«Гачиакута»: Грязь, монстры и социальное дно — стоит ли смотреть новую антиутопию от Bones?



Летний сезон 2025 года пополнился мрачным, долгожданным онгоингом «Гачиакута» — экранизацией одноимённой манги, быстро завоевавшей популярность благодаря взрывному стилю и жёсткому социальному подтексту. Адаптацией занимается Bones Film — отдельное подразделение студии Bones, уже успевшее поработать над «Моей геройской академией» и вскоре приложит руку к производству нашумевшего «Цугаи Загробного мира» Хирому Аракавы («Стальной алхимик»).
Страна: Япония
Год: 2025
Жанры: сёнэн, боевик, тёмное фэнтези, антиутопия
Кол-во серий: 24 (вышли 4)
Рейтинг: PG-13
Режиссёр: Фумихико Суганума
Автор манги: Кэи Урана
Студия: Bones Film
Оценка: MyAnimeList — 8.1 / IMDB — 8.3
История Гачиакуты вращается вокруг Рудо — подростка из трущоб, которого несправедливо обвиняют в убийстве и сбрасывают в бездну, куда отправляют всех «ненужных» людей. Там, среди мусорных чудовищ и отбросов общества, ему предстоит выживать и искать путь к правде.
Манга создана Кэй Урана, что некогда работала ассистентом у Ацуси Окубо («Пожиратель душ»). Благодаря резкому графическому языку и грязной эстетике в духе Тацуки Фудзимото («Человек-бензопила») и Боичи («Скала Кен»), Гачиакута быстро привлекла внимание читателей, соответственно, и интерес аниме-индустрии. Экранизация не заставила себя долго ждать, но сумели ли первые эпизоды удержать интерес зрителя? Давайте разберёмся.
Очередной сёнэн?
Сёнэны, что в большинстве своём рассказывают истории преодоления и ориентированы на молодую аудиторию, редко сегодня могут удивить. Выделиться среди тайтлов нового поколения очень сложно. Кто-то продолжает играть на старой скрипке, сильно не заморачиваясь с завязкой истории — как, например, «Кайдзю номер восемь»; другие уходят в эксперименты, подобно «Дандадану». Но даже у этих аниме есть общие лекала, за границы которых мало кто выходит.
«Гачиакута» — это история про подростка-изгоя, восстающего против несправедливого мира. Мрачная антиутопия, где грязь и нищета нижнего города контрастируют с роскошью привилегированных районов. Всё как по учебнику: юный герой Рудо несправедливо обвинен в убийстве, сброшен в яму и теперь должен бороться — как с монстрами, так и с внутренними демонами.

Восторженная толпа при виде очередного школьника, готового побороть вселенскую несправедливость
Кадр: Bones Film/Crunchyroll
Аниме не стесняется использовать знакомые тропы и подаёт своё послание максимально в лоб. Мир несправедлив, богатые презирают бедных, даже угнетенные презирают друг друга — и герою остаётся либо сломаться, либо превратиться во что-то более страшное в ответ. Да, это звучит знакомо. Но в этом и парадокс данного сёнэна: несмотря на свою предсказуемость, первый эпизод Гачиакуты работает. В нём нет ни грамма лишнего, он плотно набит событиями и с первой минуты задаёт темп, не позволяя заскучать. Пускай тональность отдаёт подростковым нигилизмом, а идеи местами наивны — всё это органично вписывается в жанр. Сёнэн давно уже не про нюансы, а про энергию. И в этом смысле Гачиакута вполне в своей тарелке.
Так что на вопрос «Гачиакута — очередной сёнэн?» мы ответим — да, но такой, который не прячется за масками и не делает вид, что он глубже, чем есть. Подобная честность подкупает.
Мусор как метафора
Мироустройство в «Гачиакуте» извращено до предела. Под городом, где живёт привилегированная прослойка общества, скрывается мрачная реальность — бездна. Сюда сбрасывают всё, начиная от сломанных механизмов, непригодные вещи до людей, ставших «лишними» даже в трущобах. Рудо оказывается там несправедливо, так как его обвиняют в убийстве, которого он не совершал. В бескрайней яме его встречают гигантские мусорные монстры среди гор отходов — буквальный ад ненужности и невостребованности.

