Рецензия на The Secret World
И это при том, что даже во время открытого тестирования серверы отнюдь не ломились от притока игроков – у многих в памяти еще свежи воспоминания об Age of Conan и разбитых ожиданиях.
Наибольшую известность Funcom принесли адвенчуры The Longest Journey и ее продолжение Dreamfall, а также Anarchy Online – одна из первых трехмерных MMO, вполне себе здравствующая и поныне. Фабулу всех трех игр придумал Рагнар Торнквист, он же отвечает и за историю The Secret World, которая удивительным образом перекликается и с «Бесконечным путешествием», и с «Анархией», но при этом куда ближе к нашим с вами серым будням. Торнквист в очередной раз эксплуатирует идею двух миров, только вместо технологичного Старка и фэнтезийной Аркадии или планеты Руби-Ка и ее двойника из другого измерения действие переносится в наш мир. Тот самый мир, жители которого следят за приключениями братьев Винчестеров, покупают HD-переиздания фильмов про вампиров и зомби, смотрят на ночь сериалы Дж. Дж. Абрамса и держат на прикроватной тумбочке томик Стивена Кинга, а над кроватью – плакат “I want to believe”. Мир, в котором идея о монстрах, живущих в канализации, или призраков из заброшенного дома не кажется такой уж абсурдной. “Something people can relate to”**, как говорят наши англоязычные коллеги.
The Secret World собирает городские мифы и теории тайных заговоров в один котел, да так, что даже небольшой глоток вызывает déjà vu и воспоминания о доброй сотне художественных произведений, так или иначе уделявших внимание сверхъестественному, необъяснимому и загадочному. Все в TSW кажется знакомым с детства: обосновавшиеся в США Иллюминаты упиваются властью, европейские Тамплиеры сражаются с силами зла, азиатская организация Драконов сеет хаос, свято веруя, что именно так и надо. Нам предлагают примкнуть к одной из этих сторон, но выбор не слишком влияет на сюжет: по сути, это лишь возможность взглянуть на происходящее с трех точек зрения, при этом даже скриптовые сцены практически не отличаются, да и внешне представители разных фракций похожи как две капли.
Генератор создания персонажей не впечатляет - он куда скромнее, чем в Age of Conan, даром, что The Secret World использует тот же движок. По большому счету, дают выбрать лишь черты лица, цвет кожи да прическу с бородой, поэтому в толпе персонажи отличаются только одеждой. Правда, ближе к осени Funcom обещает добавить больше возможностей по кастомизации: появятся клиника пластической хирургии, парикмахерская и тату-салон. Но, несмотря на важную сюжетную составляющую, TSW начисто игнорирует личность вашего персонажа: он молчалив, совершенно лишен эмоций, и во время монологов NPC, предваряющих большинство заданий, отыгрывает роль дерева. Чувствуешь себя зрителем, попавшим в эдакий вариант «За стеклом», где по лесам бегают оборотни, улицы заполонила нежить, а из соседней речки прут явно навеянные образом Ктулху болотные монстры.
Окончательно иллюзию таинства рушат другие игроки, усердно расстреливающие толпы зомби у ближайшей бензоколонки или изгоняющие призраков в провинциальном парке. Непонятно, от кого в этой ситуации защищаются NPC, окопавшиеся в полицейском участке или местной школе – твари, имеющие несчастье подойти слишком близко, тотчас же втаптываются в грязь группами героев, выполняющих дежурный квест по спасению заблудшего человечества. Правда, отдельные задания действительно хороши: если забыть о полнейшей безучастности альтер-эго, перед глазами развернутся истории, достойные отдельных эпизодов The X-Files или Supernatural.
Основная сюжетная линия, начинающаяся в портовом городишке Кингсмуте, сразу же напоминает о произведениях Кинга и Лавкрафта. Тут и живущее под водой не пойми что, и накрытый туманом город, и превращающиеся в монстров рыбаки, и тайные эксперименты, и внезапное нашествие нежити. Впрочем, атмосфера ужаса и безысходности быстро рушится из-за обилия стандартных для MMO порученияй: убей, собери, принеси… Радуют лишь отдельные задания, будто пришедшие из адвенчур 90-х: следуя прозрачным намекам, следует что-то отыскать или расшифровать. Но мы-то знаем, что еще неделя – и их прохождения появятся на YouTube. Так ради чего старались?
Убивает и ограничение на количество одновременно выполняемых квестов: не считая сюжетного, их в журнале заданий может быть всего 5 (пять!). Разработчики уверяют, что это позволяет лучше прочувствовать атмосферу, но на деле это лишь нескладный способ растянуть прохождение: большую часть времени занимает скучная беготня по уже исследованным локациям. И это не единственный момент, в котором Funcom лукавят. Формально в игре нет уровней и классов, но это лишь рекламная уловка. Как не подбирай персонажу умения, все равно без более крутой экипировки соваться в следующую зону не стоит. Разработчики могут сколько угодно называть TSW уникальной, но идейно она не отличается от сотен других MMO – пока не выполнишь большинство заданий в текущей зоне и не приоденешься, соваться дальше строго противопоказано.
