Рецензия на Cry of Fear
Из античного движка Half-Life авторы-любители выжали максимум – теперь здесь есть даже шейдерная вода, и, в целом, в Cry of Fear сложно признать легендарного предшественника. Зато бывалый любитель хорроров с удовольствием отметит общие места с серией Silent Hill (в дизайне некоторых монстров, например) и прочими знаковыми явлениями жанра. С удовольствием, потому что Cry of Fear не отработанное вторсырье, а вполне самостоятельный продукт, в котором счастье – это найденная на грязном полу обойма к пистолету, а твой главный кошмар – неизвестность за дверью впереди. И дверей здесь не счесть.
Методы устрашения Cry of Fear бывают грубыми, рубленными, но они работают – примерно как удар в пах.
Сразу после кат-сцены, где Саймона сбивает машина, игрок оказывается в кромешной тьме, вооруженный фотоаппаратом. Впереди сияют крестики, будто из мела – на них нужно щелкать вспышкой, выхватывая из темноты всякое непотребство, вроде многозначительных надписей кровью и мертвых людей, подвешенных за шею. Все это довольно безмятежно, но через минуту блуждания случается тот самый удар в пах – ВНЕЗАПНО появляется жуткая кричащая рожа на пол-экрана. От страха наш герой теряет сознание, а, очнувшись, обнаруживает себя в какой-то подворотне с ножом в руках. У ножа чистое лезвие, но ненадолго. Кроме того, есть инвентарь, где лежит блокнот с чистыми страницами и телефон с смской от волнующей мамы. Просто так позвонить кому-нибудь не удастся (только по сюжетной указке), зато в телефоне есть фонарик. Зажав в одной руке нож, в другой – подсвеченный телефон, идем дальше и попадаем в пустой город с узкими улочками и прислоненными к стенам велосипедами. Горят фонари, но окна в невысоких домах темные. Совсем скоро нас запрут в многоквартирном здании, и мы будем обнаруживать монстров за каждой дверью.
Монстры – бывшие люди, некоторые из них – анималоподобные твари: одни бегут на корточках как собаки, с молотком наперевес; другие прописались в воде и отрастили длинный лягушачий язык, которым тоже наносят урон. Кунсткамера игры довольно разнообразна, но с одним серьезным изъяном: устаревшая анимация отдельных подвижных монстров. Они выглядят неестественно и даже комично, что губительно для хоррор-атмосферы. Тем не менее, Cry of Fear удается нагнать мрака, во многом благодаря работе со звуком – игровой саундтрек не стыдно послушать отдельно. Нашлось место и для длинноволосых брюнеток в светлых одеждах родом из «Звонка»: эти красотки неподвижны и смертоносны, потому что в их компании Саймон почти сразу пытается выстрелить себе в голову, примерно как это было в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Большая часть врагов, напротив, идет врукопашную, хотя некоторые обучены стрелять и бросаться всякой дрянью. Парень в капюшоне может противопоставить этому небольшой арсенал: кроме орудий ближнего боя, в наличии пистолет, дробовик, М-16 и снайперская винтовка, на ваш вкус. Патронов, конечно, суровый минимум, да и слотов в инвентаре немного – а ведь кроме оружия нужны и другие предметы, ключи от дверей, например. Или аптечки: наш герой пополняет здоровье уколом морфия из шприца, найденного на полу. Негигиенично, но жить-то хочется.
Кроме столкновений с рядовыми монстрами, Саймона ждут битвы с боссами. Первый же такой товарищ охотится на игрока с бензопилой; труп другого босса вам придется распиливать ножовкой – чтобы достать ключ. Честно говоря, в поиске ключей или паролей лежит главный смысл Cry of Fear – других задач, кроме пары простеньких квестов, здесь нет. Зато в шкафчиках местных квартир можно найти Head&Crysis 2
Shoulders, а в подворотнях валяются пустые бутылки «Кока-Колы». Знакомые предметы действуют успокаивающе: глядя на них, чувствуешь себя почти как дома – ровно до тех пор, пока из темноты не выскочит очередное хромоногое с криком «Пристрелите меня!».
Патроны в Cry of Fear нужно считать внимательнее обычного: не расстреляли обойму до конца и перезарядились? Прощай, драгоценный свинец. Более того, если у вас в руках телефон-фонарик и пистолет, то перезарядиться не удастся вовсе – сначала нужно спрятать фонарь в карман. Враг, тем временем, обгладывает вашу тушку, а последняя точка сохранения далеко позади. И ни слова о сюжете: он здесь нехитрый, хотя видно, что авторы очень старались. Шутка ли, в линейном хоррор-шутере сделать две развилки, где у вас будет выбор, который ощутимо повлияет на концовку игры (говорят, их здесь пять).
Cry of Fear сложно оценивать. Если смотреть на игру с позиции любительского модостроения, то работа проделана грандиозная: движок Half Life не узнать, всё работает стабильно, местами есть озвучка и пристойная музыка, создающая атмосферу. С другой стороны, по-настоящему интересной игры из Cry of Fear не получается: ключевой сюжетный твист слишком рано становится очевидным, а без должной мотивации продираться сквозь плохо анимированных монстров невесело. Да, поначалу игра кому угодно впрыснет адреналина, вот только разнообразием здесь не балуют, и рутина в итоге настигнет даже самых пугливых. Будь Cry of Fear полуторачасовой безделушкой, как большинство модов, то получила бы заслуженную нашивку «Хорошо». Но авторы претендуют как минимум на пять часов нашего времени – в таком случае, и мы вправе желать большего.
Текст: Иван Кислый