Рецензия на Battlefield 3: End Game

Back to Karkand целиком состояло из ремейков карт из Battlefield 2 – эдакий мешок ностальгии. Battlefield 3: Close Quarters ориентировалось на аудиторию Call of Duty и предлагало тесные по меркам серии локации, динамичные пехотные сражения и режим Gun Master. В Battlefield 3: Armored Kill серия вернулась к истокам: тут самые большие в истории Battlefield уровни, упор на использование транспорта (были добавлены пять новых наземных видов техники и самолет), новый игровой режим, посвященный танковым сражениям. Aftermath снова обращалось к широкой аудитории: карты здесь сравнительно небольшие, добавлен более аркадный режим Scavenger, где все начинают с пистолетом и гранатой, а более мощное оружие приходится подбирать. Наконец, появился столь модный нынче арбалет (читай: лук) с различными типами стрел.
Battlefield 3: End Game как и следовало ожидать, пытается выдавить слезу ностальгии у старых фанатов, но делает это как-то неуверенно: главные козыри-то уже в игре. Поэтому DICE вытаскивает с запыленных полок Battlefield 1942 и Battlefield 2: Modern Combat немодный нынче режим «Захват флага» и добавляет в игру байки, мало чем отличающиеся от квадроциклов, которые мы видели в BF2: Special Forces, Battlefield: Bad Company 2 и Battlefield 3: Armored Kill. C другой стороны, байки – единственное, что позволяет сделать этот режим игры динамичным и непредсказуемым. Это не Quake 3 или Unreal Tournament, где можно дерзко ворваться на базу противника, дернуть флаг и улететь рокет-джампом. Но мотоциклы позволяют провернуть нечто похожее: на картах даже есть специальные трамплины, позволяющие уйти от противника, перепрыгнув овраг или реку. Если, конечно, раньше не подорветесь на мине около флага.
End Game, как и следовало ожидать, пытается выдавить слезу ностальгии у старых фанатов, но делает это как-то неуверенно.
Есть у байков и одна совсем нереалистичная особенность – уничтожить их можно лишь прямым попаданием, поэтому они уязвимы для самонаводящихся ракет, но вполне способны улизнуть от танка. Или совсем наоборот: многие любят прилепить два заряда С4 к мотоциклу, направить его во вражеский танк и в последний момент спрыгнуть. Причем снаряд, попавший не прямо в байк, а рядом с ним в землю, не вызывает детонацию взрывчатки. Именно тот случай, когда геймплей важнее реализма, а танкистам приходится еще активнее крутить башней.
Второй новый режим – Air Superiority – пришел из Battlefield 1943 и ориентирован на совсем узкую аудиторию асов BF3. Если вкратце, это Conquest на самолетах, где со стороны каждой команды принимают участие до 12 пилотов (отдельные серверы РС-версии поддерживают по 18 игроков с каждой стороны, но там творится полный хаос). Сражения идут за три цеппелина, висящие в разных концах карты, а большой радиус захвата позволяет отнимать у врага точки-дирижабли, даже просто пролетая мимо. Но главное в Air Superiority – бои на виражах (дог-файты), поэтому соваться сюда стоит в двух случаях: или у вас есть джойстик и вы крутой пилот, или вы страсть как хотите полетать (в отличие от других режимов, свободные самолеты есть всегда) и не против закончить бой с одним убийством на десять смертей.

В остальном же End Game предлагает стандартный джентльменский набор – задания, связанные с новыми режимами игры и типами техники («Хаммер» и «Водник» с орудиями ПВО), одно новое-старое оружие (пистолет «Кольт M1911» с фонариком и глушителем одновременно) и четыре новые карты: весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю. Они красиво выглядят, но напоминают обо всех Battlefield сразу и не могут похвастаться уникальными объектами – и трубопровод, и железнодорожное депо, и домики в лесу мы уже видели в Bad Company 2 и предыдущих DLC к Battlefield 3.
Ладно бы сеттинги, но и дизайн локаций не особо удался: они довольно плоские и представляют рай для снайперов, танкистов и летчиков. Всем остальным приходится носиться на мотоциклах и надеяться, что сетевой код будет на их стороне – в игре до сих пор случаются ситуации, когда персонаж успевает спрятаться от вражеских пуль за угол, но все равно погибает. В этом плане DICE не меняется: упорно игнорируя вполне обоснованные запросы сообщества (автобег с учетом размеров карт был бы очень кстати) и серьезные баги (скажем, проваливающиеся сквозь пол гранаты), шведы исправляют ошибки, встречающиеся раз в сто лет. Да и вообще, как в ААА-игре, вышедшей полтора года назад, до сих пор могут быть невидимые вертолеты и неуязвимые солдаты? Зато теперь на карте Operation Metro можно поставить сошки на прилавок: там и так было не пройти из-за избытка пулеметчиков, а отныне захватить точку «Б» будет еще сложнее…

В целом End Game красноречиво свидетельствует о том, что у DICE или кризис идей, или все самое вкусное они приберегли для Battlefield 4, анонс которой может состояться совсем скоро. Даже грузовой самолет, из которого можно десантироваться на БМП – всего лишь развитие концепции AC-130 из Armored Kill. Хотя последнее дополнение и разнообразит впечатления от игры, оно скорее вызывает желание вернуться к классическим режимам Battlefield, чем запускать «Capture the Flag» или «Air Superiority» снова и снова. Возможно, в этом и заключается его роль – показать, что даже оригинальная BF3 отнюдь не устарела.
Эту рецензию очень сложно завершить численной оценкой. На одной чаше весов лежит End Game, которое в целом получилось откровенно слабым. На другой – упорная, хоть и не идеальная, работа DICE в течение полутора лет со дня релиза. Пусть у игры до сих пор хватает технических проблем, нельзя не признать, что это самый зрелищный, продуманный и разнообразный шутер современности, способный удовлетворить запросы совершенно разных категорий игроков. И за это Battlefield 3 можно простить тонну мелких недочетов.
Текст: Денис Кублицкий