— Мам, можно мне Ома, как из «Навсикаи»?
— У нас есть Ом дома.
Кадр: Bones Film/Crunchyroll
«У всего в этом мире есть душа» — философский каркас тайтла, особенно ярко проявляющийся в магической системе «Гачиакуты». Герои аниме способны оживлять брошенные предметы. Уроки приёмного отца Рудо, учившего его бережному отношению даже к самым простым вещам, становятся основой его силы. Он собирает хлам, чинит его, и в этом мире забота превращает забытые предметы в мощное оружие. В этом контексте история поднимает важную тему чрезмерного потребления так как в мире «Гачиакуты» то, что один считает мусором, для другого становится источником силы.
Визуальный хаос
«Гачиакута» моментально цепляет визуалом. Манга Кэи Ураны славится своим резким стилем: плотные, жирные линии, сложные фоны, порывистые наброски в сценах кульминации. Всё это отлично работает на создание ощущения хаоса. В интервью Урана призналась:
«С мангой я могу выплеснуть все свои эмоции в персонажей и выразить всё, что происходит у меня в голове. Хаос моего сознания выходит наружу, и это работает. Мне нравится получать удовольствие от самого процесса рисования».

Когда мама заходит в комнату и видит горы мусора вперемешку с аниме-фигурками и дакимакурами
Кадр: Bones Film/Crunchyroll
По словам Ураны, лучше всего атмосферу «Гачиакуты» описывает японский музыкальный жанр mixture rock — жанр, в котором рок-музыка смешивается с другими жанрами, такими как рэп, хип-хоп, регги и фанк. Этот термин широко используется в Японии для описания групп, которые не вписываются в более конкретные поджанры, такие как ню-метал или рэп-рок. И правда, стиль манги объединяет многое — от урбанистического панка до фэнтези, от уличного искусства до классических приемов рисунка.
Именно с уличной эстетикой связана ещё одна важная часть визуального кода аниме — граффити от художника Хидэёси Андо. В манге он не только оформляет фоны, но и создает визуальный язык мира. Пока в аниме его фирменный стиль ещё не раскрылся в полной мере, но это лишь вопрос времени.
Отдельного внимания заслуживает работа студии Bones. Даже в рамках привычного экшн-сёнэна, аниме выделяется грубоватой, нарочито небрежной подачей, где тяжёлые линии, кричащие эмоции и гротескная мимика героев добавляют живости происходящему. Они так же не стали отходить от проверенных решений: монстры выполнены в добротной 3D-графике, но при этом органично вписаны в общее визуальное полотно.

Мама передумала, никаких мусорных монстров в этом доме
Кадр: Bones Film/Crunchyroll
Возможно, адаптация слегка лишилась той самой «грязной» стилистики манги, за которую читатели полюбили Урану. Но даже в более сглаженной форме её авторский стиль чувствуется и, вероятно, проявится ярче с течением сюжета.
Каким получилось аниме
В аниме кроется мощный потенциал, ведь оно поднимает важную для современности тему перепотребления. Магическая система, основанная на оживлении вещей, к которым человек испытывает привязанность, ярко контрастирует с высшими слоями, где никто ни к чему не привязан. И это до ужаса интересно.

Впереди у «Гачиакуты» ещё 20 серий
Кадр: Bones Film/Crunchyroll
Однако при всей выразительности сеттинга первые эпизоды страдают от переизбытка экспозиции и шаблонности, что, как нам кажется, вряд ли изменится по ходу сюжета, и с этим, вероятно, придется смириться. История Рудо — смесь знакомых сёнэн-тропов: трагичное прошлое, пробуждение скрытых сил, стремление к мести. Пока что герой выглядит скорее заготовкой, но в нём всё же есть что-то цепляющее и за ним интересно будет последить.
«Гачиакута» может стать чем-то большим, чем просто злобным криком о несправедливости. Вопрос лишь в том, найдёт ли аниме баланс между экшеном и смысловой глубиной. Пока что, это действительно яркое и стильное аниме, пусть и не претендующее на серьезную философию и рассуждения на те темы, которые тайтл пытается поднимать. Тем не менее, оно вполне справляется с задачей развлечь зрителя на определенное время, что тоже неплохо.
