26 марта 2013Игры
Обновлено 26.04.2016

Рецензия на BioShock Infinite

Она поражает воображение. Поражает не бюджетом разработки, превысившим 100 миллионов долларов — хотя заметно, на что потрачены эти деньги. Не суперпродвинутыми технологиями, ставящими на колени мощнейшие видеокарты — хотя картинка выглядит превосходно. Не заковыристой смесью жанров, заставляющей чесать в затылке даже самых искушенных игроков — хотя свои геймплейные диковины тут имеются...
Она поражает воображение. Поражает не бюджетом разработки, превысившим 100 миллионов долларов — хотя заметно, на что потрачены эти деньги. Не суперпродвинутыми технологиями, ставящими на колени мощнейшие видеокарты — хотя картинка выглядит превосходно. Не заковыристой смесью жанров, заставляющей чесать в затылке даже самых искушенных игроков — хотя свои геймплейные диковины тут имеются...

BioShock Infinite поражает воображение старым, дедовским способом — за счет богатого воображения его авторов, которым удалось создать по-настоящему захватывающую историю, наполненную яркими образами, запоминающимися персонажами и резкими сюжетными поворотами. Идея города в небесах выглядит еще менее правдоподобной, чем идея города на океанском дне, но в этот заоблачный «диснейленд» веришь практически сразу и безоговорочно. Совокупность мелких, тщательно продуманных деталей, изящная экспозиция и в особенности то, как быстро этот диснейленд превращается в гитлерюгенд — конечно, в антиутопию куда проще поверить, чем в утопию.

В антиутопию куда проще поверить, чем в утопию

В антиутопию куда проще поверить, чем в утопию

Вряд ли надо пересказывать сюжетную завязку — все уже в курсе, что в 1912 году экс-пинкертоновец Букер ДеВитт отправляется в летучий город Колумбия за «магической» девицей Элизабет, чтобы сдать ее своим таинственным заказчикам в обмен на погашение игорного долга. Что в меньшей степени понятно из превью и геймплейных роликов, так это какое густое безумие пронизывает «райские кущи» Колумбии. В отличие от экзотического помешательства сплайсеров в первом BioShock, здешнее сумасшествие куда прозаичнее и реалистичнее — оно широко представлено в истории XX века. Гротескная сатира на ку-клукс-клановский оголтелый расизм, циничную коммунистическую демагогию, заигрывания нацистов с мистицизмом — все это лишь на градус-другой абсурднее того, что существовало в реальности. Проверенная веками фабула — спасение принцессы от дракона — обернута в жесткую комедию нравов. Впрочем, вместо «комедия» уместнее сказать «хоррор».

Итак, перед нами еще одна блестяще стилизованная антиутопия, настоящий сиквел первого BioShock. Я говорю «настоящий», потому что BioShock 2 был хоть и неплохим, но вторичным подражанием от сторонней студии, лишенным главного — авторского видения Кена Левина. Именно он так мастерски играет на контрастах роскоши и нищеты, приторной пропаганды и отвратительной реальности, именно он выписывает этих превосходных персонажей, снабжает их такими прочувствованными репликами, именно его геймдизайнерский перфекционизм обеспечивает такую выверенность интонаций, красок и форм. Левин — чертовски хороший сценарист и отличный креативный директор. Перед нами редкое явление: авторская игра ААА-класса.

Геймплейно новый BioShock не сильно отличается от старых, и если вы играли в предыдущие части, то довольно быстро сможете насвистывать мотивы новой симфонии разрушения. Приличный набор винтажных пушек, которые прекрасно детализированы и сочно бабахают. Небольшой «магический» арсенал позволяет весьма зрелищно оглушать противников, очаровывать их или тупо поджигать; помимо прямого применения есть вариант создания ловушки. «Волшебная» одежда — местный аналог тоников — дает разные пассивные бонусы вроде короткой неуязвимости при пополнении здоровья или, скажем, шанса поджечь врага рукопашной атакой.

Гротескная сатира на ку-клукс-клановский оголтелый расизм, циничную коммунистическую демагогию, заигрывания нацистов с мистицизмом — все это лишь на градус-другой абсурднее того, что существовало в реальности

Реальных новшевств всего пара. Элизабет помогает в бою — может в критический момент подбросить аптечку, патроны или бутылку с маной, а в особо отведенных местах по просьбе Букера вытаскивает из параллельной реальности дружественную турель, ящик с оружием и тому подобные полезности. Вне боя она иногда подкидывает денег или обращает внимание на валяющиеся отмычки (с помощью которых она же отпирает бонусные зоны). Она идеальный партнер — нянькаться с ней совершенно не нужно, и за всю игру она у меня только пару раз застряла в рельсах (лечится переходом в другую локацию).

Второе новшество — собственно вот эти рельсы и езда на них. Эти лихие катания вы уже наверняка видели в роликах, описывать не буду. Сам процесс и впрямь довольно веселый; любители работать на средних и коротких дистанциях могут надеть специальную обувь, оглушающую противников при приземлении, и окучивать их «в стиле ВДВ» — выглядит зрелищно. Для снайперов фича, понятно, малополезная. «Небесный крюк», которым Букер цепляется к рельсу, служит также рукопашным оружием, которым к тому же можно красиво добить покоцанного врага — свернуть ему шею или вовсе отпилить голову, например.

Рецензия на BioShock Infinite - фото 2

Как и их подводные коллеги, противники здесь любят поговорить и не чураются ближнего боя; некоторые вооружены «плазмидами» (которые здесь называются vigors). Внешний облик всех этих чокнутых патриотов и религиозных фанатиков так богат деталями, что даже порой жалко их убивать, хочется рассмотреть поподробнее. С ними же, кстати, связан единственный, пожалуй, серьезный упрек игре: уровень сложности “Hard”, обещавший бросить вызов моим шутерным навыкам, справился с этой задачей на троечку. Большую часть времени я чувствовал себя каким-то перекачанным персонажем Diablo 3, который ваншотит всех, кроме элиты.

