень, включая Леди Гагу.
Конечно, успеху сериала у массового зрителя во многом поспособствовала идеально попавшая в образ Дженна Ортега. Новая «королева крика» не моргала в кадре и наводила жути одним только убийственным взглядом.
Возвращение циничной готки
Во втором сезоне Уэнсдэй в исполнении Ортеги всё так же невозмутима и цинична. Героиня жестоко шутит, из всех эмоций проявляет лишь презрение и с интересом присматривается к изуродованным воронами телам. При этом Уэнсдэй Ортеги всё ещё далека от своих экранных предшественниц — она не пытает брата, не даёт волю своему садизму (сцена с пираньями в первом сезоне не в счёт) и даже способна переживать за подругу, хотя внешне остаётся максимально хладнокровной.

«Каркнул Ворон: “Никогда”»
Кадр: Netflix
К счастью, нелепые романтические муки Уэнсдэй во втором сезоне сошли на нет: влюблённого в неё художника-экстрасенса Ксавье перевели в другую магическую школу. Отсутствие персонажа в продолжении сериала связано с увольнением актёра Перси Хайнса Уайта из-за обвинений в домогательствах.
Во втором сезоне другие члены семейки Аддамс, Мортиша, Гомес и Пагсли, зачисленный в Невермор, удостаиваются больше внимания, но окончательно утрачивают свою фирменную фриковатость на фоне других эксцентричных личностей со сверхспособностями. Готический клан, созданный карикатуристом Чарльзом Аддамсом, смотрелся провокационно именно на контрасте с заурядными людьми (нормисами в мире «Уэнсдэй»).
Главная проблема — неожиданная заурядность семейки Аддамс
Аддамсы, которых всегда определял гротескный макабр, в окружении сирен, оборотней, горгон и невидимок Невермора выглядят вполне себе обычно за исключением специфических предпочтений в еде (Мортиша перекусывает заплесневелым печеньем с паутиной) и тяги к зловещим развлечениям (Пагсли заводит себе «ручного» зомби). К слову, романтические заигрывания Мортишы и Гомеса во втором сезоне вышли на новый уровень, и это скорее плюс, чем минус.
Среди других студентов академии Уэнсдэй выделяется разве что своей одержимостью чёрным цветом, пугающими видениями и кровавыми слезами. Подросший Пагсли (Исаак Ордонес) ударяет изгоев током, а бедовый дядя Фестер кайфует от электрошоковой терапии. Но всё это мелочи по сравнению с умением мальчика-горгоны Аякса превращать людей в камень или изощрёнными розыгрышами неуловимой девочки-невидимки Агнес.

«Птица ясно отвечала, и хоть смысла было мало…»
Кадр: Netflix
В общем, в фэнтези-вселенной «Уэнсдэй» Аддамсы воспринимаются плюс-минус обычной семьёй, что скорее разочарует давних поклонников готического клана, которым по этой же причине не понравился первый сезон. Даже бабушка Уэнсдэй перестала выглядеть, как стереотипная ведьма, а приобрела неуместный лоск.
Впрочем, без оммажей культовым «Ценностям семейки Аддамс» (1993), к которым изредка прибегал первый сезон, продолжение не обходится. Эпизод с соперничеством в летнем лагере между нормисами-скаутами и изгоями из Невермора буквально отсылает к бунтарским каникулам Уэнсдэй в чёрной комедии Зонненфельда.
Тим Бёртон, Эдгар По и жанровая перегруженность
Два первых эпизода продолжения поставил Тим Бёртон. Почерк мастера особенно заметен в анимационном флешбэке с легендой о мальчике с заводным сердцем, ставшем опасным изобретателем. Мультяшный эпизод сделан в духе «Франкенвини» (переосмысление «Франкенштейна») и непременно должен пробудить ностальгические чувства у фанатов Бёртона.
Второй сезон «Уэнсдэй» перенимает одержимость первого отсылками к мистическим историям Эдгара Аллана По. Страшилка о жестоком изобретателе, стук механического сердца которого можно услышать из могилы, цитирует рассказ «Сердце-обличитель». Загробные вороны же напоминают о знаменитой поэме По. Шоураннеры также не забывают о стандартных для «Уэнсдэй» заигрываний с культовыми хоррорами. В первом сезоне создатели сериала эффектно обыграли «Кэрри» Брайана Де Пальмы, а во втором пародируют «Оборотня» (Ginger Snaps) и Ганнибала Лектера.

«И душа моя из тени, что волнуется всегда.
Не восстанет – никогда!»
Кадр: Netflix
Невзирая на богатый визуал и сложные оммажи, продолжение шоу заметно страдает от жанровой и сюжетной перегруженности. Детективная линия, отведённая расследованию Уэнсдэй, конфликтует с детально проработанными арками второстепенных персонажей и притянутыми за уши разногласиями в семействе Аддамс. Романтические метания девочки-оборотня Энид, равно как и личные интересы сирены Бьянки, отвлекают зрителя от жуткого развития событий.
В продолжении «Уэнсдэй» готический хоррор преобладает над сверхъественными приключениями, но сентиментальные отступления, увы, снижают градус замогильного кошмара. Периодическое обращение шоураннеров к «Гарри Поттеру» и, неожиданно, к «Людям Икс», не позволяют второму сезону до конца расправить свои ужасающие крылья.
Интригующие персонажи и бенефис Дженны Ортеги
За интригу во втором сезоне отвечают персонажи из первого: заключённый в психиатрическую лечебницу монстр Хайд и таинственный повелитель ворон (его личность раскрывается в конце четвёртого эпизода). В нескольких сценах к своей роли возвращается Кристина Риччи, а из новых персонажей недоверие вызывают местный Дамблдор — директор Барри Дорт и учительница музыки Айседора в исполнении Билли Пайпер (играла невесту монстра Франкенштейна в «Страшных сказках»).

Пока что второй сезон «Уэнсдэй» производит впечатление жанрового ассорти, в котором отсутствует необходимый баланс. Впрочем, героиня Дженны Ортеги всё так же завораживающе играет на скрипке (на сей раз «Танец рыцарей» из «Ромео и Джульетты» Прокофьева) и затмевает собой побочные сюжеты. Ценителей эстетики самой мрачной девочки в мире продолжение «Уэнсдэй» едва ли разочарует. Да и с макабрическим юмором у сериала по-прежнему всё в порядке.