27 марта 2014/Игры
Обновлено 31.01.2016

Рецензия на Ether One

Для игры, выходящей в один день с BioShock: Burial at Sea Episode 2, в Ether One слишком важное место занимает маяк. Проблема этой очевидной параллели, как и всех прочих приходящих в голову (Gone Home, Dear Esther, Myst и даже To the Moon), в том, что она сразу настраивает на определенный лад.
Для игры, выходящей в один день с BioShock: Burial at Sea Episode 2, в Ether One слишком важное место занимает маяк. Проблема этой очевидной параллели, как и всех прочих приходящих в голову (Gone Home, Dear Esther, Myst и даже To the Moon), в том, что она сразу настраивает на определенный лад.

Все начнется в пустой комнате с дверью, открывающейся переключателем на стене. За ней — не то музей, не то лаборатория. Закрытые двери, забытые на столах записки, включенные компьютеры. Людей нет, есть загадочный закадровый голос —ученая-психиатр Филлис очень хочет, чтоб я как можно быстрее занялся делом, а не слонялся среди загадочных устройств, подбирая и разглядывая различные предметы, из которых с собой можно взять только один. Странное ограничение выглядит глупостью, искуственным препятствием, существующим для того, чтоб растянуть время, проведенное за игрой.

Как и многое в Ether One, это ощущение окажется одновременно верным и ошибочным. Инвентарь на самом деле есть — в виде стеллажей в специальном помещении, куда можно мгновенно перемещаться из текущей локации. Но все эти открытия ожидают меня потом. Пока что меня интригуют внезапно ломающимся кинопроектором, захлопывающейся перед носом дверью, обрывками сведений о том, что же здесь происходит. Ясности все это не прибавляет — настало время сесть в красное кресло, как с самого начала и предлагал добрый доктор. Свет гаснет, экран заполняется водой — это тоже важные детали, значение которых можно разгадать сильно позже.

Самое сложное происходит в голове — поток имен, событий и слов кажется совершенно несвязным, слишком абстрактным для однозначной интерпретации

Действие переносится в окрестности шахты Девлина. Чтобы спуститься в нее, придется методично обшаривать шкафы и ящики столов в окрестных домах, удивляться неоткрывающимся сундукам и холодильникам. Код от нужного замка затерян среди множества записок, дневников, писем — кусочки простых человеческих историй, служащих фоном для главного представления. Неспешное разглядывание красочных пейзажей сопровождается монологами некоей Джин. Ее ли воспоминания я оживляю? Или пациент, которого столь экстравагантным способом предлагается лечить от безумия — кто-то другой?

Самое сложное происходит в голове — поток имен, событий и слов кажется совершенно несвязным, слишком абстрактным для однозначной интерпретации. Предельно простым по сравнению с повествованием оказывается первый пазл. Несколько вентилей, которые нужно привести в соответствие с висящей напротив схемой для того, чтобы включить насос, который откачает воду, затопившую шахту. Дальше будет и сложнее, и еще проще. Проще, потому что игру можно свести к сбору красных ленточек, разбросанных по уровням; их все можно найти, не прибегая ни к каким особым усилиям. Сложнее, потому что это лишь малая часть того, что здесь есть. В глубине шахты я обнаруживаю первый кинопроектор. Только он нужен для продвижения сюжета, все остальное — опционально, об этом Филлис скажет прямым текстом.

Мир рассыпается, меня засасывает в коридор из дверей, предметы взлетают в воздух, здания вырастают из земли. Это похоже на бредовый сон без начала и конца

Для того, чтоб привести в движение кинопленку, необходимо разгадать загадку. И это не просто задачка по очередному вращению вентилей и переключению рычагов. Испытание на внимательность, умение сопоставлять увиденное и прочитанное в многочисленных записках, поиски не всегда очевидных ключевых предметов, затерянных среди гор хлама. Заставить очередной аппарат работать непросто, а наградой служит ответ, к которому я еще не знаю вопроса.

Ether One ломает не только привычную структуру повествования, она деконструирует игровые механики, отменяя любые привычные подходы. Мне покажут четыре двери, ведущие в обширные зоны — площадки для сбора тех самых красных ленточек. Но их не нужно посетить все, а открываются они не последовательно, но и не в свободном порядке. Очередность, в которой я перемещаюсь между ними, столь же запутанная, как и ход мышления больного деменцией. Мир рассыпается, меня засасывает в коридор из дверей, предметы взлетают в воздух, здания вырастают из земли. Это похоже на бредовый сон без начала и конца.

«Поверь в себя, вспомни все», — говорит мне доктор. Это нелегко, как и отгадать способ включения очередного проектора. Еще сложнее понять, зачем я только что проходил через невидимые стены, добавлял яд в кофе, разыскивал коды от замков на шкафчиках в раздевалке шахтеров. И какую это все имеет связь с основной историей? Паутина событий, которая привела героя в эту странную лабораторию, посадила в кресло загадочного аппарата и заставила посетить чужое сознание, столь замысловата, что в ней с трудом можно отыскать концы. Но ответы здесь есть — они изящны, логичны и иногда неожиданны. Надо лишь отыскать их.

**Текст:**Вадим Михнов

Сохранить
SowingSadness
SowingSadness
+\- опять ни о чём. Если раньше на Канобу был хороший материал. То сейчас портал меняют, но .... Заголовки ужасные и порою желтые до невозможности Резюме испоганили до не читабельности. Если раньше я туда смотрел, что бы понять плюсы и минусы игры, а потом приступал к статье, то сейчас я даже читать не буду, если такое резюме неадекватное.
Abradox
Abradox
"Закрытые двери, забытые на столах записки, включенные компьютеры. Людей нет, есть загадочный закадровый голос..." это же Стенли Парбл!
Lancelotty
Lancelotty
Интересно. Надо будет проверить.
Abradox
Abradox
написали бы лучше "+" запутанный сюжет "-" вторичность идей, плохой графон
Ilya Yanovich
Ilya Yanovich
Мы считаем, что видеоигры, как и любые другие творческие произведения, нельзя разложить на набор однозначных плюсов и минусов, поэтому скоро их не будет вообще. Пока мы просто решили не относиться к ним слишком серьезно.