Рецензия на Call of Duty: Black Ops
Повзрослевший Дэвид Мейсон пытается остановить безумного террориста Рауля Менендеза. По ходу действия выясняется, что Дэвида и Рауля связывают многие фундаментальные вещи, в том числе и неясное прошлое Алекса Мейсона.
Пару лет назад я начинал свою статью про Call of Duty: Modern Warfare 2 для одного крупного профильного журнала следующими словами: «О такой знаковой игре, как Call of Duty, рассказывать непросто. Сейчас, когда вы читаете эту статью, многие наверняка уже успели пройти ее вдоль и поперек по нескольку раз, а те, кто еще не успел, сделают это независимо от того, что будет написано ниже». Прошло время, а ситуация не изменилась. Call of Duty все еще пребывает в том состоянии, когда про нее знают и в нее играют все: кто-то чтобы знать врага в лицо, кто-то - чтобы оценить мультиплеер, кто-то - чтобы посмотреть интерактивный фильм. Call of Duty – это неизбежно, как смерть или выборы президента.
Когда Infinity Ward после Modern Warfare 3 отошла от дел, фокус сместился на Treyarch – учеников, внезапно ставших учителями. Больше денег, больше внимания и больше ресурсов – но больше прессинга, надсмотра и риска. Treyarch нашла в себе силы попытаться что-то изменить в застоявшейся формуле, но результат от этого не стал драматически лучше. Скорее, даже наоборот. Black Ops 2 по способу изложения истории почти не отличается от первой части: главных героя по сути два (Алекс и Дэвид Мейсоны), но поиграем мы, кажется, вообще за всех живых существ и роботов, хоть раз появлявшихся на экране. Повествование постоянно прыгает с «прошлого» в «будущее», раскрытые в 80-х интриги мгновенно отзываются эхом в 2025-м, и уследить за тем, кто кого и когда убил, не так просто. И тем не менее, это довольно увлекательное занятие. Одно из главных достоинств Black Ops 2 в том, что вместо технологий и масштабных конфликтов Call of Duty сосредотачивается на персоналиях. Вы действительно запомните, что случилось с Мейсоном, почему Менендез съехал с катушек, отчего Вудс постоянно злой и кроет всех матом, кто такой Фарид и так далее. Более того, Treyarch отвела больше времени, сил и мотивации не героям, а злодею, Раулю Менендезу. За 5-6 часов прохождения игроку дадут возможность взглянуть на мир его глазами и даже попытаются объяснить его поведение, проникнуться чем-то вроде симпатии или хотя бы сочувствия (Стокгольмский синдром?). Причем миссия в Никарагуа, где события поочередно показывают с перспективы Мэйсона, а потом Менендеза – украшение и вершина Black Ops 2 с точки зрения повествования. Но, как правильно заметил создатель Minecraft Маркус Перссон в своем твиттере, Infinity Ward давала тебе возможность почувствовать себя героем, а Treyarch заставляют быть психопатом. Нервные расстройства – это вообще главная тема Black Ops 2 после демонстрации различных видов вооружений. Все герои или неврастеники, или с трагическим прошлым, или эмоционально нестабильны, постоянно кричат и изощренно пытают друг друга. Психологический техногенный боевик – вот что такое Black Ops 2.
Основная претензия игроков к Call of Duty на протяжении последних лет – «это линейный тир и аттракцион, где ты бежишь по узкому коридору и почти ничего не можешь делать». Treyarch попыталась это утверждение нивелировать. Для начала, она сделала экран выбора миссии между «сюжетной» и «побочной», т.н. Strikeforce Missions. Для сюжетных можно выбрать себе экипировку, но для миссий «в прошлом» можно выбрать только соответствующее оружие, и наоборот. Strikeforce Missions – это сайд-квесты, побочные задания, где ты управляешь четырьмя различными отрядами боевых единиц: солдаты, шагающий танк, дрон, спутник, робот на гусеницах, и т.д. Сюжетного наполнения они не несут и посвящены выполнению на время различных заданий: удержать точки, убить цель, сопроводить VIP в зону эвакуации, охранять движущийся груз и так далее. В любой момент можно включить тактическую карту с видом «сверху» и отдавать приказы четырем отрядам. С тем же успехом можно брать личный контроль над любой боевой единицей – и это единственное, что спасает ситуацию от катастрофических просчетов искусственного интеллекта. Но самый главный вопрос – зачем я должен играть в скучные, бессвязные задания с бесполезным тактическим видом и никудышным ИИ на картах, сгенерированных, мне кажется, случайно? Разработчики отвечают, что выполнение Strikeforce Missions повлияет на дальнейший ход игры и концовку. Тут они не солгали, но пара строчек в диалогах - достаточный ли это повод? Второй шаг к избавлению от клейма «линейного шутерка на вечерок» - это вариативность прохождения. Ну, насколько это возможно в условиях декорированного под различные страны коридора. Возможность повлиять на дальнейший ход миссий и концовку встречается примерно в половине сюжетных заданий. Например, от того, даст ли Мейсон слабину Резнову, зависит предательство одного из персонажей в игре, а ваш навык вождения джипа определит, будет ли твой напарник ходить всю оставшуюся кампанию с обожженным лицом.
