Alone in the Dark (2024): Хоррор, безумие и дум-джаз
Судьба франшизы Alone in the Dark сложилась ироничным образом: будучи родоначальником жанра survival horror, серия неоднократно умирала, чтобы возрождаться вновь каждые несколько лет. За всё время серию Alone in the Dark перезапускали трижды — последняя попытка в виде Alone in the Dark (2024) является переосмыслением оригинальной Alone in the Dark 1992 года на современный лад.
Получилось ли у студии Pieces Interactive, известной по Magicka 2 и различным дополнениям для Titan Quest, достойно возродить серию? Давайте разбираться.
Краткая предыстория
Серия Alone in the Dark по праву является родоначальником жанра survival horror. При этом само название жанра в игровой индустрии появилось и закрепилось благодаря Resident Evil 1996 года, которая, в свою очередь, вдохновилась основными идеями. Однако если разработчики Resident Evil постепенно совершенствовали формулу и экспериментировали с жанром, то серия Alone in the Dark пошла не в том направлении: она стала более экшеновой и менее страшной, что не пришлось по душе тогдашним фанатам.
После релиза Alone in the Dark 3 в 1995 году серия затихла до выхода первого ребута в виде Alone in the Dark: The New Nightmare в 2001 году. Несмотря на более-менее тёплый приём, многие посчитали её слишком похожей на другие хорроры c фиксированной камерой и «танковым» управлением, что помешало игре выделиться на фоне конкурентов. К тому же, к 2001 году Capcom успела выпустить такие крепкие части Resident Evil, как Resident Evil 2, Resident Evil 3: Nemesis и Resident Evil Code — Veronica — с такими «мастодонтами» Alone in the Dark: The New Nightmare соревноваться не могла.
Далее серия Alone in the Dark впала в забвение до 2008 года, когда вышла Alone in the Dark. Это был второй по счёту ребут и, наверное, самый противоречивый во всей франшизе. На момент релиза в игре было много серьёзных багов, избыток самых разных и не всегда удобных игровых механик, полупустым полуоткрытым миром, неудовлетворительным финалом, спорными сюжетными решениями и т. д.
Однако, при всех недостатках, Alone in the Dark от 2008 года обладала уникальными чертами и механиками, которые с тех пор практически никто в жанре survival horror не повторил: инвентарь в рамках одной куртки главного героя, крафтинг предметов из различного мусора, возможность подобрать любой предмет с пола и драться им. Также в игре была очень выдающаяся даже по нынешним меркам физика огня и механика воспламенения предметов и жидкостей, управляемые автомобили, кинематографичные сцены в духе фильма-блокбастера и тот самый полуоткрытый мир — новшество для игры в жанре survival horror, который гораздо более качественно удалось реализовать лишь много лет спустя разработчикам The Evil Within 2. И, конечно же, невозможно говорить про Alone in the Dark от 2008 года, не упомянув саундтрек, который многие фанаты любят и ценят до сих пор.
Коротко резюмирая: Alone in the Dark (2008) не был плохой игрой, однако хоррор пал жертвой самих же разработчиков, которые хотели реализовать как можно больше интересных идей, но переборщили с их количеством и не смогли сделать их все качественно. Тем не менее, именно эту часть франшизы фанаты вспоминают чаще всего.
В 2008 году, однако, серия вновь впала в кому — на этот раз до 2015 года, когда вышла разнесённая в пух и прах критиками кооперативный шутер Alone in the Dark: Illumination. Игру ругали за графику, за геймплей, за уход от канонов Alone in the Dark и за надругательство над самой франшизой. Illumination забыли как страшный сон в год её релиза, поэтому кома продлилась до 2024 года — до релиза третьего ребута серии, получившего в очередной раз простое название, Alone in the Dark.
Для чего была нужна столь длинная предыстория? Причина простая: серия Alone in the Dark появилась в 1992 году и за прошедшие 30 с лишним лет претерпела большое количество изменений. Важно понимать: через что прошла серия, как она менялась в разные периоды игровой индустрии и что она из себя представляет сегодня с релизом последней части в 2024 году.
Добро пожаловать в Дерсето
Несмотря на современные тренды в хоррорах, нынешний Alone in the Dark не стал копировать тот же Resident Evil 4 Remake — разработчики из студии Pieces Interactive создали нарративный психологический хоррор, где большое внимание уделяется сюжету, персонажам и чтению многочисленных записок с периодическим решением пазлов и стрельбой по монстрам. За сценарий третьего ребута отвечал Микаэль Хедберг — сценарист хорроров Amnesia и SOMA, и в новой Alone in the Dark его почерк периодически прослеживается.
