Гайд по принятию себя и мировая психотерапия: как «Тед Лассо» помогал мне справиться с депрессией
Чашка горячего какао, тёплый плед, объятия любимого человека — с чем только не сравнивали эффект от просмотра сериала «Тед Лассо» (Ted Lasso). Но в чём сошлись, кажется, все зрители: этот сериал стал всемирной психотерапией. Этот эффект признали на самом высоком уровне — в марте президент США Джо Байден пригласил в Белый дом съёмочную группу хита AppleTV+, чтобы обсудить проблемы ментального здоровья населения. Автор «Канобу» Николай Кубрак решил на личном примере показать, как «Тед Лассо» помогает работать с психическими проблемами.
В обзоре присутствуют спойлеры к финальному сезону.
«Тед Лассо» развивается как терапевтический процесс
Я живу с депрессией всю сознательную жизнь. Она часто рушит карьеру, портит физическую форму, осложняет отношения. Даже написание этого текста сильно тормозила депрессия. Мне повезло больше многих — это состояние не клиническое и до совсем критических ситуаций не доходит. Мой текст — ни в коем случае не попытка пожаловаться или заскочить на хайптрейн психпросвета. Я лишь хочу показать, как этот, казалось бы, лёгкий сериальчик помог мне всерьёз заняться ментальным здоровьем и начать работать над депрессией. Надеюсь, мой опыт покажется полезным кому-то из читателей. Но сразу напоминаю о важном: ни в коем случае не пытайтесь лечить психические проблемы сериалами, играми или книгами — они иногда оказывают благоприятный эффект, но реально работает только профессиональная психотерапия.
В психотерапии я уже пару лет и быстро заметил, что «Тед Лассо» построен по её принципам. Если сильно упростить и унифицировать, терапевтический процесс выглядит примерно так: сначала психотерапевту важно сломать базовые ментальные блоки и пробить стену недоверия клиента, потом сформировать терапевтический альянс, а дальше научить двигаться в жизни самому с новыми инструментами и навыками. «Тед Лассо» написан по тому же принципу: один шаг осуществляется за один сезон.
Первый очаровывает, затягивает и помогает увидеть в сериале отражение своих проблем. Второй — буквально внедряет персонажа-психотерапевта и показывает, как вместе с ним работать над ментальными проблемами. Третий — завершает арки персонажей, разрешает ключевые проблемы и трогательно прощается.
Главное достоинство финала — яркая иллюстрация изменений. Последние три серии — ни что иное как переснятый первый сезон. Тут не только стреляют все чеховские ружья, но и всплывают, казалось бы, незначительные мелочи. Например, в первом сезоне звучит проходная шутка-минутка про фильм «Вам письмо». И что смотрят игроки «Ричмонда» перед ключевой игрой с «Манчестер Сити»? Правильно — тот самый культовый ромком. И таких осмысленных закольцовок можно насчитать под сотню: Кили (Джуно Темпл) заходит в раздевалку как в первом эпизоде, звучат те же оскорбления с трибун, Тед (Джейсон Судейкис) снова говорит про офсайд, появляется тот же парень с селфи в аэропорту, решающий гол забивают с тренировочной комбинации Нейта из первого сезона и так далее.
Хорошие сценарные рифмы работают за счёт изменения контекста и контраста: пусть нам показывают то же самое, но интонация уже совсем иная. Персонажи вроде делают то же самое, но зритель понимает, что герои изменились, их поступки теперь окрашены другим смыслом. В жизни тоже всё движется по спирали, а из-за ментальных особенностей мы часто наступаем на те же грабли. Изменить можно лишь отношение и поведение в проблемных ситуациях — на это и направлена психотерапия.
В финальной серии есть сцена, снятая длинным планом. Она показывает позитивную и дружную атмосферу внутри «Ричмонда». Мощнейший контраст с первым сезоном, где все токсили и не принимали добродушного весельчака Теда. Этот фрагмент наглядно показывает, насколько сильно один человек может изменить людей вокруг себя или даже целую организацию. Схожее чувство я испытываю сейчас, когда попадаю на ещё один круг повторяющегося жизненного сценария. Благодаря навыкам из психотерапии ты даже во время депрессии можешь не плодить токс вокруг себя, а оставаться открытым и дружелюбным.
Нужно лишь поверить, что странноватые, на первый взгляд, методы и местами излишне сахарные речи в итоге правда работают.
«Тед Лассо» как сейф-спейс и утешение
Сейчас мой главный сейф-спейс — кино. Раньше таковым был футбол, но в 2018-м, после долгих лет работы в этой индустрии, я выгорел, устал и разочаровался. Интерес постепенно вернулся года три назад — видео о футболе стали способом отвлечься от тревожных мыслей и отключить мозг после тяжёлого дня. Логично, что в итоге я добрался до «Теда Лассо», где две максимально комфортных и безопасных вещи сошлись воедино. Первый сезон я посмотрел залпом, воспринимая его исключительно как тот самый «мягкий тёплый плед» и свежий ракурс на спортивные драмы.
