Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки

Читай нас
Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - изображение обложка

На полное прохождение Elden Ring легко можно потратить больше сотни часов — это самая большая игра From Software, которая способна бросить вызов даже ветеранам Souls-серии. И дело не только в том, что мир игры огромен: на каждой локации всегда есть что-то, что отвлечет вас от исследования местности на час-другой, а уж желающие осмотреть каждый камень и заглянуть в каждую щель и вовсе рискуют умереть от истощения. Автор «Канобу» Алексей Егоров в итоговом материале делится своими впечатлениями от ста часов игры.

Важно: Из-за продолжительности игры (признаемся, недели с получения ключа при полном погружении для прохождения Elden Ring нам не хватило) и большого количества важного материала, «Канобу» публикует обзор на Elden Ring в трёх частях. В первом материале рассказали об игре в целом. Во втором разобрали ключевые проблемы Elden Ring. Этот материал — итоговый разбор игры с оценкой.

Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - фото 1

Мартину и Миядзаки удалось создать гармоничную игру

Что вообще происходит в Междуземье и зачем игре был нужен автор «Игры престолов» Джордж Р. Р. Мартин? Завязка следующая: в государстве, названном Междуземьем, царил мир и покой, поддерживаемый силами Золотого Порядка. Правила в королевстве богиня Марика Вечная, а сила её основывалась на могуществе Кольца Элден и огромного Древа Эрд, которые одаривали земли вокруг благодатью. Благодать в виде золотого света нисходила на всех, и бедных и богатых, и любой человек мог увидеть, что его собеседник такой же благословленный, как и он сам. Существовали, правда, и те, кто благодати лишился — таких людей называли Погасшими и изгоняли из Междуземья. Однако уничтожение Кольца Элден изменило мировой порядок.

Между потомками Марики, героями-полубогами, разгорелась чудовищная война, известная как Раскол. Некогда мирные и процветающие земли оказались разорены, а сами герои, завладевшие осколками Кольца, названными Великими Рунами, сошли с ума из-за их мощи.

Протагонист игры — один из людей-Погасших, которого после Раскола позвала в Междуземье некогда утраченная благодать. Почувствовав зов, герой возвращается в родные края, чтобы попробовать заполучить силу Кольца Элден и стать повелителем Междуземья. Стоит заметить, что на этом пути он не одинок — в стране можно найти множество Погасших, которые сами ищут возможность завладеть Великими рунами. Кто-то предлагает сотрудничество, кто-то ищет лишь конфликта — вы можете игнорировать первых и уничтожать вторых при первой же возможности, а можете быть рассудительнее. Тем более что за это можно получить неплохие награды!

Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - фото 2

Сюжет в Elden Ring подается порционно — прямо как в остальных играх от From. NPC любят темнить, говорят только самое важное и до последнего скрывают свои истинные цели, а немногочисленные катсцены обычно показывают перед битвой с тем или иным боссом.

Если вы надеялись на то, что в Elden Ring подача сюжета будет ближе к Sekiro: Shadows Die Twice, то вынужден вас разочаровать. История подается практически также, как и в Souls-играх, и единственное реальное отличие в том, что здесь у вас дается чуть больше конкретики.

Если NPC просит отнести зелье другому NPC, он обязательно назовёт его имя, а не будет описывать внешность. Если ему нужна игла, то он чётко укажет вам, где ее стоит искать. Безусловно, в игре хватает моментов когда персонажи напускают тумана и ищи их потом непонятно где, но это уже условности жанра.

Зачем же этой игре Мартин? Честный ответ — сложно сказать. Рука писателя чувствуется в предыстории мира и ряда боссов, но за сюжет определенно отвечал сам Хидетака Миядзаки. Он же доводил до ума придуманные Мартином биографии боссов, превращая их из легендарных героев в безумцев и чудовищ.

Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - фото 3

В самой истории тесно переплетаются как собственные задумки Мартина и Миядзаки, так и различная мифология, в том числе скандинавская. Влияние последней на Междуземье хорошо заметно: огненные великаны, на которых боги ходили войной, и руны, валькирии в сюжете мелькают (да и в геймплее тоже). Правда, назвать Elden Ring игрой по мотивам скандинавских саг не выйдет при всём желании — определенные детали есть, но не более. Зато чего в игре хоть отбавляй, так это фирменных японских гигантомании и безумия — в хорошем смысле, конечно же.

Гигантомания From Software вышла на новый уровень

То, что у Миядзаки и его команды есть тяга к огромным объектам, будь то существа или строения, все и так прекрасно знают — но в Elden Ring гигантомания вышла на невиданный уровень. И сейчас речь идёт даже не о масштабах карты, а о разбросанных по ней локациях. Если замок — то непременно величественный и необъятный. Если академия магии — то такая, что «Хогвартс» из «Гарри Поттера» смотрится на ее фоне бедным родственником. Огромный подъемник, соединяющий низины и плато со столицей Междуземья, мог бы за раз отвести всю близлежащую деревню наверх — причем не налегке, а с телегами и баулами за плечами. И место бы ещё осталось.

Это всё выглядит восхитительно. Местные пейзажи прекрасны, их хочется стоять и разглядывать, и неважно, на что вы смотрите — на огромное, закрытое туманом озеро, на величественные шпили столицы, или на загадочные развалины, сокрытые в глубинах земли. Причем игра всегда находит, как вас удивить — на восьмидесятом часу я был уверен, что видел уже все, а потом открыл доступ в еще две локации, где снова пришлось подбирать челюсть с пола.

Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - фото 4

После прохождения игры становится ясно, почему после анонса From два года хранили молчание и не выпускали промо-материалов — они работали над игрой. Делали все возможное, чтобы локации запоминались, чтобы игрокам было интересно их исследовать, чтобы их обсуждали. И авторам это удалось: стоит вам свернуть с тропинки куда-нибудь в лес, вы наверняка заметите что-нибудь интересное неподалеку, решите сходить исследовать, застрянете там на какое-то время, а потом пойдете в совершенно новое место, напрочь забыв о том, куда собирались изначально.

Например, практически в самом начале игры можно попасть в локации, где тяжело придется даже хорошо прокачанным игрокам: вы, конечно, можете сбежать и попытать счастья как-нибудь потом…, а можете рискнуть и попробовать исследовать эти места в надежде на то, что сможете поживиться чем-нибудь полезным. From Software умело манипулируют чувствами игроков — их любопытством, жадностью, чувством уверенности в себе, и делают это так, как не делали никогда раньше.

Сражения заставляют выкладываться на все сто

В основе Elden Ring лежат два кита — исследование локаций, которые заставляют забывать про сон, еду и работу; и сражения, которые требуют полной самоотдачи. Даже если речь идет о рядовых противниках.

Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - фото 5

Битвы максимально напоминают Dark Souls: враги сильны и способны убить вас с нескольких ударов, поэтому всегда нужно быть настороже. Благо, что в Elden Ring у вас значительно больше возможностей для того, чтобы уцелеть в бою. Вдобавок к обычным блокированиям, парированиям и уворотам авторы добавили прыжки, с помощью которых можно быстро забираться в ранее недоступные области, а также возможность контратаковать после блока — полезно для тех игроков, кто плохо парирует и предпочитает играть со щитом. А ещё авторы ввели в игру стелс прямиком из Sekrio — ваш герой может красться, благодаря чему его становится труднее обнаружить. Помогает!

Нелишним будет напомнить и о ряде других особенностей: к примеру, школ магии у нас теперь только две, чудеса и заклинания. Пиромантию здесь «вписали» в чудеса, волшебникам открыли доступ к магии гравитации — любителям играть от дальнего боя будет, на что посмотреть.

