Рецензия на Consortium
2042 год, международная организация Консорциум, выстроенная по милитаристкому принципу, с Королем во главе занимается борьбой с террористами и, как ни странно, защитой окружающей среды. Звания в Консорциуме названы в честь шахматных фигур: нижний уровень — Пешки, над ними — Ладьи, подчиняющиеся Коням, которые в свою очередь отчитываются перед Королем и Королевой . Слегка обособленно в этой иерархии стоят Слоны, которые не имеют власти над Ладьями и Пешками, но подчиняются Коням. Именно Слоны чаще всего становятся проводниками воли Короля, вразумляя несогласных кулаками, парализующими пулями, а то и прибегая к летальным методам.
Принять на себя управление таким Слоном и предлагают нам Interdimensional Games, причем принять управление, вселившись в его сознание при помощи спутника iDGi-1, с игрой Consortium в качестве средства управления. Да, четвертую стену игра ломает крайне часто и охотно. В наличии: отсылки к «Матрице», персонажи игры, которые в курсе, что они персонажи игры, помехи изображения, а также невозможность взаимодействовать с большей частью предметов окружения, потому что «мощности спутника не хватает». Собственно, большая часть интриги сюжета основана на том, что самые влиятельные фигуры в этом будущем прекрасно осведомлены о том, кто на самом деле управляет «Слоном Шесть», и не преминут попытаться извлечь из этого выгоду.
Вопреки внутриигровому описанию основных обязанностей, большую часть времени вам предстоит разговаривать. И выборы в диалогах (на принятие решения, кстати, дается ограниченное время — тоже знакомый прием) будут двигать сюжет в самые разные стороны, открывая все больше и больше вариантов прохождения.
С самого начала и практически без объяснений игра принимается бомбардировать вас терминами, событиями, именами. Выяснить, что тут к чему, игроку предполагается через те же самые диалоги, а также информационную консоль, содержащую десятки весьма объемистых текстов. Самые страстные любители читать, сопоставлять факты и выстраивать картинку происходящего, наверное, могут этим увлечься, для всех остальных к игре прилагается игра в альтернативной реальности (нажимайте на надпись Experience).
Общая картина происходящего временами становится настолько сумбурной, что становится сложно понять — то ли игрок все-таки сделал что-то неверно, то ли пора перезагружаться
Сюжет тем временем развиваются своим чередом, заваливая вас событиями, решениями, детективной интригой, и заставляя принимать одно решение за другим. Доверить ли собеседнику вашу главную тайну или нет? Чью сторону занять? Попытаться договориться или прибегнуть к насилию? Происходящие события чаще всего ограничены по времени, напоминая о The Last Express. Не успели спасти персонажа? Игра пойдет своим чередом, но ваше решение, естественно, повлияет на будущие события.
Вернее, попытается это сделать. Чудовищное количество программных сбоев, которыми кишит игра, приводит к несрабатывающим сюжетным скриптам, зависающим диалогам; общая картина происходящего временами становится настолько сумбурной, что становится сложно понять — то ли игрок все-таки сделал что-то неверно, то ли пора перезагружаться. Сохраняться игра, кстати, издевательски советует почаще — правда рекомендует для этого использовать функцию быстрого сохранения, слот которого недоступен из меню загрузки. Учитывая, как часто при этом Consortium вылетает на рабочий стол, картина становится совсем печальной.
И сбои со скриптами — это еще не все. Приготовьтесь к раздваивающимся строчкам диалоговых субтитров (которые при этом еще и плохо синхронизированы с речью), пропадающим текстурам, заедающему звуку, персонажам, которые будут пытаться пройти сквозь игрока (безуспешно). В сочетании с сюжетом, который предполагает «помехи на линии» и перемещения во времени, получается чудесный пыточный аппарат, заставляющий игрока сомневаться в собственной разумности.
Болгарские террористы, управление сознанием, теория квантовой неопределенности, религиозные организации и глобальные заговоры
Самое главное разочарование, впрочем, даже не баги, а боевая система. Приготовьтесь к шутеру, который был бы плох даже в конце 90-х годов. Возьмите чрезвычайно метких ботов, попадающих в вас всеми выстрелами с противоположной стороны карты. Добавьте нечитаемый, монстрообразный интерфейс. Завершающая деталь — сложная система энергии, которая тратится как на стрельбу, так и на ремонт и лечение (в наличии повреждения различных частей тела и элементов брони). В эту энергию наш персонаж способен перерабатывать любой мусор, который вы подобрали. Впрочем, для стрельбы есть и оружие, использующее обычные патроны, да и сложность управления всей этой системой явно нужна была бы скорее какой-то другой игре, где все происходящее не сводилось бы к «стреляй, пока стреляют в тебя, и не забывай время от времени нажимать кнопку лечения», а управление не было бы настолько неуклюжим и неотзывчивым.
Выглядит Consortium тоже как игра из далекого прошлого: это не милое ретро, не лоу-фай, это просто уровень далеко не самой аккуратной и талантливой игры эпохи PlayStation 2. Квадратные уровни, которые забыли раскрасить. Главные персонажи, отличающиеся только цветом волос и актером озвучки. Клонированные безликие противники, расставленные всюду одинаковые предметы интерьера, выглядящие как набор заглушек, прилагавшийся к бесплатному движку.
Consortium — крайне амбициозная игра, которую не могут спасти ни хорошие диалоги, ни сложный сценарий (в наличии: болгарские террористы, управление сознанием, теория квантовой неопределенности, религиозные организации и глобальные заговоры), ни даже ветвящаяся нелинейность. Все достоинства игры оказываются погребены под горой технических недоработок и геймдизайнерских ошибок. Interdimensional Games явно торопились с релизом и делали все впопыхах: люди, поддержавшие проект на Kickstarter, еще даже не получили обещанные ключи от игры.
**Текст:**Вадим Михнов