Рецензия на Gears of War: Judgment
Оригинальная трилогия стартовала громко, продолжилась с шиком и завершилась два года назад красиво. Огромные мужики с безнопилами и глубокий сетевой режим полюбились публике – в основном американской – и продолжение не могло не последовать. Только что говорить, если все главное уже сказано? Разве что оставлять заметки на полях и вклиниваться в уже законченный рассказ с комментариями.
Выходу Gears of War: Judgment предшествовали не самые приятные события. Польскую студию People Can Fly, авторов прекрасной в своей тупизне Painkiller и аналогичной Bulletstorm, Epic Games купила в августе 2012 года, по пути лишившись ее креативного директора и со-основателя Адриана Хмиларжа и двух главных художников. Примерно в это же время из Epic ушел «главный по Gears of War» Род Фергуссон, переметнувшись в сторону Irrational Games и BioShock Infinite. Спустя три месяца его примеру последовал «патриарх всея Epic» Клиффи Би. А уже в декабре по личным причинам помахал рукой и президент Майк Каппс, который руководил студией на протяжении десяти лет. Несложно представить, какие пертурбации творились в Epic и People… все эти полгода. В завершении, моральный дух был подорван крайне неприятным «сливом» полной версии игры в Сеть примерно за месяц до релиза. Даже в России некоторые розничные сети начали продавать диски на две недели раньше положенного срока. Но если последние два факта никак на качество продукта повлиять не смогли, то все остальное является следствием качества Judgment в его финальном виде.
На первый взгляд, приквел ничем не уступает оригинальной трилогии. Главного друга Маркуса Феника Дэймона Бэйрда со товарищи судит военный трибунал за ослушание прямых директив и измену. “Со товарищи” - это чернокожий юморист Августус Коул, суровый Гаррон Падук с акцентом и член Академии София Хендрик - и за всех нам предстоит поиграть. Вся история Judgment, как в Dragon Age 2 – это ретроспектива, воспоминания, показания суровых двухметровых вояк с мрачным чувством юмора. Это внешне. Внутренне - это набор комнат-эпизодов, в которых происходят перестрелки разной степени напряженности. И все. Никаких скриптовых сцен, никакого транспорта, никаких необычных ситуаций. Только четыре бойца, турели и много-много врагов, прущих изо всех щелей. Перестрелки возведены в абсолют, достигнув в своей непритязательной простоте таких высот, что их даже можно описать словом «аркадные». Сюжет при этом вынесен за скобки. История Gears и ранее не выдавливала слезу и не уходила в трансцендентное, но создавала интригу и запоминалась очень яркими и сильными моментами – да и саркастичный «черный» (во многих смыслах) юмор добавлял очков. В общем, сказать, что выкинули лишнее, не получится. Но то, что есть, базируется на проверенной годами механике и до сих пор исправно работает, доставляя скромные радости виртуального насилия в гостиные по всему миру.
Как-то разнообразить инсектоидный холокост People Can Fly решили двумя интересными способами. Первый – это аккумуляция очков и выдача медалей за особо продолжительную цепочку мертвых тел. Здесь все понятно – соревновательный дух, ачивомер и выяснение «кто круче». Второй - это модификаторы заданий Declassify, которые активируются нажатием кнопки у красного подсвеченного черепа на стене. Таким образом, в показания персонажей добавляются различные новые обстоятельства. “Мы не знали, что у локустов прибыло подкрепление” - и на поле боя появляются несколько “бумеров”. “У нас кончились патроны, поэтому нам пришлось тяжело” - и в арсенале у вас только пистолеты. Модификаторов много и они интересные: то неожиданно вторая волна врагов появляются за вашими спинами, то враги начинают использовать дымовые шашки, из-за чего дальность видимости не превышает метра, и так далее. Мне даже показалось, что первое прохождение и должно быть с постоянно включенными модификаторами Declassify. Слагаемые постоянно меняются местами еще из-за того, что подбор врагов происходит случайным образом: если минуту назад вас убила огромная каракатица, то, возродившись, вы скорее всего встретитесь с тремя снайперами. Праздник портит внезапно отупевший искусственный интеллект как врагов, так и сопартийцев. Поэтому крайне рекомендуется сразу же приглашать еще троих друзей – они-то уж точно не помешают вам насладиться отсутствием какой-либо вменяемой истории. В итоге, стрелять в Judgment интересно и весело. А это, пожалуй, главный комплимент, который можно сказать шутеру.
Окей, с одиночной частью более-менее разобрались. Но, как известно, во многом успех Gears of War обусловлен первоклассным мультиплеером. А недовольный фанатский гул начал собираться вокруг Judgment еще до выхода. Как оказалось, на то есть причины. Во-первых, убрали режим Horde – сражение с волнами врагов и параллельным возведением укреплений. Вместо него – классово-ориентированный OverRun и его аналог с ботами Survival. Overrun позиционируется как нечто новое: четыре класса солдатов COG против восьми видов локустов, от мелкого тикера до бронированного бумера (всего до 10 живых человек) – идея, логично заимствованная из режима Beast из Gears of War 3 , где ты собирал очки, чтобы отправлять все более сильных монстров для атаки на людей. Играть по такой схеме непривычно и вроде бы весело, но глубины и испытания стойкости игроков, которые были в Horde, нет и в помине.
Еще тут есть стандартный набор режимов: вечный «все против всех», командные бои и контроль точек. Безысходность усугубляется малым количеством карт: четыре на OverRun и четыре на все остальные. И даже несмотря на то что 2 апреля всем подарят еще две арены, это слишком мало и недостаточно, чтобы зацепить новых игроков и заставить их покупать свежие Map Pack – зато достаточно, чтобы разозлить фанатов. Беглое изучение официальных и фанатских групп Gears of War в социальных сетях показало, что ветераны взбешены, сбрасывают за борт VIP-пропуски (удвоением очков опыта, ранний доступ к картам, особые соревнования) и шутят о том, что People Can Fly «не взлетели».
Но если бы разработчики с издателями ориентировались исключительно на фанатов, то давно бы уже сидели на Kickstarter с пустым кофром у ног. Judgment спасает то, что ее твердолобость, наивная в своей простоте радость насилию и аркадность способна веселить среднестатистического любителя «популять в монстров». А вот будут ли такие игроки обеспечивать новую кровь сетевому режиму, сказать с такой уверенностью уже не получается. Как бы там ни было, когда продолжение одной из самых громких видеоигровых серий хочется оправдывать фразами вроде «ну, и так сойдет» - это тревожный знак. Тревожный отнюдь не для рецензента или игрока.