Разнообразия добавляет возможность менять навыки в оружии: механика, называемая «Пеплом войны», была показана ещё в сетевом тесте, и работает она очень просто. Вы берете свой меч, выбираете интересный вам навык, затем определяете, каким меч будет — обычным, с упором на силу или ловкость героя, наносящим святой урон или вызывающим кровотечение — и сохраняете выбранный предмет. Есть, правда, нюансы — один навык можно установить только в одно оружие (но навыки можно клонировать!), а в особое вооружение, вроде предметов с боссов, новый навык установить и вовсе невозможно. Однако даже с такими ограничениями возможностей для кастомизации открывается очень много.

Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - фото 6

Когда же дело доходит до прямого столкновения, понимаешь, что From Software немного улучшили знакомую формулу. Например, хитбоксы теперь не размером с пятиэтажку, и если у вас в паре сантиметров от лица прошло копье, то оно, скорее всего, не нанесет урона. Одно удовольствие смотреть на то, как после сальто от специальной атаки герой приземляется так, чтобы увернуться от размашистого вражеского удара.

Открытый мир дает дополнительные возможности — кроме возможности тихонько обойти вражеские патрули у вас есть опция сбежать куда подальше, если запахло жареным. Ваш скакун Поток делает такие маневры еще проще — свистнул, вскочил, ускакал.

Но обычные монстры, конечно, это не самое интересное. Боссы — вот то, ради чего многие вообще запускают игры From, и тут разработчики не подкачали. Сюжетных противников в Междуземье не так и много, но практически все они уникальны, смертоносны и интересны.

Некоторые боссы получились крайне необычными: скажем, битва с одним из таких, генералом Раданом, разворачивается на огромном пляже, усеянном разбитыми доспехами и ржавым оружием. Особенность же схватки в том, что вы можете призвать на нее человек шесть NPC — и даже если они падут, вы можете позвать их снова! Не буду рассказывать, что делает сам Радан, но уверяю — разочарованными вы не останетесь.

Итоговый обзор Elden Ring: игра, которая полностью оправдывает свои оценки - фото 7

Подход к боссам в Elden Ring, кстати, напоминает некоторые jRPG (японские RPG) — в игре есть несколько необязательных боссов, сложность которых в разы превосходит таковую у сюжетных оппонентов. Встреча с каждым таким — событие (они все спрятаны в укромных уголках мира), и уверяю вас, что равнодушным вас не оставит ни один такой враг. Сражаясь с одним из таких боссов я даже начал подумывать о том, что в моем личном списке самых сложных оппонентов в Souls-играх стоит сделать небольшую перестановку, сдвинув все существующие позиции вниз.

Вердикт: восхитительная Souls-like игра, которая постоянно удивляет

Спустя сто часов можно смело говорить о том, что Elden Ring — это высшая точка развития Souls-like игр, грамотно смешивающая знакомую вот уже десять лет формулу и открытый для исследования мир, в котором легко затеряться. Вышло не без шероховатостей, конечно: некоторые моменты можно было сделать чуть лучше, а повторное использование боссов откровенно расстраивает. Но все ключевые аспекты игры сделаны на таком уровне, до которого всем остальным представителям жанра расти ещё долго.

Elden Ring не стесняется бросать вызов игрокам, причем как в плане битв, так и в плане загадок — их по Междуземью разбросано очень много, и попытки разгадать их все займут вас надолго. После сетевого теста можно было предположить, что игра будет проще других проектов From Software, но на деле ничего подобного: местами она заставляет скрипеть зубами так, как не заставляла ни одна часть Dark Souls.

Elden Ring — это magnum opus From Software, их самая главная и лучшая игра из всех. И это действительно так: я не представляю, насколько сложно после Elden Ring будет адаптироваться к геймплею серии Dark Souls, как трудно будет привыкать к тому, что мир вокруг линеен и состоит из коридоров. Если вы фанат жанра Souls-like игр — то Elden Ring нельзя пропускать ни в коем случае.

Читай нас