Шоураннер «Клиники» Билл Лоуренс превратил концепт рекламы о тренере из американского футбола, который пришёл в британский, в оригинальный и даже гиковский сериал. «Тед Лассо» рушит привычные клише спортивных драм — матчи остаются на втором плане, а к большим победам «Ричмонд» так и не приходит. Зато с шутками и отсылками для своих полный порядок. Лоуренс по-доброму высмеивает современный футбол, подчёркивая его абсурдность: «Лига чемпионов давно не для чемпионов». Авторы смешно и точно изображают гостевые раздевалки и подтрунивают над культовым старорежимным тренером Харри Реднаппом, который давно не может найти работу в АПЛ. В сериале есть персонажи-пародии на Роя Кина (Рой Кент), Жозе Моуринью (Нейтан) и Златана Ибрагимовича (Зава). В этом знакомом и понятном мире приятно находиться. Но с первых серий начинаешь понимать, что клуб-середняк АПЛ — лишь антураж, чтобы поговорить о сложных темах.
«Тед Лассо» рушит стереотипы о футболистах-тупицах и показывает огромную палитру разных личностей с кучей травм, боли и привязанностей. Сериал наглядно показывает, что даже в футболе фундаментальную роль играет психология — сегодня этот тезис регулярно повторяет тренер сборной России Валерий Карпин. В футболистах и работниках «Ричмонда» легко узнать себя, своих близких или знакомые паттерны поведения.
Но в отличие от большинства других психологических сериалов, этот не только показывает проблему, но помогает её принять и даёт полезные советы. Причём очень мило и ненавязчиво — чаще парадоксальным образом.
Лучший пример — работа с музыкой. Тексты песен часто становятся выжимкой сюжета всей серии и показывают её эмоциональную сторону. Идеальные сочетания можно перечислять бесконечно — например, могу сказать по опыту, что более точного и грустного саундтрека развода, чем Celeste — Strange, просто не существует. А пик работы с музыкой — переосмысление мемного хита Рика Эстли Never Gonna Give You Up. Его сделали лейтмотивом серии про похороны. Заставить героев и зрителей плакать под рикроллинг — истинное мастерство и лучшая иллюстрация подхода авторов «Теда Лассо».
Одна из вершин сериала — эпизод третьего сезона про поездку в Амстердам. Образцовый филлер и полноценный фильм внутри сериала. Его главный саундтрек — хит Боба Марли Three Little Birds. Гениальное решение на нескольких уровнях: песня вписывается в контекст как гимн фанатов «Аякса», описывает сюжетные мотивы текстом, а в финале красиво утешает героев и зрителей центральной мыслью —
Don’t worry, about a thing, cause every little thing, gonna be alright.
Любая футбольная деталь в сериале приобретает глубокий общечеловеческий окрас. Отношения Роя (Бретт Голдстин) и Джейми (Фил Данстер) — типичный сюжет о том как олдскульные игроки воспитывают талантливых новичков: базовый референс — история Роя Кина и Криштиану Роналду. Но с каждым сезоном динамика отношений персонажей обретала всё больше сложных граней и крайне извилисто прошла от ненависти к дружбе.
На примере отдельных героев авторы раскрывали важные психологические проблемы: местный Златан показал корни нарциссизма, здешний Моуринью — причины токсичного поведения, Рой Кент/Кин — фундамент агрессии. Реальные звёзды футбола Анри и Линекер заглядывали не только на камео, но также становились голосом внутренней тревоги в великом эпизоде-филлере про тренера Бирда (Брендан Хант). Драматургическая вершина сериала вышла за пределы стадиона и привычной структуры, чтобы напомнить нам всем о важном — даже самый ужасный день обязательно заканчивается. Воспоминания об этом эпизоде часто помогают мне не отчаиваться и легче переживать такие неудачные периоды.
«Тед Лассо» стал не только зоной комфорта для многих любителей футбола, но и приятным утешением для других зрителей. К началу третьего сезона я выработал привычку — откладывать просмотр новой серии на самый тяжёлый и отвратительный день. Работало исправно — каким-то чудом после просмотра становилось ощутимо легче, а чаще и вовсе история попадала в актуальную ситуацию и помогала делать правильный выбор. Иногда этих тридцати/пятидесяти минут хватало, чтобы совладать с эмоциями, не срываться на близких, обрести новую надежду на лучшее.
«Тед Лассо» не только создавал сейф-спейс, успокаивал и поднимал настроение, но и еженедельно давал важные инсайты. Это не пособие, а человечный и вдохновляющий способ заглянуть внутрь себя и, самое главное, посмотреть под другим ракурсом на окружающих. После получаса в уютном вымышленном мирке «Теда Лассо» реальный мир уже не казался мрачным, опасным и враждебным.
Заглавный герой, основанный на утрированной американской приветливости, по ходу истории становится сложным живым персонажем — открытым, искренним и проработанным. Он еженедельно напоминал о простых, но важных вещах — например, о том, что порой, чтобы наладить контакт с человеком достаточно немного добра, внимания и печенек. Вымышленный герой дал надежду на то, что похожие личности есть и в реальном мире. А если не повезёт их встретить, то почему бы самому не постараться стать таким?