Как и в игре 1992 года, игрок сможет выбрать между двумя главными героями: детективом Эдвардом Карнби и Эмили Хартвуд, племянницы одного из ключевых персонажей хоррора. Однако на этот раз оба героя вместе на одной машине приезжают в поместье Дерсето, которое в ребуте превратили в лечебницу для людей с психическими расстройствами. Героев объединяет общая цель — найти Джереми, дядю Эмили Хартвуд, который до событий игры написал своей племяннице достаточно тревожное письмо.
Прибыв в место назначения, герои выяснят, что Джереми Хартвуд таинственным образом исчез, и персонал не может его найти на территории лечебницы. Однако это лишь верхушка айсберга: постояльцы и работники поместья также ведут себя достаточно странно и местами агрессивно, а прошлое Дерсето полно трагичных и жутких моментов, в котором замешаны культы и чёрная магия, а также массовые приступы безумия из-за таинственной гнили, которая периодически расползается по интерьерам поместья. Поэтому, несмотря на выбор из двух героев, общая задача для обоих персонажей одна — найти Джереми, раскрыть тайны Дерсето и разобраться в происходящем.
В отличие от оригинальной Alone in the Dark 1992 года в ребуте главных героев Alone in the Dark сыграли звёзды кино Джоди Комер («Убивая Еву», «Главный герой») и Дэвида Харбора («Очень странные дела», «Чёрная вдова»). Они озвучили своих персонажей, подарили им внешность и записали для них движения.
Без погружения в спойлеры можно смело сказать, что повествование и презентация в новом ребуте Alone in the Dark — одни из главных достоинств всей игры благодаря редкой для игр смеси психологического хоррора, нуара и дум-джаза, где все действия разворачиваются неторопливо и с постепенно нарастающим напряжением и градусом безумия. Чтобы понять общее настроение Alone in the Dark, достаточно включить любую композицию коллектива Bohren & der Club of Gore — дум-джаз в игре присутствует везде, создавая грустную мрачную атмосферу как в катсценах, так и во время геймплея.
Трещащая по швам реальность
Можно ли назвать новый Alone in the Dark страшной игрой? Страшной — вряд ли, но постоянное лёгкое напряжение будет присутствовать, так как никогда не знаешь, что она выкинет в следующую минуту.
Несмотря на то, что основным местом действия Alone in the Dark является поместье Дерсето, игрока будет регулярно «кидать» в разные необычные локации и временные периоды в самые неожиданные моменты — предугадать смену декораций во время первого прохождения практически невозможно. Происходящее на экране можно сравнить с The Evil Within, The Evil WIthin 2 и некоторыми частями Silent Hill, где также резко менялись декорации, что порой заставляло подпрыгивать от неожиданности и гадать — что произойдёт дальше.
Однако не следует ждать от игры ощутимого напряжения как в F.E.A.R., Outlast, Condemned: Criminal Origins или как в первых играх серии Silent Hill — как говорилось ранее, игра больше полагается на постоянное лёгкое напряжение, чтобы игрок безостановочно шёл вперёд и всегда ждал какого-нибудь подвоха за углом.
Следует коснуться и момента с выбором главного персонажа: выбирая между Эдвардом Карнби и Эмили Хартвуд, игрок получит ту же сюжетную кампанию и почти тот же набор уровней, но катсцены будут целиком и полностью отличаться от тех, что можно увидеть за другого героя. Ко всему прочему оба персонажа имеют собственные уникальные игровые секции, «секретки», а также совершенно другие интеракции и диалоги с немногочисленными NPC.
Разработчики не просто так рекомендуют пройти Alone in the Dark дважды для тех, кто хочет более полноценно раскрыть сюжет и тайны происходящего в игре. К тому же, со слов разработчиков, в игре есть секретные катсцены, поэтому любителям копаться в загадках будет чем заняться.
Но тут встаёт другой логичный вопрос: стоит ли проходить игру как минимум дважды? Здесь и кроется главная загвоздка.
Медленное первое прохождение и спидран после
Поскольку новый Alone in the Dark предлагает выбор между двумя главными героями, то игрок может ошибочно предположить, что он получит что-то в духе Resident Evil 2 Remake: кампании за Леона Кеннеди и Клэр Редфилд в рамках одного большого сюжета с общими игровыми локациями, но с некоторыми изменениями в пазлах, порядке прохождения комнат и с уникальным для каждого героя набором оружия.
К сожалению, в Alone in the Dark этого практически нет. У Карнби и Хартвуд будут свои уникальные игровые секции, связанные с их личным прошлым, но прохождение основной сюжетной линии останется без каких-либо изменений, в том числе пазлы и вооружение. То есть, пройдя игру медленно и неторопливо в первый раз, повторное прохождение окажется заметно короче, потому что основной сюжет Alone in the Dark никак не изменится от выбора героя, равно как и расположение монстров и пугающих скриптов.
