Рецензия на Warface
С первого взгляда Warface именно таков, каким мы привыкли представлять в своих пессимистичных умозаключениях классический условно-бесплатный проект: слишком суетливый, слишком беглый, слишком необязательный. Эта несерьезность буквально во всем: от небрежной спрайтовой листвы при движке CryEngine 3 до спотыкающихся и застревающих на ровном месте солдат, от исчезающего звука до лагов и вылетов на рабочий стол.
От, в конце концов, абсолютно нелогичного и неочевидного деления бойцов на два враждующих клана (чем один отличается от другого? правильно - цветом камуфляжа) до самой механики: любителям Battlefield 3 в этом сетевом шутере делать нечего, иногда от происходящего на экране хочется буквально взяться за голову.
Дело в том, что в Crytek восприняли слово «сессионный» слишком буквально. Местный раунд длится около минуты – за это время улюлюкающие подростки успевают настрелять десятки фрагов, переругаться в игровом чате и несколько раз сменить класс бойца. За счет чего достигается такой бешеный темп? Все очень просто: тесные, крохотные даже по меркам Call of Duty карты, монструозное оружие (с одной обоймы пистолета можно вынести полдюжины врагов) и совершенно чудовищный баланс. Недаром один из режимов – классический дефматч – в Warface зовется «Мясорубка»: хорошо, если за время жизни солдат успевает перезарядить винтовку… мясорубка и есть. Чтобы протянуть подольше, приходится зайцем носиться по нехитрым здешним лабиринтам, стелиться в подкатах и смотреть во все стороны одновременно, потому что главный принцип этой высокотехнологичной условно-бесплатной забавы – «первым заметил – первым убил».
Глубина прокачки и уровень мастерства тут роли не играют: часто поединки скатываются в глупый навал или фестиваль летающих гранат (размеры карт позволяют), особенно если силы команд неравны. А неравны они бывают часто – благодаря еще одной странной особенности Warface: оригинальному лобби. Разумеется, игра еще находится в стадии открытого бета-тестирования, однако уже сейчас работающая через раз ротация карт, необходимость проводить в хабе непростительно долгое количество времени и невозможность посетить игровой магазин в любой момент времени здорово портят общее впечатление от игры. О магазине отдельная песня: пока что создается ощущение, что есть несколько убер-пушек (невероятный «дезерт-игл», например), покупаемых за деньги или арендуемых посредством специальной валюты в виде золотых «корон», и все остальные – которые можно купить за выдаваемые по итогам каждого раунда «варбаксы». Эти «остальные» друг от друга не отличаются ничем, кроме разве что постепенного износа образцов подороже: впрочем, при желании можно сколь угодно долго бегать с автоматом, который выдается в начале игры, с ним никогда ничего не случится. Получаемые по ходу прокачки навесы тоже особой погоды не делают, разве что пламегаситель для винтовки и двукратный оптический прицел слегка повышают ваши шансы на выживание.
Разница в классах – еще одно больное место Warface. Безумный ритм происходящего делает в большинстве режимов бесполезными снайперов и медиков: первые обычно не успевают даже выбрать удобную позицию, а вторые с их медленными дробовиками ложатся штабелями в первой же перестрелке. Разумеется, это не касается режимов, предполагающих определенную тактическую работу: захват чемоданчика с документами, оккупация контрольных пунктов или уничтожение опорных точек – но и Warface тут совсем другая, немного более размеренная и вальяжная. И все же даже здесь нужно иметь огромное терпение и самообладание, чтобы не переключиться на универсальных штурмовика или инженера (первый раздает патроны, второй латает бронежилеты). Работа снайпера в Warface сложна и зачастую неэффективна: система бонусов и поощрений заставляет сломя голову бежать на передовую – двоих сразу! Троих сразу! В подкате! В голову! Прятаться в зарослях, и ползать за раненым товарищем в таких условиях не то что бессмысленно – попросту скучно, потому что все самое интересное происходит где-то в другом месте, и происходит быстро. Неудивительно, что в игре предусмотрена смена классов «на лету» - зачастую приходится на несколько секунд переодеться в снайпера, чтобы потом вновь вернуться в шкуру берсерка-штурмовика. Правда, временное пенальти в этом случае несколько раздражает: ждать десять секунд? Да за это время все может поменяться десять раз!
Однако у Warface есть одно свойство, которое перевешивает все недочеты и ляпы: сюда хочется возвращаться. Возможно, всему виной короткие сессии – в конце концов, мы все играем ради победы, а тут можно добыть десяток за полчаса. Может, мы соскучились по такой динамике – такой чистый фан, не отягощенный никакими псевдо-наворотами в духе той же CoD, не снился и ветеранам Counter-прости-господи-Strike. Может, главную роль играет чувство равенства: здесь нельзя отрастить толстую броню и отсиживаться потом в теплом месте, лениво собирая вражеские скальпы – за самонадеянность тут же будешь наказан каким-нибудь «квадратом», как тут называют новичков. Даже покупаемые за реальные деньги стволы не сделают тебя царем горы: не тот темп, не те условия. Причем увлекают как чисто сетевые, так и кооперативные сценарии (в которых, кстати, классовые различия как раз и используются по полной программе, зачастую еще в лобби приходится договариваться, сколько игроков и какой именно специальности нужно в эту конкретную боевую вылазку) – и стоит учитывать, что карты и сценарии разработчики обещают обновлять чуть ли не ежедневно. Ну и главный аргумент: бесплатный проект такого уровня сегодня на рынке вы не найдете.
По своей нетребовательности к денежным вливаниям Warface обходит и World of Tanks, и Battlefield Play4Free и, кажется, почти все остальные сессионные проекты на рынке. А сравнивать техническую сторону даже не стоит и пытаться, игра уже сейчас выглядит как пусть и не самый красивый, но все же продукт AAA-класса. За такое достойное поведение ей можно простить и дурацкую систему подсадок (исключительно в специально отведенных для этого местах), и большое количество ненужных режимов игры, и раздражающую загрузку уровня (когда приходится ждать, пока к играющим не подцепится последний из присоединившихся). Если же разработчики выполнят хотя бы половину из того, о чем говорили за последний год - техника, боевые роботы, беспрецедентный уровень поддержки и работы с коммьюнити – тогда и вовсе можно будет говорить о сбывшихся мечтах: да, это будут те же десять минут… но ни об одной из них не придется жалеть. В конце концов, для тех, кто рассчитывает на большее, всегда есть Battlefield 3.
8.0 Текст: Сергей Думаков Рецензируемая версия: ОБТ