«Тед Лассо» учит принимать себя
После постмодернистской эпохи цинизма настало время метамодернистской искренности. В последние десять лет всё больше хитовых проектов не стесняются быть милыми, наивными и рафинированными. «Тед Лассо» в этом плане золотой стандарт, вечно балансирующий на грани фола — ещё чуть-чуть, и все эти дурацкие шуточки с позитивным мотивационными речами могли бы скатиться в отборный кринж.
Билл Лоуренс нашёл идеальный баланс между лёгкой комедией и глубокой драмой — настолько выверенная смесь, что именно она помогала многим людям пережить пандемию, а затем и другие кризисы этих тяжёлых лет.
«Тед Лассо» не стал приторным, потому что всегда был искренним. В отличие от многих других хитовых шоу, это не боялось быть откровенным и оптимистичным со старта. Тут всё как с заглавным героем: сначала почти всем этот усатый улыбчивый чудак казался придурком и манипулятором. Но постепенно герои видели за ним личность и понимали, что пытается сделать этот человек. Показательно, что первыми с ним поладили Кили и Сэм (Тохиб Джимо) — единственные персонажи, которые уже на старте не стеснялись всегда оставаться собой, постоянно улыбались и были открыты к миру. Остальные сдавались с боем, но, поладив с Тедом, сразу же менялись внутренне: Ребекка встала на путь принятия и прощения, Джейми из эгоиста вырос в хорошего друга и командного игрока, Рой по кирпичику рушил внутреннюю стену и по-новому раскрывался для близких.
Трансформация последнего особенно важна для сюжета. Именно Рою досталась кульминационная сцена, в которую авторы зашили ключевой посыл сериала. Брутальный громила впервые соглашается на дурацкое клубное мужское совещание по личным вопросам под названием Diamond Dogs (красивый привет Дэвиду Боуи от авторов). Он буквально проговаривает свои метаморфозы по ходу всего сюжета, но боится, что не изменился и не стал идеальной версией себя.
По итогу герои вместе приходят к одному выводу и проговаривают колоссально важную для психотепрапии вещь: никто из нас не может полностью измениться, а стремиться к идеалу нет смысла — мы можем лишь принимать себя, оставаться собой и не бояться просить о помощи в трудную минуту.
Финал сюжетными рифмами и логичным завершением сценарных линий показал важный итог: все герои остались собой, но обогатились опытом общения с другими. Третий сезон из серии в серию учил зрителей принимать себя, несмотря на возраст, гендер, прошлое, происхождение, внешность и взгляды. Герои символически вернулись к тому, с чего начинали, но уже с другим опытом за плечами. Показательна финальная сцена: Тед, который с первой серии убегал от семьи из-за глубинных страхов, в итоге вернулся к ней абсолютно счастливым.
Каждый персонаж в концовке выглядел как проработанный человек, который прошёл терапию. Это можно было увидеть не только по сюжетному и визуальному повествованию, но и прочувствовать на себе. Так получилось, что я пошёл в терапию плюс-минус в тот же период, когда начал смотреть «Теда Лассо». Менялся сериал, менялись герои, менялся и я — почти синхронно. Чем дальше продвигалась терапия, тем сильнее мне нравился «Тед Лассо».
Сериал помогал не только переживать трудные дни, расслабляться и успокаиваться. «Тед Лассо» приблизил меня к пониманию, кто я и чего хочу, какими людьми нужно стараться себя окружать, насколько уникален и внутренне богат каждый человек.
Билл Лоуренс, несмотря на абсурдность и сказочность концепта, рассказал максимально близкую к реальной жизни историю — каждый персонаж здесь быстро выходит из обозначенного на старте клише и предстаёт сложной глубокой личностью.
Даже самые простодушные герои эпизодами показывают мудрость, насмотренность и эмпатию. Тому же учит и терапия — не объединять людей по типажам и не вешать ярлыки, быть более любопытным и открытым к новому опыту. Принимая себя, ты постепенно начинаешь принимать и других — даже тех людей, которые тебе раньше казались максимально неприятными.
Ещё за пару серий до финала я планировал, что в заголовке этого текста будет фраза «бороться с депрессией». Но, отчасти благодаря сериалу, я продвинулся в терапии и на днях осознал, что полюбил депрессию как неотъемлемую часть моей личности (оговорюсь, что речь только о моём случае, зачастую депрессия — опасная болезнь, которую надо лечить). Не осознавая этого и пытаясь окончательно вылечиться, я не принимал себя полностью и сложнее переживал депрессивные периоды.
«Тед Лассо» часто дарил такие важные инсайты, помогал стабилизировать моё состояние и всегда выручал в трудную минуту. Долгое время я не понимал, что делать, когда сериал закончится, и как жить дальше. Теперь «Тед Лассо» официально завершился. Но я знаю, что все самое интересное только начинается. Этот сериал был отличным другом и домашним психотерапевтом, но он же помог мне поверить — дальше я справлюсь сам.