25 июня 2013Игры
Обновлено 22.12.2015

Рецензия на Fire Emblem: Awakening

Серия Fire Emblem существует уже 23 года и насчитывает 11 отличных тактических ролевых игр, но вполне возможно, вы слышите о ней впервые. Это, в общем, совершенно нормально и нисколько не помешает насладиться новым выпуском - при условии, что у вас есть Nintendo 3DS.
Серия Fire Emblem существует уже 23 года и насчитывает 11 отличных тактических ролевых игр, но вполне возможно, вы слышите о ней впервые. Это, в общем, совершенно нормально и нисколько не помешает насладиться новым выпуском - при условии, что у вас есть Nintendo 3DS.

Это не пустые слова – до недавнего времени я не играл ни в одну Fire Emblem, но без особых проблем понял всю соль, запустив Fire Emblem: Awakening . Она, как оказалось, вобрала в себя все лучшее, что было придумано в сериале за долгие годы, и при этом стала более доступной, дружественной к новобранцам. Впрочем, это все еще очень сложная игра, требующая недюженной тактической смекалки и внимательности.

Рецензия на Fire Emblem: Awakening - фото 1

История в Awakening выстроена с нуля и крутится вокруг принца Хрома и его спутника Skazlojopina (на самом деле, на этом месте может быть любое имя, поскольку этот персонаж принадлежит игроку и может быть назван как угодно), которые вместе с многочисленными соратниками оказываются втянутыми в войну между двумя государствами. Естественно, за конфликтом стоят мистические враги, упавшие с небес, а также древний маг, загадочный меч и заколдованный амулет, дающий безграничную власть – полный набор фентезийной саги, сдобренной толикой японского аниме-безумия и политическими интригами. Если первые три-пять часов ты откровенно путаешься в обилии терминов, имен, персонажей и мотиваций, то потом ситуация начинает проясняться, сюжет – подкидывать довольно неожиданные повороты, а персонажи – демонстрировать удивительное для японской фентези-игры здравомыслие.

Намного меньше времени потребуется, чтобы осознать тактическую механику Fire Emblem: Awakening. Грубо говоря, вся игра (продолжительность которой может колебаться от пяти до сорока пяти часов) состоит из двух фаз: просмотра роликов и диалогов (их много, они долгие и, как я уже сказал, со временем становятся все интереснее) и собственно боев. Все. Никаких путешествий по миру как в Final Fantasy, головоломок, экшн-элементов и прочей ненужной ерунды. Даже весь менеджмент отряда и разговоры между его членами являются, по сути, преамбулой к очередному затяжному сражению. И вот там, постепенно и неспешно, и раскрывается подлинное величие Awakening.

Рецензия на Fire Emblem: Awakening - фото 2

Все бои происходят на большом поле, разделенном на квадраты. Вы выбираете восемь самых эффективных для данного типа противника бойцов, правильно их снаряжаете и жмете на кнопку «Fight». Весь процесс происходит в пошаговом режиме: каждому юниту поочередно выдается приказ, который исполняется незамедлительно, и после того, как последний активный воин выполнил свой приказ, ту же процедуру выполняет враг со своим отрядом. Как правило, количество воинов и их сила во много раз превосходят ваши, поэтому о древнейшей тактике «задавать числом» можно сразу забыть. Проиграть в Awakening очень просто, ведь даже самый захудалый бандит наносит вашему всаднику урон, отнимающий от четверти до половины линейки жизни. А таких варваров на карте – тридцать. А вас – восемь, и треть из них – хлипкие маги. И что же делать? Разбираться в тонкостях механики.

В Fire Emblem удивительное многообразие факторов, модификаторов и уловок, которые помогут вам выйти из боя победителем. Есть совсем элементарные и стандартные: определенный класс более эффективен в сражении с определенным типом врага (лучник против дракона, копейщик против пешего) и на определенной местности (конница лучше сражается в лесу, чего не скажешь о лучниках, которых лучше размещать на возвышенностях); схема эффективности оружия выстроена по треугольнику (мечи – против топоров, топор – против копий, копья – против мечей, магия и луки – отдельная тема), при этом каждому юниту разрешено менять оружие прямо во время боя при условии, что оно есть у него в рюкзаке. Есть и более замысловатые сюрпризы, зачастую прописанные сценарием: где-то важно добежать до деревни и заручиться поддержкой местных воинов, где-то нужно захватывать башни, из которых лезут все новые и новые враги, где-то потребуется спешно перегруппировываться из-за появившейся в тылу группы драконьих всадников, а иногда можно просто уболтать противника присоединится к вам за, скажем, гору золота и конфет (не шутка). Но одна из главных особенностей, делающих боевую систему Fire Emblem уникальной - взаимоотношения персонажей, потому что здесь они не столько боевая единица, сколько живой человек со своим характером, историей и предпочтениями.

Пожалуй, самый главный фактор успеха в Awakening - сплоченность отряда и правильный, простите, менеджмент отношений среди бойцов.

Каждый раз, когда ваш юнит нападает на врага (или подвергается нападению) и на соседней клетке стоит другой ваш юнит, шансы атакующего на нанесение критического удара или на блокировку ответного выпада увеличиваются за счет показателей соседа, и в итоге их уровень поддержки возрастает. После достаточного количества совместных действий эти два персонажа могут пообщаться в лагере о насущных делах (или пофлиртовать, если была правильно подобрана пара) и поднять общий Support Level, что дает дополнительный бонус к совместной атаке и защите на поле боя. Но поскольку персонажей и комбинаций намного больше, чем битв и времени на выяснение отношений, приходится выбирать и стараться расставлять юнитов согласно их доверию друг к другу. Хорошим стимулом также может послужить опция «Объединение», когда два юнита формируют мини-отряд: он занимает одну клетку, но при этом лишь один юнит может совершать действия, а второй всегда остается в роли помощника. Это помогает как прятать особо слабых воинов за спинами сильных в непредвиденные моменты боя, так и значительно быстрее «прокачивать» уровень доверия.

Помимо практической пользы, «скрещивание» персонажей носит и развлекательный элемент: следить за тем, как юная наивная магичка допытывает расспросами молчаливого воина с другого континента, не менее интересно, чем выбирать экипировку для следующего сражения. Awakening явно нацелен на персонажей, их характеры и взаимоотношения даже на геймплейном уровне – а их, напомню, около пяти десятков. Особую ценность они приобретают, если вы включили т.н. Classic Mode, который в предыдущих частях Fire Emblem работал по умолчанию – это когда погибший на боле боя персонаж умирает навсегда, без возможности воскрешения. Для полноты эмоций я бы порекомендовал этот режим все же включить. Вот тогда действительно смерть каждого героя будет трагедией, а до статистики не будет никакого дела.

В одном из последних интервью продюсер Хитоши Ямагами, признался, что если бы Awakening провалилась в продаже и подверглась критике, на серии Fire Emblem  можно было ставить крест – примерно такое условие было у Nintendo. В итоге мы получили одну из лучших игр для Nintendo 3DS и одну из самых ярких тактических ролевых игр в целом. Неплохая сделка, правда?

Текст: Вячеслав Мостицкий

Комментарии 33
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Kirtanus
Kirtanus
Рецензия от Вячеслава про игру на маленькую нинтендо... хм, здесь должна быть "остроумная" шутка, но пожалуй хватит мысли, что расширил кругозор, узнав про еще одну японскую игру в которую никогда в жизни не сыграю)