Большинству противников хватает одного-двух попаданий в голову, а их тактическое тугоумие практически никак не препятствует неторопливому отстрелу. Они бестолково мечутся туда-сюда и никаких слаженных действий по выкуриванию игрока из удобной огневой позиции не предпринимают. Преследуют вяло, из укрытий стреляют редко. ИИ попросту не знает, как себя вести в такой сложной обстановке — дизайнеры уровней, похоже, больше руководствовались идеей «сделать красиво и правдоподобно», нежели «сделать арену для интересных перестрелок», а жестко заскриптовать побоище «халфлайфовским методом» разработчики не решились.

Реальной звездой BioShock Infinite является все-таки не шутерная механика, а сеттинг и персонажи.

Порой напряженные ситуации все же возникают — в основном благодаря тяжеловооруженным «Пожарным», «Моторизированным патриотам» и им подобным крепышам, — но таких ситуаций куда меньше, чем хотелось бы. По завершении игры (или сразу с помощью Konami-кода; “Esc, Enter” вместо “B, A” на клавиатуре) можно поиграть в хардкорном «режиме 1999», но он лишь усиливает пенальти за смерть и принуждает к более жесткой специализации героя, а на сообразительность ИИ не влияет.

Однако это все так, «поворчать для приличия». Геймплей уж всяко не хуже предыдущих частей, и значительной части жанровой конкуренции даст фору, несмотря на старомодное отсутствие системы укрытий и восстанавливающегося здоровья (появился, правда, восстанавливающийся магнитный щит). Другой вопрос, что реальной звездой BioShock Infinite является все-таки не шутерная механика, а сеттинг и персонажи.

Отношения Букера и Элизабет развиваются ненавязчиво, по большей части в «фоновом» режиме. Но при этом они куда сложнее, чем, скажем, похожее по форме партнерство Принца Персии и Элики, равно как и сами персонажи менее однозначны. Элизабет проработана просто великолепно — особенно здорово замечать всякие детали вроде того, как язык тела отражает ее эмоциональное состояние или как ее одежда пачкается и рвется по ходу игры. Даже эпизодические персонажи, которые встречаются только в аудиозаписях, выписаны и сыграны так здорово, что ты сам додумываешь какую-то предысторию для них, рисуешь в сознании какой-то выпуклый образ, хотя в реальности ничего этого и нет.

В каждой локации залипаешь на несколько минут — не только потому, что есть шанс найти какие-нибудь ценные ресурсы, но и потому, что это такое продуманное пространство, полное бытовых деталей. Они рассказывают о жизни города не хуже радиопропаганды и многочисленных агитплакатов, без которых тут не обходится ни один пустырь. Когда Букеру и Элизабет удается в очередной раз ускользнуть от преследования, взору игрока предстают красноречивые сцены из жизни простых граждан, порой довольно жуткие. «Кладбищенских» аттракционов тут вообще немало, и по ходу повествования встречается несколько поистине жутких хоррор-моментов.

Я не знаю, как печатать буквы про BioShock Infinite и есть ли в этом какой-то смысл. Оценивать произведения Кена Левина — это как хлестать плетьми океан. Поставлю я ему 7 баллов — и что изменится? Спустя годы эту оценку выбьют на моей могиле, а творения Левина останутся в веках. Кен Левин и команда — это в каком-то смысле уже символ или даже сигнал для понимающих: «вам сюда!». Есть у меня один приятель, который коллекционирует все произведения выходцев из Looking Glass. Да, той самой компании, подарившей миру серии System Shock и Thief. Позже они разбрелись по свету, но свое тайное знание они вкладывали в каждый новый проект. Так мы увидели Deus Ex, BioShock, Dishonored. Согласитесь, есть что-то в этом иррациональное, необъяснимое, но, похоже, Кен Левин и его товарищи из Looking Glass действительно научились чему-то такому, что до сих пор не под силу многим разработчикам. Но вернемся к сегодняшнему триумфатору. Как бы я этого ни хотел, BioShock Infinite нельзя рекомендовать всем и каждому. Для этого есть ряд причин и ограничений. Порог входа высоковат: нет полной локализации, желательно знание американской истории, требуются познания в христианской религии, терпение, пытливость, умение играть в шутер, в конце концов. Да, эта игра (вся серия!) требует к себе определенного подхода и некоторых усилий. В BioShock нельзя играть наскоком или между делом. Игра требует обстоятельного подхода, полного погружения и выключенного мобильного телефона. Но проделав все это и отправившись в Колумбию, вы не разочаруетесь и вернетесь оттуда чуточку другим. Я обещаю вам это. И перестаньте уже читать эту статью. Просто идите и установите BioShock Infinite. — Виктор Зуев

Как произведение искусства BioShock Infinite удовлетворяет самую старую и самую главную потребность человека — чтобы ему рассказали интересную историю. С этой задачей игра справляется блестяще. Отрываться от нее не хочется, хочется узнать, что будет дальше (а дальше открывается много неожиданного). Irrational Games вновь блестяще продемонстрировали, что в рамках традиционных игровых жанров тоже возможно рассказать интересную, взрослую историю, не погружая геймплей в пучину QTE-киноподобности, что бы там ни говорил Дэвид Кейдж. Не просто «классный сиквел» — настоящее Событие в мире видеоигр.

Текст: Ян Масарский

Купить игру на Epic.Kanobu.ru

Комментарии 335
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Greyson101
Greyson101
Последний минус это бред