Рецензия на Fire Emblem: Awakening

Это не пустые слова – до недавнего времени я не играл ни в одну Fire Emblem, но без особых проблем понял всю соль, запустив Fire Emblem: Awakening . Она, как оказалось, вобрала в себя все лучшее, что было придумано в сериале за долгие годы, и при этом стала более доступной, дружественной к новобранцам. Впрочем, это все еще очень сложная игра, требующая недюженной тактической смекалки и внимательности.

История в Awakening выстроена с нуля и крутится вокруг принца Хрома и его спутника Skazlojopina (на самом деле, на этом месте может быть любое имя, поскольку этот персонаж принадлежит игроку и может быть назван как угодно), которые вместе с многочисленными соратниками оказываются втянутыми в войну между двумя государствами. Естественно, за конфликтом стоят мистические враги, упавшие с небес, а также древний маг, загадочный меч и заколдованный амулет, дающий безграничную власть – полный набор фентезийной саги, сдобренной толикой японского аниме-безумия и политическими интригами. Если первые три-пять часов ты откровенно путаешься в обилии терминов, имен, персонажей и мотиваций, то потом ситуация начинает проясняться, сюжет – подкидывать довольно неожиданные повороты, а персонажи – демонстрировать удивительное для японской фентези-игры здравомыслие.
Намного меньше времени потребуется, чтобы осознать тактическую механику Fire Emblem: Awakening. Грубо говоря, вся игра (продолжительность которой может колебаться от пяти до сорока пяти часов) состоит из двух фаз: просмотра роликов и диалогов (их много, они долгие и, как я уже сказал, со временем становятся все интереснее) и собственно боев. Все. Никаких путешествий по миру как в Final Fantasy, головоломок, экшн-элементов и прочей ненужной ерунды. Даже весь менеджмент отряда и разговоры между его членами являются, по сути, преамбулой к очередному затяжному сражению. И вот там, постепенно и неспешно, и раскрывается подлинное величие Awakening.

Все бои происходят на большом поле, разделенном на квадраты. Вы выбираете восемь самых эффективных для данного типа противника бойцов, правильно их снаряжаете и жмете на кнопку «Fight». Весь процесс происходит в пошаговом режиме: каждому юниту поочередно выдается приказ, который исполняется незамедлительно, и после того, как последний активный воин выполнил свой приказ, ту же процедуру выполняет враг со своим отрядом. Как правило, количество воинов и их сила во много раз превосходят ваши, поэтому о древнейшей тактике «задавать числом» можно сразу забыть. Проиграть в Awakening очень просто, ведь даже самый захудалый бандит наносит вашему всаднику урон, отнимающий от четверти до половины линейки жизни. А таких варваров на карте – тридцать. А вас – восемь, и треть из них – хлипкие маги. И что же делать? Разбираться в тонкостях механики.
В Fire Emblem удивительное многообразие факторов, модификаторов и уловок, которые помогут вам выйти из боя победителем. Есть совсем элементарные и стандартные: определенный класс более эффективен в сражении с определенным типом врага (лучник против дракона, копейщик против пешего) и на определенной местности (конница лучше сражается в лесу, чего не скажешь о лучниках, которых лучше размещать на возвышенностях); схема эффективности оружия выстроена по треугольнику (мечи – против топоров, топор – против копий, копья – против мечей, магия и луки – отдельная тема), при этом каждому юниту разрешено менять оружие прямо во время боя при условии, что оно есть у него в рюкзаке. Есть и более замысловатые сюрпризы, зачастую прописанные сценарием: где-то важно добежать до деревни и заручиться поддержкой местных воинов, где-то нужно захватывать башни, из которых лезут все новые и новые враги, где-то потребуется спешно перегруппировываться из-за появившейся в тылу группы драконьих всадников, а иногда можно просто уболтать противника присоединится к вам за, скажем, гору золота и конфет (не шутка). Но одна из главных особенностей, делающих боевую систему Fire Emblem уникальной - взаимоотношения персонажей, потому что здесь они не столько боевая единица, сколько живой человек со своим характером, историей и предпочтениями.
Пожалуй, самый главный фактор успеха в Awakening - сплоченность отряда и правильный, простите, менеджмент отношений среди бойцов.
Каждый раз, когда ваш юнит нападает на врага (или подвергается нападению) и на соседней клетке стоит другой ваш юнит, шансы атакующего на нанесение критического удара или на блокировку ответного выпада увеличиваются за счет показателей соседа, и в итоге их уровень поддержки возрастает. После достаточного количества совместных действий эти два персонажа могут пообщаться в лагере о насущных делах (или пофлиртовать, если была правильно подобрана пара) и поднять общий Support Level, что дает дополнительный бонус к совместной атаке и защите на поле боя. Но поскольку персонажей и комбинаций намного больше, чем битв и времени на выяснение отношений, приходится выбирать и стараться расставлять юнитов согласно их доверию друг к другу. Хорошим стимулом также может послужить опция «Объединение», когда два юнита формируют мини-отряд: он занимает одну клетку, но при этом лишь один юнит может совершать действия, а второй всегда остается в роли помощника. Это помогает как прятать особо слабых воинов за спинами сильных в непредвиденные моменты боя, так и значительно быстрее «прокачивать» уровень доверия.
Помимо практической пользы, «скрещивание» персонажей носит и развлекательный элемент: следить за тем, как юная наивная магичка допытывает расспросами молчаливого воина с другого континента, не менее интересно, чем выбирать экипировку для следующего сражения. Awakening явно нацелен на персонажей, их характеры и взаимоотношения даже на геймплейном уровне – а их, напомню, около пяти десятков. Особую ценность они приобретают, если вы включили т.н. Classic Mode, который в предыдущих частях Fire Emblem работал по умолчанию – это когда погибший на боле боя персонаж умирает навсегда, без возможности воскрешения. Для полноты эмоций я бы порекомендовал этот режим все же включить. Вот тогда действительно смерть каждого героя будет трагедией, а до статистики не будет никакого дела.
В одном из последних интервью продюсер Хитоши Ямагами, признался, что если бы Awakening провалилась в продаже и подверглась критике, на серии Fire Emblem можно было ставить крест – примерно такое условие было у Nintendo. В итоге мы получили одну из лучших игр для Nintendo 3DS и одну из самых ярких тактических ролевых игр в целом. Неплохая сделка, правда?
Текст: Вячеслав Мостицкий
