Рецензия на Black Mesa

Вагончик катит по пещерной лаборатории и везет не только Гордона Фримена в сердце комплекса Black Mesa, но заодно нас в - 1998-й. За окном осень. Студия Valve Software ставит игровой бизнес на уши.

В этом году про Half-Life написали маленькую библиотеку умных и длинных текстов. Одни отметили: “Удивительно, оказывается, можно делать напарников, которые не бесят игрока”. Другие попробовали объяснить, как игра смогла впечатать в массовое сознание героя, у которого в сценарии было ровно ноль слов. Многие, очень многие, восхищались нарративом. По меркам 98-го студия Гейба Ньюэлла и правда сделала невозможное – она придумала свой формат. Пока остальные собирали цифродрамы из кат-сцен, объемных стен текста и говорящих голов, Valve позволила истории раскручиваться бок о бок с действиями игрока. В Half-Life сюжет не ставил игру на паузу, так что каждый мог сам подобрать собственный ритм рассказа.

Все это сработало, как магия Копперфильда: пара фраз, странные пассы и ППУФФ! – ваши представления о границах возможного разлетаются по сторонам. Сложно уложить в голове, что с тех пор прошло 14 лет. Я запускаю подробный ремейк старого Half-Life, мод Black Mesa, и каждому ученому в комплексе хочется щелкнуть по носу. “Я же тебя вот таким помню”. Вместе с этим понятно, что мод будут ставить не только опытные джентльмены, но, заодно, новое поколение игроков. Что они тут увидят? Думаю, разделятся два лагеря. В один соберутся те, кто помнят и любят игру от Valve. Картинка покажется им феноменальной – она и правда такая. Комплекс Black Mesa невероятно похорошел. Моддеры прошлись по лабораториям и расставили, развесили, расклеили сотни внимательных мелочей. В коридорах плакаты, на столах - компьютеры и научный бардак. Радиоактивные отходы теперь светятся, дым клубится.

Вторая группа игроков посмотрит в сторону первой, как на одержимых. Со всем фанатизмом авторов, Black Mesa все равно кажется игрой из 2006 года. Легко заметить, что мод торчал в разработке аж 8 лет (дольше, чем сам Half-Life) и, совсем как в старые времена, состоит преимущественно из коробок. Глазам не за что зацепиться – вокруг ящики, пеналы коридоров, сундуки дворов. Black Mesa выглядит лабораторией геометрического однообразия.
Получилась игра, которая застряла между прошлым и настоящим. Фанаты оригинала скажут, что в Black Mesa идеально переработали персонажей. Раньше ученые и охрана были болванами, полукомичными манекенами, которые отличались один от другого парой забавных фраз. Сейчас персонал комплекса оброс личностями и часто шутит над Гордоном. Некоторых и правда не хочется за собой оставлять.

Те, кто не видел Half-Life, ответят, что похожее было и будет в тысяче других игр. Симпатично. Ничего особенного.
Первым понравятся изменения в геймдизайне. Решения паззлов чуть изменились, появилась “физика”. Оружие теперь лежит в других местах – например, та самая монтировка дальше, чем раньше. Первые десять минут приходится отбиваться от зомби воплями и файерами, собирая их по углам.
Вторых это не поразит. В Black Mesa осталось слишком много решений оригинала и как раз эта часть устарела сильнее всего. Сейчас никто не делает абстрактных загадок – “Поверти два случайных рычага и откроется дверь”. Мы давно перестали делать игры из длинных полупустых коридоров.

Первых может задеть только то, что моддеры пропустили пару крохотных мелочей. Вот, например, в оригинальном Half-Life цвет атаки акустических псов менялся с размером стаи. По оттенку можно было определить, сколько собак бегает рядом. Теперь этого нет. У вторых список недочетов выйдет, конечно, больше.
Даже у меня этот мод запускает в голове пинг-понг. “Я-ностальгическое” в очередной раз с радостью сломает микроволновку. “Я”, привыкшее к роскоши эпохи пост-Modern-Warfare, будет скучать.
Мод-парадокс. Им хочется восхищаться, но немножко издалека. Black Mesa легко сравнить с раскрашенным старым кино. Как будто кто-то прошелся кисточками по классическому Кинг-Конгу. Теперь дома взрываются в 24-х битном цвете, ожили герои, небо налилось синевой. Но несмотря на весь труд реставраторов, магия перестала работать. Зритель видит, что обезьяна сделана из резины. Точно так же в Black Mesa легко заметить, что сюжет постоянно пытается спрятать игрока под землей. Старые компьютеры плохо справлялись с открытым пространством.

Зато можно бесконечно долго удивляться тому, сколько времени и внимания сюда вложили. Из Black Mesa получилось любовное послание к Half-Life. Можно включить и вспомнить, как это было.
1998-й. За окном осень. Жужжит монорельс. Студия Valve Software ставит игровой бизнес на уши.
7.5 Текст: Дмитрий Веселов
От редакции: Black Mesa можно бесплатно скачать с официального сайта игры. Копия Half-Life 2 для работы мода не требуется - достаточно бесплатного Source Sdk Base 2007, который мод установит автоматически.
