Рецензия на Battlefield 3: Close Quarters
«Вы проиграли», - укоризненно замечают буквы на экране. Это «Мастер оружия», новый игровой режим для - самого, наверное, умного и технологичного сетевого шутера наших дней. Он стал доступен вместе со вторым скачиваемым дополнением для этой игры, которое называется Close Quarters и выглядит как недвусмысленное предложение тем, кто еще по каким-то причинам не перешел на светлую сторону Силы.
То, что CQ уведет определенную часть аудитории у конкурирующих аркадных MMOFPS (см. Warface), очевидно с первых кадров - или выстрелов, если вам так будет угодно. Согласно хитрому плану DICE и Electronic Arts, в течение всего текущего года будет выпущено несколько тематических DLC, каждый из которых ориентирован на конкретную группу игроков. Battlefield 3: Close Quarters – первый из них, и если называть вещи своими именами, он ориентирован на тех, кто раньше играл в Call of Duty и Counter-Strike. Это комплект из четырех карт, каждая из которых – характерный набор коридоров, кабинетов, лестниц и закоулков: вместо техники – автомобили на подземной парковке, вместо авиации – разбившийся вертолет на крыше старого склада, вместо артиллерии – разорвавшийся снаряд во дворе восточного особняка. Играть предлагается по свежим правилам: в Close Quarters два новых режима. Уже упоминавшийся выше «Мастер оружия», например, это своеобразное состязание в мастерстве: все участники раунда начинают его, вооруженные лишь пистолетами. За каждые два убийства выдается новое, более совершенное оружие – побеждает тот, кто раньше остальных дойдет до конца линейки (а это семнадцать позиций) и завершит бой издевательским ударом ножа. Второй режим, «Превосходство в захвате», более традиционен для серии и представляет собой вариацию режима Conquest, где каждая контрольная точка захватывается буквально за пару секунд.
Оба режима поначалу выглядят, мягко говоря, непривычно: все быстро, суетливо, зачастую чисто на рефлексах… карты и вправду тесные, с невероятным количеством поворотов и перепадов высот (особенно показателен в этом смысле «Металлолом»: заброшенный не то заводской корпус, не то складской амбар). В «Мастере оружия», который, пожалуй, будет поинтересней «Захвата», и вовсе может сложиться впечатление, что на девяносто процентов победа зависит от случайного стечения обстоятельств – первым увидел спину врага; наткнулся на противника, который перезаряжает оружие; добил раненого (никаких аптечек и дефибрилляторов!)… но это не так. Конечно, динамика тут абсолютно неродная: особых тактических маневров не предпримешь, значение отряда не так велико, некоторые классы – снайпер, к примеру – чувствуют себя в таких условиях довольно неуютно. Но Close Quarters, на самом деле, показывает, какими могут и должны быть быстрые, компактные перестрелки в помещениях – неглупыми, немеханическими, нескучными. И рецепт прост: буквально все в Close Quarters замешано на дизайне локаций, который, в свою очередь, базируется на печально известной системе разрушений.
Печаль состоит в том, что в оригинальном Battlefield 3 этих самых разрушений почти нет. Движок позволяет разносить здания вплоть до фундамента, однако на деле выходит, что, как и прежде, уничтожается только то, что позволено (а позволено немногое). Можно сколь угодно долго стрелять из танка в небольшой КПП, а он так и будет стоять, окутанный клубами дыма – почему-то на «больших» картах эта система не заработала. Зато заработала в Close Quarters, да как! Конечно, обратить всю локацию в пыль не получится, зато превратить стены офисов в решето – запросто. Все карты дополнения напичканы мелкими деталями, которые от активных действий бойцов взрываются, ломаются, падают и разбиваются. Можно забраться на стеклянную крышу, подкараулить зазевавшегося противника и обрушиться на него вместе с градом стеклянных осколков. Можно выстрелить из гранатомета в перегородку и соорудить таким образом короткий обходной путь. Можно заминировать автомобиль и взорвать его, когда рядом будет пробегать враг – вариантов масса. Как только свыкнешься с местными правилами хорошего тона, игра тут же становится совсем другой. Да, думать здесь надо быстро, но все же – думать надо. Это такой Battlefield с наведенным зумом: тут не получится заучить какую-нибудь «подсадку» или найти мертвый спот, откуда безнаказанно можно класть «хедшоты» - полем боя является вся карта, и фирменная многослойность серии ощущается здесь очень четко.
Вместе с дополнением подоспели пять новых жетонов и десять новых заданий, за выполнение каждого из которых игрок получает новый вид оружия. И если на жетоны всем нормальным людям плевать, то включенные в DLC «пушки» многих порадуют. В первую очередь, конечно, это касается штурмовой винтовки AUG A3, дробовика SPAS-12 и карабина MTAR-21 – все они на текущий момент сильнейшие в своих классах, причем пользоваться ими можно как на новых картах, так и на всех прочих. Правда, сами задания в очередной раз вышли нудными и скучными. – «убить пятьдесят человек из снайперской винтовки», что вы говорите. Идея с этими самыми заданиями действительно интересная, однако пока что DICE работают с ней на удивление топорно – почти все они сводятся к тупому набиванию фрагов. Важный нюанс: прямо сейчас сыграть в Close Quarters могут лишь обладатели «премиального» статуса для своего аккаунта в Battlefield 3. Он покупается отдельно; помимо прочих радостей - вроде отсутствия необходимости томиться в серверной очереди или эксклюзивных наборов оружия - он открывает доступ к Close Quarters и остальным DLC, которые выйдут осенью и зимой, на две недели раньше, чем дополнения поступят в широкую продажу. Ничего не поделаешь, тяжелым временам – тяжелые маркетинговые решения.
8.0 Текст: Сергей Думаков Рецензируемая версия: PC