Рецензия на Battlefield 3
Armored Kill - своеобразный противовес предыдущему дополнению Close Quarters, где, вопреки всем канонам и традициям серии, игрокам не давали пользоваться техникой, часто запирали их в четырех стенах, а вдумчивый и размеренный режим «захвата ключевых точек» турбировали до каких-то совсем уж комических скоростей. Armored Kill c его гигантскими картами выглядит, разумеется, совсем по-другому – если количество бойцов в раунде меньше тридцати двух с каждой стороны, заниматься поиском врага на заснеженных горных склонах можно очень долго. Но даже не в масштабах соль: в Armored Kill игрокам вернули ощущение объема, сняв практически все ограничения на использование бронемашин, вертолетов и прочих плюющихся огнем орудий убийства.
На практике это означает, что обе сражающиеся стороны постоянно имеют в своем распоряжении с полдюжины танков, такое же количество багги и вездеходов, несколько самоходных установок, пару комплексов ведения артиллерийского огня, разведывательные и ударные вертолеты, истребители и даже исполинских размеров самолет, летающий кругами и выжигающий под собой буквально все (его получает команда, захватившая определенную точку – то есть эта неуправляемая летающая махина по ходу раунда постоянно переходит из рук в руки). Те немногие, кому техники не досталось, бегают по пересеченной местности на своих двоих и последними словами клянут судьбу, уворачиваясь от пролетающих мимо снарядов и железных обломков, – спрятаться от войны в Armored Kill невероятно тяжело, потому что она и над тобой, и под тобой, и вокруг тебя.
Что странно, поскольку Armored Kill – это, в некотором смысле, шаг назад – в нем авторы игры идут вразрез с некоторыми ключевыми моментами философии Battlefield 3. Исчезли, например, нелюбимые многими «прозрачные стены», когда, несмотря на видимое отсутствие препятствий на пути к цели, продвигаться вперед можно было лишь по двум-трем узким «коридорам» («Сена», «Пик Дамаванды», «Метро»). Отказались разработчики и от практики размещения на карте «точек действия» - ярким примером такого дизайна является «Операция «Огненный шторм» из оригинальной Battlefield 3: карта огромная, а боевые действия фактически происходят на четырех небольших пятачках, остальное пространство абсолютно бесполезно. В Armored Kill все участки локаций равнозначны, и, как следствие, игроки перестали толпиться в одном месте и создавать непривычное для серии ощущение цирковой неразберихи.
Свежее дополнение, с другой стороны, - настоящий подарок игрокам старой школы. В нем легко угадываются черты Battlefield 2: во-первых, тут нужно думать, во-вторых – думать сообща. Эти качества в BF3 как-то незаметно девальвировались, поэтому прыжок в прошлое дается с некоторым трудом. Поначалу хочется (в соответствии со свежеприобретенной привычкой) схватить что-нибудь потяжелее и ринуться в гущу событий – однако довольно быстро выясняется, что «побыстрее» не получится, а «гущи событий» и вовсе нет. То есть можно, конечно, сесть на танкетку и врубить форсаж – однако ехать в любом случае придется долго, и, скорее всего, танкетка бесславно погибнет на полпути к первой же «контрольной точке». Все потому, что и направление атаки, и ее замысел в Armored Kill необходимо рассчитывать в точном соответствии с текущим положением дел на поле боя. Еще лучше, если вы отметите для себя, чем и где занимаются товарищи по оружию: когда артиллерия утюжит какую-то точку, имеет смысл под таким мощным прикрытием попытаться ее занять. Если же, напротив, на какой-то точке наблюдается скопление вражеских танков, а своих поблизости нет, лезть на рожон (пусть и под толстой броней «амтрака») не стоит. Идеальный вариант – вклиниться в колонну дружественной техники и, в зависимости от того, чем вы управляете, либо прикрывать напарников, либо обеспечивать продвижение вперед.
Способов для этого предостаточно – дополнение позволяет экипировать технику всевозможными видами вооружений и спецсредств, как старыми, так и новыми (из последних стоит отметить «бесконтактную защиту» для местных «катюш» - под этим казенным названием скрывается, представьте себе, удушающий газ). Тут вам и разнообразные ракеты, обычные, управляемые и тепловые; и всяческие сканеры с гасителями; и даже кассетные бомбы… причем на этом фоне дебютирующие в игре боевые машины не теряются, как можно было бы предположить. Их всего шесть, включая того самого летающего «Геракла», хотя фактически меньше – всего два вида (самолет с квадроциклом в расчет не берем), зенитки и «истребители танков», по одному на каждую воюющую сторону. Количество, как это обычно бывает, компенсируется качеством: уже сейчас, спустя несколько дней после релиза, стало ясно, что «истребители танков» играют в Armored Kill едва ли не главную роль. Эти быстрые, маневренные, способные в одиночку переломить ход сражения машины – именно то, чего так не хватало «большим» картам Battlefield 3: они задают динамичный тон всей игре и существенно скрадывают поистине эпические размеры местных локаций.
Единственный новый режим игры, «Tank Supremacy», является которой уже по счету итерацией «Захвата» - на этот раз точка одна и находится она в центре карты, на простреливаемом со всех сторон участке. Пехотинцам, понятное дело, к ней и близко не подойти, поэтому первую скрипку тут играет тяжелая броня. Большой привет «Танкам онлайн» - правда, на некоторых картах (например, заснеженном «Эльбрусе») все происходящее смотрится как-то бестолково, слишком сложный рельеф мешает пробраться к точке. А вот «Пустыня Бандар» для нового режима подходит идеально: все пространство карты как на ладони, затаиться между горных складок не получится при всем желании. Тут есть, где разгуляться и резвым «Спрутам», и могучей артиллерии, и всем родам авиации.
Не обошлось и без традиционно скучных «заданий», за выполнение которых игроки награждаются новой экипировкой или фирменными жетонами. Их разработчиками припасено ровно десять, пять из них (те, что с «жетонами») предназначены исключительно для тех, кто обладает статусом «Премиум» - то есть оформил соответствующую платную подписку. В этот раз «задания» еще и удручающе простые: починить двадцать единиц техники, убить десять врагов зенитным орудием… Понятное дело, что игрок выполнит все это и так, к тому же, скорее всего, в первом же раунде – зачем же устраивать откровенные профанации? Причем если в случае с Close Quarters наградой служили новые «стволы», то Armored Kill, по большому счету, заинтересовать игрока нечем: вся техника доступна сразу, набор оружия остался тем же.
Однако, как бы там ни было, Armored Kill – дико приятное дополнение. Если CQ скорее отпугнет игрока, незнакомого с серией, то AK, напротив, способно быстро и наглядно продемонстрировать все сильные стороны Battlefield - если вы по какой-то немыслимой причине все еще не знаете, что такое BF3, самое время исправить эту ошибку. Если же вы к этой категории не относитесь, то и так знаете, что делать, и в этот раз у нас нет ни одной веской причины вас отговаривать.
9.0 Текст: Сергей Думаков Рецензируемая версия: PC