Рецензия на Brutal Legend
Название Brutal Legend неслучайно пишется с декоративным умляутом — это самый подробный, смешной и необычный трибьют метал-культуре, сделанный в форме видеоигры. Виновник безобразия — Тим Шейфер, автор культовых квестов LucasArts и очень хорошей, но провалившейся в продажах игры Psychonauts. У Brütal Legend судьба оказалась еще сложнее: разработку финансировала Activision, но после объединения с Blizzard компания решила исключить проект из своей линейки. Сотрудники Double Fine, студии Шейфера, узнали об этом из новостей ]()[и тут же начали поиски нового издателя. Нашелся он довольно быстро: игру приютила Electronic Arts, а Activision тут же соорудила несколько судебных исков в пользу EA и Double Fine. Все эти судебные тяжбы, как признался потом Шейфер, сильно подпортили маркетинговую кампанию проекта. Тем не менее Brütal Legend однозначно удалась — и спустя четыре года после консольного релиза (Xbox 360 и PlayStation 3) неожиданно вышла на персональных компьютерах.
Оценки игры в прессе 2009 года разнились от «вообще отлично» до «очень хорошо, но не дотягивает по геймплею». Основная проблема игры заключалась в ее мультижанровости: action-adventure в стиле «Зельды» здесь перерастает в стратегию от третьего лица (!), не забывая при этом быть слэшером, гоночной игрой и даже примитивным музыкальным симулятором, но все эти элементы не слишком хорошо пришиты друг к другу. Ничего не поняли? Сейчас объясним.
Эдди перемещается по огромному открытому миру — и этот мир великолепен. Вселенная Brütal Legend переживает апокалипсис, который никогда не заканчивается: с неба падают метеориты, освещая бескрайние пустоши, над которыми возвышаются гигантские металлические конструкции из черепов и клыков. Адский пейзаж плавно перетекает в луга с зеленой травой, но даже елки здесь — с металлическими наконечниками, а в лесах пасутся кровожадные козы и дикобразы-убийцы. Населяющие мир Brütal Legend металлисты порабощены демоном Девикулосом и подконтрольными ему глэм-рокерами; силы сопротивления состоят из белокурого принца, его сестры и подружки-рокерши. Повстанцы беспомощны: Принц умеет красиво говорить и многозначительно смотреть вдаль, сестра-блондинка со страшной силой ревнует к подружке-брюнетке, а все сопротивление сводится к посиделкам у костра и разговорами о том, что раньше музыка была настоящей.
«У тебя никогда не было чувства, будто ты родился не в то время? Как будто ты должен был родиться раньше, в те времена, когда металл был… настоящим?» — «Как в семидесятых?» — «Нет, еще раньше. Как в… ранних семидесятых».
— Джек Блэк в роли Эдди Риггса
К счастью, Риггс — талантливый организатор и с радостью вызывается помочь своим новым друзьям. К тому же его гитара в этом мире обретает способность жалить врагов молниями, под руку быстро попадается огромная секира, и выясняется, что в основе боевой механики игры лежит почти слэшер: два типа ударов, прыжок, блок и комбо, некоторые из которых придется докупать отдельно.
Собрав из подручных средств внушительного вида «рок-мобиль», Риггс отправляется спасать группу порабощенных подростков, которые трудятся на демонического императора в шахтах, в прямом смысле разбивая головами камни — игра язвительно поясняет, что кроме как трясти башкой они ничего не умеют. Каждая сюжетная миссия отмечена на глобальной карте и начинается со скриптового ролика. На этом параллели с традиционными «песочницами» заканчиваются: освободив первую группу хедбэнгеров с помощью чудотворного гитарного соло (мини-игра на манер Guitar Hero), Риггс берет их под свое командование, а игра постепенно знакомит нас со стратегическим элементом. Освобожденным бойцам можно приказать следовать за Риггсом, удерживать позицию и атаковать противника. Во время первой серьезной битвы добра и зла у каждой стороны появится по базе, производящей юнитов, а сам Риггс будет летать по полю на кожаных крыльях. RTS-элемент Brütal Legend напоминает игру Sacrifice (2000), правда, попроще и с не самым сообразительным ИИ.
То же самое можно сказать и об остальных составляющих механики Brütal Legend: они неплохо работают по отдельности, но каждой из них не хватает нужной степени глубины, чтобы по-настоящему увлечь. Авторы это, кажется, прекрасно понимают, постоянно перетасовывая карты и развлекая нас уморительными диалогами, персонажами и даже локациями. Уже на втором часу игры Риггс найдет вход в пещеру Стража Металла, где обнаружит самого настоящего Оззи Озборна, который с ходу предложит сделать несколько апгрейдов для «рок-мобиля» и — самое главное — установит туда радиоприемник.
«Каждый раз, когда ты возвращаешься, я вижу новую е***ую царапину на этой божественной машине!»
— Оззи Озборн в роли Стража МеталлаВ саундтрек Brütal Legend входят больше сотни композиций, подборка стилистически безупречная: от Scorpions и Black Sabbath до Manowar и In Flames. Помимо Оззи Озборна, в озвучке задействованы Лемми Килмистер (вокалист и басист Motorhead), Роб Хэлфорд (Judas Priest), а злого императора Довикулуса играет Тим Карри. Но главная звезда шоу — конечно же, Джек Блэк. По рассказам Шейфера, он заново придумал половину своих реплик в процессе озвучки, а также сильно повлиял на то, как игра будет выглядеть и работать. Brütal Legend удается очень здорово высмеивать все связанные с тяжелой музыкой штампы, и вместе с тем после выключения игры все равно хочется включитьGuitar Hero, вывернуть колонки на полную громкость и запилить что-нибудь из местного саундтрека на сложности Expert.
P.S. Что до PC-версии, то это случай из разряда «лучше поздно, чем никогда». Игру оптимизировали под мышь и клавиатуру (хотя играть по-прежнему удобнее на геймпаде), текстурам подтянули разрешение, но идеальным порт назвать нельзя — на некоторых системах могут быть проблемы с производительностью. Не слишком серьезные, но от консольной игры 2009 года ожидаешь стабильных 60 кадров в секунду. Но довольно о мирском: самое главное, что теперь игра доступна куда более широкой аудитории. Даже если вы не любите металл, BrütalLegend даст возможность вдоволь над ним посмеяться.
Текст: Кирилл Перевозчиков