В остальном все по-старому, со своими плюсами и минусами. Куча взрывов и голливудская постановка. Театральные миссии со специальным персонажем, созданным для того, чтобы потом его красочно убить. Управление джипами, дронами, пауками и другой техникой, плюс лошадь. Жесточайшие ограничения по передвижению: не дай Бог выбежишь на метр от намеченного маршрута – и конец игры. Есть очень классные и разнообразные задания с отличной структурой: например, в Афганистане, на огромном корабле с клубом, или на тонущем авианосце под названием, внимание, «Барак Обама». По-старому выглядит и графика – и вот это уже не смешно. Мы полигоны не считаем, но плотность визуальных событий на каждый кадр Call of Duty с каждой частью увеличивается в геометрической прогрессии, и в Black Ops 2 на экране происходит мыльное, перегруженное месиво из моделей, спецэффектов и текстур. Режиссура и «ба-бах» уже не спасают. Но самое плохое, что осталось в Call of Duty по-старому – это сама стрельба. Невыразительная и суматошная. Стрелять в Call of Duty ужасно надоело. А если этот процесс уже не приносит удовлетворения в игре жанра, который называется «shooter», то это очень грустно.
Black Ops 2 – это все тот же Call of Duty, устаревший, но страшно популярный развлекательный продукт. Он умеет успешно развлекать, но делает это одним и тем же способом уже много лет подряд. И люди покупают, в том числе из-за одиночной капании. Аномалия и пинок по яйцам всем, кто выходит в Интернет с виртуальными плакатами «игры – это искусство». Сокрушаться не то чтобы нужно: в музыкальной индустрии на вершинах чартов всегда свои Ники Минаж, а в бокс-офисах лидируют картины про говорящих зверей и беременного Дюжева. В любом случае, как я уже написал в самом начале, Call of Duty будут покупать несмотря на то, что здесь написано. Но – только до определенного момента. Просто Black Ops 2 – это не тот момент, еще рано.
Игорь Белкин – о сетевой игре:
После такого жесткого разбора игры довольно странно писать про нее что-то доброе, хорошее и светлое, но я все-таки попытаюсь. При всех своих минусах и косяках, сингл Call of Duty по-прежнему на голову выше всех основных конкурентов в жанре; не будь в названии игры заветных трех букв, ей можно было бы смело ставить на балл-другой выше, но Call of Duty уже который год прозябает в заложниках собственного успеха. От нее ждут, давайте честно скажем, революций, умопомрачительных новшеств и всего того, что позволило Call of Duty 4: Modern Warfare в 2007 году поднять серию на недосягаемый ни для кого уровень. Но ничего этого нет, и пока большинству все нравится, чинить велосипед никто не будет.
Теперь немного об игре: про сингл уже сказано довольно много, и в этом году он далеко не самое интересное, что в игре есть. Для Black Ops 2 была довольно сурово переработана онлайновая составляющая. Речь идет не только о новых перках и куче других мелочей - вариантов игры стало некомфортно много. Сами матчи разделены, условно говоря, на три типа. Стандартные матчи для зарабатывания опыта со случайными противниками, матчи частные, где можно устанавливать любые правила, но нельзя “прокачиваться” и - впервые - “ранговые” матчи, где кибер-атлеты и любители самоутверждаться в онлайне могут бороться за места в рейтинге и прочие знаки сетевого отличия. Пока, судя по счетчикам количества игроков, стрелков-турникменов в сообществе CoD не очень много.
Мультиплеер предсказуемо оказался по ощущениям еще одной модернизированной “колдой” с кучей мелких и не очень изменений. Появилось несколько новых режимов, часть из которых вернулась к нам из 2010 года (это режимы “каждый сам за себя” вроде Sticks and Stones, и так далее) и оригинальной Black Ops, но самыми популярными остаются Командный бой и Domination. В принципе, карты наиболее приспособлены именно для этих режимов: небольшие, уютные, хватает и простреливаемых открытых пространств, и укромных уголков. Наиболее заметные изменения коснулись настройки персонажей, про что вы все уже везде могли прочитать: теперь у персонажа есть 10 единиц “веса”, которые можно заполнить чем угодно: лишним перком, прицелом для ствола и так далее. Новые перки и система распределения оборудования привычного баланса не меняют, но добавляют игре, простите, свежести.
Главное, что откровенно расстраивает в онлайне Black Ops 2 - это интерфейс главного меню, который стал чудовищно неудобным и перегруженным кучей совершенно ненужных пунктов, надписей и опций. В остальном, все как обычно: тем, кому Call of Duty близок и не надоел, все должно очень понравиться. Всем остальным можно написать гадость про игру в интернете. Интернет он такой, все стерпит.
8.0 (Хорошо) Рецензируемая версия: PS3, Xbox 360, PC