Да и смысла особого нет: традиционно для Funcom все самое вкусное сконцентрировано в первых локациях. Чем дальше, тем скучнее становятся задания и тем больше бросаются в глаза ошибки и недоделки. Часть квестов без помощи гейм-мастеров сейчас выполнить невозможно, так что еще полгода бета-тестирования и несколько патчей игре бы явно не помешали. Поспешили, как и всегда, но у создателей и выбора не было: вот-вот выйдут Guild Wars 2 и World of Warcraft: Mists of Pandaria, а на их фоне, даже несмотря на отсутствие набившего оскомину фэнтези и цельный сюжет, The Secret World выглядит по-деревенски скромно. Но мы не теряем веру: глядя на предыдущие ММО от Funcom, понимаешь, что TSW еще может выбиться в люди. Где-то через год, когда поправят баги и перепишут ценник.
7.0 (система оценок) Текст: Денис Кублицкий Рецензируемая версия: PC, v 1.0
*В игре есть и магазин, где продаются товары за реальные деньги, но пока в ассортименте только декоративная одежда и фейерверки. Возможно, Funcom уже закладывает фундамент для перехода на free to play.
**«Знакомые людям вещи»Сделай себя сам
При получении опыта, немалая часть которого дается за выполнение заданий, герои зарабатывают не уровни, а очки навыков и способностей. Первые служат для улучшения пассивных умений и попутно позволяют использовать более продвинутые образцы оружия и экипировки (к слову, одежда играет сугубо визуальную роль, а на характеристики влияют талисманы). Вторые дают возможность изучать боевые способности: в игре их более 500, но вынести на панель и использовать можно только 7. В этом плане TSW здорово напоминает коллекционные карточные игры: теоретически вы можете собрать абсолютно все карты, но в бою придется ограничиться одной колодой. Собственно, традиционные для многопользовательских игр «билды» персонажей здесь превращаются в подбор навыков, дополняющих и друг друга, и способности товарищей по команде. Хардкорные игроки будут высчитывать синергию умений до сотых долей процента, но в целом система довольно проста. Кроме того, в игре есть множество готовых «колод», то есть рекомендаций по выбору способностей.
Умения разбиты по группам: три школы магии и по три вида оружия ближнего и дальнего боя. Одновременно можно использовать два типа, их комбинация и определяет роль героя. Например, магия крови позволяет лечить, мечи дают защиту, а дробовики наносят хороший урон. Легко провести аналогию с D&D: взяли меч и магию крови – получили аналог паладина. Меч и дробовик превратят героя в воина, а магия крови и дробовик – в колдуна.
Трехсторонний конфликт
PvP – единственное, на что серьезно влияет выбор фракции. Иллюминаты, Тамплиеры и Драконы выясняют между собой отношения на трех PvP-картах, причем во всех в боях участвуют сразу три стороны, что вносит в сражение интересный тактический элемент.
Бой в Стоунхедже напоминает популярный в шутерах режим «Царь горы». Команда, контролирующая центр каменного круга, получает очки, кто набрал больше, тот и побеждает. Эльдорадо предлагает более интересный бой: командам предстоит захватывать реликвии (их можно поднимать и переносить с места на место). Побеждает сторона, собравшая все артефакты.
Но главным полем сражений является локация Fusang Projects: бои в ней не утихают ни на секунду, а задачей игроков становится захват и удержание контрольных точек. Если Стоунхедж и Эльдорадо похожи на бэттлграунды из World of Warcraft, то Fusang – аналог массового PvP из корейских игр или Warhammer Online (к сожалению, лаги добрались и сюда). Поскольку в игре нет уровней, а сила персонажа определяется его умениями и экипировкой, то в PvP характеристики всех бойцов уравниваются. Правда, для победы важны не столько персональные навыки игроков, сколько взаимодействие с союзниками: обычно вся тактика сводится к «ходи толпой, воюй стенка на стенку», поэтому любителям аренного PvP игра вряд ли понравится. К тому же местная достаточно низкая динамика боя, хотя и не портящая впечатление от TSW во время выполнения заданий, мало подходит для боев с другими игроками. Единственным стимулом для участия в PvP сейчас являются уникальные награды, а победа в сражениях дает небольшие бонусы к характеристикам персонажа в PvE для всех членов фракции. В целом же битвы между персонажами игроков в The Secret World можно рассматривать только как дополнение к более продуманному PvE. Хотя за участие в PvP тоже дают опыт, геймплей быстро приедается.
Непомерные аппетиты
Разработчики и издатели любят хвастаться рекордами вроде миллиона проданных копий за неделю или миллиардом человеко-минут, потраченных на игру. Funcomтоже ставит своеобразный рекорд, причем уже во второй раз: как и Age of Conan в свое время, The Secret World сейчас – самая «жирная» MMO. Установленный клиент занимает без малого 40 гигабайт (дистрибутив «весит» примерно в два раза меньше). Ладно бы только большой объем, но и данных TSW загружает немало, поэтому для комфортной игры (без микро-фризов при подгрузке новых объектов) желательно иметь систему с очень быстрым жестким диском, а еще лучше - SSD-накопитель.