Рецензия на Halo
Писать о Halo для российской аудитории дело неблагодарное. Мало того, что это консольный эксклюзив (сразу влепят минус), так еще и загадочная, непонятная игра, продающаяся миллионными тиражами в США, но так и не принятая здесь, в России. Halo родилась в 2001 году, на тот самом первом, экспериментальном Xbox. В нашей стране было полно первых и вторых Playstation и непонятную приставку размером с коробку из-под холодильника никто не хотел воспринимать всерьез. Так Россия проспала рождение легенды. Затем, когда Halo совершила робкую попытку издаться на ПК в 2003, ее ждал такой же холодный прием. Наlo был жизненно необходим интернет, а на дворе стояли безблагодатные нулевые, компьютерные клубы были забиты «контрой» и «квакой». Так или иначе, главный и самый важный момент был упущен: коммьюнити не сложилось. С этого момента каждая новая часть Halo воспринималась в штыки или просто вызывала недоумение. Замкнутый порочный круг.
Если бы мы с вами были заядлыми игроками в Halo, то рассказ следовало бы начать с интриги, которая приковывала внимание мировой прессы к выходу Halo 4. Разработчик Bungie, создатель сериала, в 2010 году передал все дела 343 Industries, честолюбивым дублерам, для которых это был серьезный творческий вызов. И если (постучим по дереву) у четвертой части все получится, то Halo у нас в стране будет плотно ассоциироваться именно с 343 – забавно, не правда ли?
Вы могли заметить, что в последние годы вышло несколько игр под маркой Halo 3: ODST, Reach и Combat Evolved Anniversary. Так вот, каждая из них не могла дать правильное и полное представление о Halo. Конечно, Combat Evolved Anniversary – это переиздание той самой первой части, но с 2001 года много воды утекло и для многих из нас несколько поздновато обращаться к корням. ODST и Reach – ответвления (спинофы), которые можно сравнить с Mass Effect без Шепарда. Иными словами, все не то! Эти годы весь мир ждал именно Halo 4, как возвращения Мастера Чифа, главного героя серии. Теперь все слагаемые на месте: перед нами «настоящее» Halo с Чифом, родное детище Microsoft, флагман консольной разработки. Halo 4 – вершина возможностей Xbox 360 на сегодняшний день. Уже одно это заставляет обратить на нее внимание.
Как будто зная, что Halo 4 будет покорять рынки всего мира, а не только американского, 343 Industries уместили в своей игре отсылки ко всем частям сразу. Мастер Чиф начинает свои приключения со столкновения с Ковенантом. В третьей части между землянами и Ковенантом наступило перемирие, но только не для 343 Industries. Придумав радикальную группу Ковенанта, разработчики оставили нам возможность сразиться с легендарным противником. Самые сильные моменты Halo на новом движке и с отличной картинкой – ностальгия для фанатов и хорошая иллюстрация возможностей Halo для всех остальных. С середины игры новые хозяева вселенной 343 Industries начинают тянуть одело на себя. В бой вступают новые противники: защитные системы предтечей, названные Прометейцами. Характер войны меняется, Чиф находит новые смертоносные игрушки, а окружающий пейзаж и дизайн перестают быть узнаваемым. Halo 4 вступает в свои права. Трогательны отношения Чифа и встроенного в доспех искусственного интеллекта - Кортаны. Голографическая полупрозрачная девушка, в чью задачу входит информационная защита Чифа. 343 Industries решили обострить ситуацию и наградили ИИ дефектом. У нее закончился срок годности и на протяжении всей игры мы видим, как Кортана постепенно скатывается в безумие. Здесь 343 Industries демонстрируют свои навыки сценарного мастерства: Чиф способен в одиночку уничтожить весь Ковентант, но абсолютно беспомощен в спасении своего электронного друга.
Сразу предупреждаю, Halo 4 строг к новичкам. Завоевывать уважение игры приходиться бесконечно. Начав играть на уровне сложности Heroic (сама игра нам подсказывает, что это оптимальный режим), встретив серьезное сопротивление, мне пришлось смалодушничать и переключиться на Normal, но и дальнейшее путешествие ничуть не напоминало увеселительную экскурсию, игра продолжала наказывать и воспитывать меня. Даже низкорослые карлики из Ковенанта не внушали мне уверенности в собственных силах. Я ждал подвоха от игры каждую секунду и, как правило, не ошибался. Halo 4 даже патроны заставит экономить, чего давно не встречалось в консольных шутерах. При этом уровни игры выстроены таким образом, что почти всегда есть возможность избежать прямого столкновения. Включив маскировку, можно подобраться к противнику вплотную и красивым ударом воткнуть нож в горло чужака. Можно попытаться захватить летающее корыто пришельцев (правда, очень похоже!), выкинув пилота, а уж затем, заняв его место, открыть огонь по мечущимся внизу фигуркам. Или плюнуть на все и на том же корыте долететь до контрольной точки, уворачиваясь от снарядов (каюсь, часто этим пользовался!). Картина битвы полностью меняется, когда в бой вступают ваши товарищи. Игра поддерживает кооперативное прохождение до 4-х(!) игроков. И не надо кивать в сторону Borderlands. Сюжетная часть Halo 4 – это атмосферная остросюжетная история, рассчитанная на вдумчивое прохождение. И то, что нам позволяют войти в нее вчетвером – это большая удача. В заставках между миссиями по-прежнему будет фигурировать один лишь Чиф, но это маленькое несоответствие полностью нивелируется возможностью пройти историю Halo 4 в компании друзей. Внезапное нападение Ковенанта? Драматический поворот… для Ковенанта! Их встречает кучный огонь из четырех винтовок или укомплектованный экипаж джипа, с улюлюканьем несущийся прямо на врага. Удивительным образом кампания, рассчитанная, рассчитанная, казалось бы, на одиночное прохождение, с легкостью трансформируется в игровую площадку для четверых человек. Так мы подходим к многопользовательскому режиму Halo 4, без которого получить представление об игре просто невозможно.
