Рецензия на Grand Theft Auto Online
Многопользовательский режим в серии, впрочем, дебютировал еще в Grand Theft Auto 4 (не считая любительских модификаций), но был непродуманным, без единой экосистемы и дорожек развития. В основном — обычные перестрелки. Grand Theft Auto Online же устроена почти как MMORPG. События разворачиваются в том же Лос-Сантосе, но за два месяца до одиночной кампании, в разгар политической битвы за сенаторское кресло великого штата Сан-Андреас. Развлечения здесь преимущественно те же, что и в одиночном режиме: поездки и полеты по городу и окрестностям, охота на оленей и дайвинг, стрельба по копам и реднекам, употребление наркотиков, ограбления магазинов и посещения стриптиз-клубов.
Вы самостоятельно создаете своего персонажа, внешний вид которого определяется не десятком ползунков с носами, глазами, ушами и подбородками, а генами, доставшимися от ваших родителей и прародителей. Выбираете себе папу, маму, бабушку и дедушку, а также указываете, сколько часов в неделю герой спит, работает, пьет водку и тягает штангу. Потом запускается мучительный пролог с набором невыносимых тренировочных миссий. В аэропорту вас встречает Ламар, с которым вы столкнулись на сайте знакомств (да, это тот самый чернокожий друг Франклина, постоянно причитавший о необходимости держаться за корни, любить пацанов с района и мечтать стать крутым гангстером). Именно этот человек объяснит вам азы многопользовательского режима и поможет с первыми связями в преступном мире. А потом вы сами по себе.
Подключившись к серверу, на котором может обитать до 16 игроков, вы сами вольны выбирать себе занятия: просто колесить по городу, периодически перестреливаясь с другими игроками, грабить индусов-кассиров в круглосуточных магазинах, есть хот-доги, резать бомжей, устраивать гонки и командные перестрелки, а также проходить различные миссии, которые вам будут поручать персонажи, знакомые по одиночной кампании Grand Theft Auto 5 . Практически за любые действия, убийства и победы вы получите не только деньги, которые можно просаживать на оружие, одежду, прическу головы и усов, машины, вертолеты, и недвижимость, но и очки репутации, влияющие на уровень героя. А чем выше уровень — тем шире ассортимент причесок, кепок и автоматов в магазине.
Верный способ подкопить денег и репутации — участвовать в заездах и прочих соревновательных режимах с другими игроками, и, разумеется, больший интерес вызывают именно околосюжетные задания. Но здесь, к сожалению, вам предстоит вернуть на 10 лет назад, когда сендбокс-игры делать еще не умели: все поручения упираются в схему «доедь из точки А в точку Б, забери коробку и отвези ее в точку В» с небольшими вариациями по поводу того, кто вам и вашей команде будет мешать это делать (другие игроки или искусственный интеллект). Сериал Grand Theft Auto потратил десятилетие, чтобы довести количество невыносимых, однообразных и бестолковых курьерских миссий до более-менее адекватного уровня, но GTA Online начинает все с самого начала, предлагая вниманию игроков все самое скучное, что когда-либо было в играх серии. Заниматься рутиной в компании живых друзей все же весело (тем более что тут разрешают собрать вечеринку в доме в гетто, потанцевать и покурить дури), но это закон всех онлайн-игр.
Как и одиночная кампания, GTA Online перегружена возможностями: здесь можно купаться, заниматься армреслингом, играть в теннис и гольф, есть бутерброды на заправке, а также подсаживать проституток к себе в машину. Но многопользовательскому режиму критично не хватает стержня, который бы закрепил все эти развлечения вокруг себя. Хочется веселых персонажей и заданий с их участием, хочется спланированных с друзьями ограблений, по размаху не слишком уступающих тому, чем занимались Майкл, Франклин и Тревор, хочется брать штурмом тюрьму на танках, вертолетах и, вероятно, даже боевых медведях. Но вместо этого Rockstar предлагает очередную MMORPG, которая, если уж честно, ото всех прочих MMORPG отличается в основном лишь потрясающими локациями. В остальном здесь все как везде: вы бегаете по подземельям (улицам), убиваете монстров (бандитов) и выполняете курьерские задания, чтобы через 150 часов игры купить себе новые пышные усы и рубашку персикового цвета.
Текст: Максим Бурак