Рецензия на Far Cry 3
И хотя начал я с похвалы в адрес истории, нужно понимать, что сюжетные миссии — даже не половина игры. Far Cry 3 не была бы такой удачной open-world затеей, не будь на свете Far Cry 2 (где Ubisoft впервые применили свой движок Dunia Engine, созданный по мотивам первого Cryengine), Assassinʼs Creed (на котором в течение 5 частей французы набивали руку) и еще десятка игр с открытых миром.
Самое важное здесь — постоянная фокусировка.
В отличие от The Elder Scrolls 5: Skyrim (которой авторы, несомненно, вдохновлялись), здесь не хочется отвлекаться от магистральной сюжетной линии, совсем наоборот. Но побочные активности сами естественным образом вплетаются в ваше приключение и каждый сайд-квест делает вас на шаг ближе к конечной цели.
Впрочем, речь не только о второстепенных заданиях. Так, одна из центральных активностей в открытом мире — охота. Убивая диких животных, вы получаете кожу для изготовления более вместительного рюкзака (инвентарь), ремней (слоты для оружия и патронов) и много другого. То есть прокачка частично перенесена на систему крафта.
Вся фауна ведет себя вполне реалистично — травоядные пугаются от громкого выстрела и разбегаются во все стороны, хищники — реагируют агрессивно и нападают на главного героя. Или не только на главного героя — на вражеских аванпостах часто попадаются клетки с тиграми, освободив которых, можно существенно облегчить себе жизнь. В общем, охота и взаимодействие с животными — теперь важная часть кор-механики.
Да, аванпосты — их необходимо захватывать, чтобы снижать контроль пиратов над регионами.
Именно вокруг аванпостов строится самая интересная часть внесюжетного геймплея Far Cry 3.
Штурм каждого из них — сложная, почти тактическая задача: ищем точку обзора, помечаем врагов, чтобы эффективнее отслеживать их положения во время боя, а затем врываемся — начинаем уничтожать пиратов одного за другим. Можно шумно, можно тихо (с этого всегда стоит начинать) — стелс-система здесь в два раза проще, чем в той же Hitman: Absolution, но работает по схожим алгоритмам. Разумеется, в любой момент все может пойти не так, пираты вызовут подмогу (отключайте сигнализацию заранее) или натравят на вас пулеметчика. Поэтому каждый штурм уникален, все зависит от вашего везения, навыков и выбранного снаряжения. Игра поощряет эксперименты и применения новых тактик в каждом бою.
Отдельным слоем на это накладывается ролевая система. За выполнение побочных заданий, убийства врагов (особенно тихие) и продвижение по сюжету выдается опыт, за который, в свою очередь, приобретаются скиллпойнты. Их можно тратить в трех ветках умений (правда, особой логики в распределении скиллов по этим веткам нет). В отличие от полноценных ролевых игр, здесь главная цель — прокачать все три ветки по максимуму, и сделать к концу игры это вполне реально.
В число улучшений входят как банальные вроде возможности перезаряжаться на бегу или повышения здоровья, так и новые навыки — например, убив противника сзади можно выдернуть чеку из его гранаты и отправить тело в объятья товарищей неподалеку.
Еще один важный элемент — ремесло. Здесь оно неразрывно связано с системой повреждений — полоска здоровья разделена на сектора, которые медленно восстанавливаются, поэтому пользоваться шприцами с обезболивающим жизненно необходимо. Ингредиенты для этих шприцов придется искать в джунглях. Комбинируя различные травы и рецепты, можно сделать себе прививку, помогающую, например, видеть врагов сквозь стены, отслеживать животных по запаху, или также дающую преимущество в бою.
Впечатляет в игре не только разнообразие механик, но и нечто более банальное — размеры острова Rook Island. Разработчики не приводят точных данных, но есть ощущение, что мир Far Cry 3 никак не меньше Скайрима.
Важная часть его исследования — активация радиовышек. Залезть на каждую — отдельная задача с возрастающей сложностью. Зато в награду игрок получает не только открытую карту, но и бесплатное оружие в магазинах.
А еще по острову круто рассекать на транспорте — кроссоверы, грузовики, квадроциклы и даже дельтапланамы. Физика транспорта мало изменилась со времен Far Cry 2 — при общей легкости управления здесь по-прежнему чувствуется каждая кочка, поэтому приходиться выбирать уже проторенные дороги. То же касается и физики огня, и поведения оружия. Все, что хорошо работало в Far Cry 2, разработчики перенесли в Far Cry 3 — перестрелки остались интересными и напряженными, а враги все еще умны.
В Far Cry 3 отлично работает не только открытый мир, но и сюжетные миссии. Даже когда игра превращается в линейный шутер, она остается игрой с крайне правдоподобными персонажами, которые заглядывают вам в глаза, держат за руку, и отлично отыгрывают эмоции.
Особенно запоминается Ваас — настолько колоритный злодей, что не хочется спойлерить ни одной сцены с ним. Он точно войдет в историю, как один из самых колоритных антогонистов в видеоиграх, а многие его фразы станут крылатыми. Знаешь ли ты, что такое безумие?
Примерно на девятом часу игры главный герой, Джейсон Броуди, в прошлом — представитель «золотой молодежи», нытик и слабак — заканчивает свое перерождение в лидера и хладнокровного убийцу. Друзья спасены, путь с острова найден — но уезжать совсем не хочется, ведь все только начинается. Впереди еще десятки часов приключений — и не только сюжетных. И это если оставить за скобками полноценные кооперативный режим и мультиплеер.
Far Cry 3 — высшая точка эволюции всей серии на сегодня. Здесь прекрасно практически все: цепляющий сценарий, запоминающиеся герои, ослепительно красивый, работающий открытый мир и просто интересные перестрелки, что, понятное дело, для шутера на первом месте.
Ubisoft Montreal не только сделала свою лучшую игру, но и показала Crytek, какой мощнейший бренд студия в свое время потеряла.