Собственно, две из трех закладок в главном меню ведут в онлайн-режимы: Spartan Ops и War Games. Остановимся на каждом подробнее. Spartan Ops – это кооперативные сюжетные задания для тех, кому не хватило одиночной кампании. Подключаем троих друзей (или находим тут же) и проходим разнообразные миссии, рассчитанные на взаимодействие игроков. Идеальный вариант для спокойного семейного вечера и для тех, кто впервые начинает познавать Halo и не подготовлен, чтобы заявиться в War Games. А бояться там есть кого!
War Games предлагает множество вариантов многопользовательского увеселения, но за фирменным Halo-опытом следует отправиться строго в два режима. Говоря языком Halo - это Team Infinity Slayer (4 на 4) и Big Team Infinity Slayer (8 на 8). И этого вполне достаточно, чтобы Halo продемонстрировала все многообразие тактических схем. Рисунок и динамичность каждого матча зависит от карты, от слаженности ваших действий, и от комплекта вооружения, взятого с собой. Случается так, что приходится терпеть множество поражений подряд, чтобы затем внезапно вытащить весь матч, удачно завладев стальным монстром Scorpion. А уже в следующей игре тебе снова не дают ни единого шанса, и никакие танки, ни даже шагающие роботы не спасают. Неслабую лепту в мое лютое бешенство по поводу очередного «слитого» матча вносил тот факт, что враги это делают на джойстиках. Невероятные хедшоты, убийства в прыжке с разворота, попадания в меня через всю карту без прицела… и многие другие чудеса консольного гейминга явились мне в Halo 4!
Приятным дополнением к суровому мультиплееру лично для меня стало воспитание собственного спартанца. Как водится, мы начинаем карьеру рекрутом первого уровня. Постепенно получаем опыт, изменяем облик персонажа, красим ему доспехи, наносим новые эмблемы, и, конечно, пополняем арсенал доступного вооружения. Перед каждым боем Halo 4 выдает что-то вроде смотра собравшихся на игру спартанцев и спокойно смотреть на эту ярмарку тщеславия практически невозможно. Тут же начинаешь сравнивать свои доспехи, присвистывать при виде опытных ветеранов и откровенно завидовать обладателям уникальной брони. Halo 4 – прекрасная возможность для всех нас приобщиться к обширной мировой семье. Им для этого понадобились годы, нам же остается купить одну единственную игру.
9.0 (Отлично) Текст: Виктор Зуев Рецензируемая версия: Xbox360
Мнение: Вячеслав Мостицкий Я с 2001 года, когда игра появилась на Xbox, был неравнодушен к Halo. Спустя пару лет я все же заполучил консоль и первые две части. И даже тогда было ясно, насколько Halo отличается от других популярных шутеров. Это интересный дизайн и эдакая «военная песочница», где тебя не ведут по коридорам, а выкидывают на огромное поле боя, где как хочешь, так и выкручивайся. К счастью, этот подход оставили и в четвертой части, хоть и не ускользнули от повальной моды на «линейные шутеры». Что еще важно: новый, как некоторые любят выражаться, арт-дирекшн, то есть визуальная стилистика. На смену округлым очертаниям кислотных цветов Ковенантов пришла резкая и элегантная футуристичность расы Предтечей. Тут Halo 4 на руку совершенно умопомрачительный движок, который, без шуток, выдает одну из самых впечатляющих картинок на сегодняшний день. Ну и конечно мультиплеер. Он просто бездонный, довольно безжалостный к тем, кто вырос на CoD-играх, в меру старомодный, но все же безумно веселый. Множество вариантов прокачки, куча различного оружия, невероятные возможности кастомизации матчей (можно даже сделать режим, где все играют без защитных щитов, но с пистолетами, наносящими четырехкратный урон) и продуманные карты. У Halo сейчас, как никогда ранее, есть шанс захватить новую аудиторию. И самое приятное, что совершено заслуженно.
Мнение: Игорь Белкин Halo 4 очень на руку сыграли заниженные ожидания (с моей, например, стороны): после провальной демонстрации на E3 и разгромных отзывов от недовольных пиратов, я особо ничего не ждал. Тем больше было мое удивление от просмотра Halo 4, которая без труда попала в первую тройку в моем личном списке лучших игр года. Этой игре не нужны поправки на “новую неопытную команду”, “кризис жанра из-за засилия милитари-шутеров” - она чертовски хороша сама по себе.