01 июня 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Рецензия на Dust: An Elysian Tail

Пока все увлеченно ругают Xbox One (на котором, по последним сведениям, все же будет программа поддержки инди-разработчиков) и предрекают отсутствие игр, вот вам один неоспоримый факт: на XBLA появились чудесные эксклюзивы, которые позже перекочевали и на другие платформы. Braid, Limbo, Bastion, Fez, Super Meat Boy, Deadlight, Mark of the Ninja – и это далеко не полный список. На днях к нему присоединилась вышедшая на PC Dust: An Elysian Tail – волшебная авторская игра Дина Додрилла.
Пока все увлеченно ругают Xbox One (на котором, по последним сведениям, все же будет программа поддержки инди-разработчиков) и предрекают отсутствие игр, вот вам один неоспоримый факт: на XBLA появились чудесные эксклюзивы, которые позже перекочевали и на другие платформы. Braid, Limbo, Bastion, Fez, Super Meat Boy, Deadlight, Mark of the Ninja – и это далеко не полный список. На днях к нему присоединилась вышедшая на PC Dust: An Elysian Tail – волшебная авторская игра Дина Додрилла.

Не считая части сюжета, озвучения и превосходного саундтрека, над которым, среди прочих, работал Александр Брэндон (известный по музыке к Unreal и Deus Ex), Dust – плод трудов одного человека, поэтому на создание игры ушло более трех с половиной лет, то есть примерно четыре Call of Duty, три Assassin’s Creed или две Battlefield. Но Dust: An Elysian Tail поражает, конечно, не раздутым бюджетом, хашишинами в балахонах или бесконечными DLC. Изумляет она тем, что мистеру Додриллу фактически в одиночку удалось создать собственный фэнтезийный Metroid: двухмерный платформер с сюжетом, элементами RPG и разбросанными по локациям секретами, добраться до которых можно лишь позже, когда у героя появятся новые способности.

Героев, на самом деле, три: антропоморфный кот Даст, летающая кошка Фиджет и говорящий… нет, не кот, а мудрый меч Ара. Хотя управляем мы только Дастом, путешествует троица вместе, причем Ара не только рубит злодеев, но и делится важными сведениями, а Фиджет дает подсказки по управлению и стреляет по врагам мини-фаерболлами и молниями. Сами по себе эти атаки довольно слабы, но позволяют Дасту совершать комбо: быстро вращая меч, он создает воздушные потоки, которые красиво cмешивают магические заряды Фиджета и противников в одну большую кучу мала, которая затем оседает на землю на фоне вылетающих из монстров цифр урона.

Несмотря на зрелищные расправы над врагами, сражения быстро приедаются.

Приемов у Даста немного, так что большая часть боев проходит одинаково: Фиджет стреляет по врагам, Даст раскидывает их по сторонам с помощью воздушных потоков, при необходимости глотая крендели, кексы, пирожки и жареных кур – так здесь восстанавливается здоровье. Еще хуже, что из-за обилия спецэффектов некоторых врагов можно просто не заметить, а на высокой сложности каждый пропущенный удар отнимает больше половины здоровья. К тому же при повторном посещении локации все враги возрождаются: в итоге по возможности плюешь на сражения и несешься вперед, к следующему ключевому персонажу.

В плане сюжета Dust великолепна: несмотря на яркую картинку в анимешном стиле, игра рассказывает трогательную и мрачную историю.

Bioware стоило бы взять с работы Дина Додрилла и Алекса Кейна (соавтор сценария) пример: оказывается, подобный сюжет может обойтись без рек крови и обилия политкорректных любовных сцен. И не нужно выдумывать инопланетные расы: достаточно с любовью нарисованных человекоподобных мышей, гигантских муравьев и летающих дракончиков. Если бы не абсолютная линейность (в том числе побочных заданий за одним малюсеньким исключением), Dust можно было бы считать ролевой игрой, а в текущем виде ее вполне можно описать словами «Action-RPG с видом сбоку».

Не хватает только характерных бочек из Diablo: в остальном это тот же марафон со сбором выпадающих из убитых монстров монеток и трофеев, а также бесконечным улучшением экипировки. Есть даже создание предметов, для чего достаточно лишь найти чертеж и собрать или купить нужные материалы. Прокачка героя тоже присутствует: при достижении очередного уровня можно повысить атаку, защиту или здоровье. Но о деревьях талантов и речи не идет: всю игру Даст будет убивать врагов одними и теми же приемами. Акробатические трюки – другое дело.

Время от времени герой получает новые способности, что позволяет забираться в недоступные ранее места.

Локации в Dust действительно обширны и здорово отличаются визуально, а найти все секреты при первом посещении уровня не удастся: тут нужно залезть по лианам, там – проскользнуть через узкий проход, а вон на ту горку можно забраться только с помощью двойного прыжка. Все это Даст изучит позже, что роднит игру и с классикой вроде Metroid, и с современными Tomb Raider (2013), Batman: Arkham Asylum и DarkSiders: Wrath of War. Это определенно плюс: хотя можно пройти сюжетную линию, не оглядываясь назад, поиск ключей и спрятанных сундуков вкупе с выполнением побочных заданий затягивают не меньше.

Жаль, в игру не слишком удачно вписаны элементы платформера: поклонникам Марио прыжковые секции покажутся достаточно простыми (есть также необязательные испытания на время), а всех остальных могут вывести из себя, поскольку при малейшей ошибке (напоролись на шипы, например) Даст отлетает на несколько метров в случайном направлении, поэтому можно запросто свалиться вниз. Пусть падение (или, как говорил Риддик, резкая остановка в конце) здесь не убивает, снова проделывать весь путь наверх – не самое увлекательное времяпрепровождение.

Вообще, именно по количеству небольших шероховатостей лучше всего ощущается, что это проект одного человека. Нет, An Elysian Tail все равно замечательна, но реализация некоторых вещей (в том числе интерфейса, особенно в РС-версии) оставляет желать лучшего. В целом же Dust – типичная игра из разряда правильных инди-проектов: немного неуклюжая, несколько однообразная и местами непродуманная, но при этом теплая и уютная. И у нее, вопреки всем законам капитализма и штампам плохого игрожура, есть душа.

P.S. Dust – редкий случай, когда оценка с шагом в полбалла кажется слишком грубой. Я бы поставил игре 79/100 – до «восьмерки» ей не хватает всего ничего.

Текст: Денис Кублицкий

Комментарии 39
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Cowboy Wheatley
Cowboy Wheatley
Вот после рецензии окончательно решил, что надо брать. Спасибо.
Shoogo
Shoogo
Неуместный пафос как трейлере будет на протяжении всей игры?