Этот недостаток мог бы скрасить арсенал, но и тут есть проблема — оружия в игре крайне мало. Если исключить личное оружие героев (револьвер для Карнби и пистолет для Хартвуд), то во время прохождения можно найти двустволку и автомат Томпсона, а также сигнальную ракетницу под самый конец игры. И нет: за прохождение Alone in the Dark никакого бонусного или секретного оружия не выдаётся.
Скромный арсенал можно объяснить тем, что Alone in the Dark не пытается подражать тому же Resident Evil 4, где было огромное количество самых разных и опасных противников. Этим же можно объяснить тот факт, что в игре нельзя улучшать оружие, создавать боеприпасы или заниматься менеджментом инвентаря, которого попросту нет. Можно было бы вписать последнее в недостатки, однако перечисленные механики не очень бы вязались с общей задумкой нынешней Alone in the Dark — игра прежде всего стремится рассказать интересную мистическую историю и делает упор на нарратив и кинематографичность, а не на стрельбу по монстрам, как в том же Resident Evil 4.
В Alone in the Dark нет каких-либо весомых геймплейных особенностей, чтобы заставить пройти игру ещё раз. И если разработчики Resident Evil поощряют игроков за перепрохождение игр франшизы различными бонусами, костюмами и оружием, то Alone in the Dark нечего предложить взамен — и это очень досадно.
Не симулятор ходьбы
И всё же Alone in the Dark нельзя назвать симулятором ходьбы. Сражаться в игре периодически нужно даже со скромным арсеналом, но и тут не всё так гладко, особенно для тех, кто играл в ремейк Resident Evil 4 и помнит тамошнюю боевую систему.
Врагов во всей Alone in the Dark, наверное, меньше, чем в половине первого акта с деревней из Resident Evil 4. Из-за этого игра старается давать игроку как можно меньше патронов, вынуждая использовать холодное оружие, которое можно найти во время прохождения. Однако холодное оружие в Alone in the Dark настолько неудобно реализовано, что его попросту не хочется использовать. Ко всему прочему в игре никак не показывается разница между разными видами холодного оружия, которого по непонятным причинам очень много.
Это довольно странно и иногда кажется, будто Alone in the Dark из 2024 года пытается подражать Alone in the Dark из 2008, где можно было брать в руки практически всё, что не прикручено к полу. Вот только если в версии от 2008 года холодное оружие тесно переплеталось с общей задумкой, геймплеем и механиками, то в версии от 2024 года все эти кувалды и топоры кажутся лишним мусором, который было бы проще поменять на обычный и неломающийся ножик или на топорики из The Evil Within, которые ломались сразу же после использования.
В Alone in the Dark по уровням также разбросано большое количество бутылок с зажигательной смесью и кирпичей, однако даже они реализованы крайне странно. Изначально кажется, что их можно подбирать и использовать в самый нужный момент, однако ни кирпичи, ни «Молотовы» нельзя собирать — их можно только кидать, подойдя к ним вплотную и нажав на нужную кнопку. Впрочем, даже в этих предметах нет особого смысла, так как они наносят не самый значительный урон. Или же в них был бы больший смысл, если бы игрок мог их подбирать и использовать когда ему захочется.
Со стрельбой дела обстоят заметно лучше, но не идеально на фоне других конкурентов. Например, двустволка может убить в упор с одного выстрела, а может и не убить даже, если приставить стволы к голове монстра. А автомат Томпсона обладает такой сильной отдачей и разбросом, что его собрат из Mafia: The City of Lost Heaven может только позавидовать — из местного Томпсона проще стрелять одиночными выстрелами.
Не радует и количество вариантов противников — их немного больше, чем в Resident Evil 7: Biohazard, однако не настолько много, чтобы серьёзно разнообразить игровой процесс. Между монстрами есть некоторая разница в плане поведения и атак, однако чаще всего они умирают до того, как успевают что-либо сделать. К тому же большая часть местного жуткого бестиария обладает общим проклятием — любовью к застреванию в лестницах и в участках с более комплексной геометрией.
В Alone in the Dark, кстати, присутствует механика стелса и возможность красться, однако она настолько криво реализована, что некоторые «тихие» секции проще либо пробежать громко, либо убив всех монстров, если это возможно. К тому же монстров нельзя атаковать тихо со спины, что делает данную механику максимально бесполезной и лишней — без неё игра точно не стала бы хуже.
Бюджетная игра с душой
Из-за перечисленных недостатков в геймплее может сложиться впечатление, что создатели Alone in the Dark очень халтурно подошли ко всей игре, но это не так, поскольку во время прохождения заметно, что разработчики старались максимально возможно в рамках заложенного бюджета и способностей студии.
Например, тела монстров не исчезают (по-крайней мере, они не исчезали во время прохождения), а ходьба по свежим лужам пролитой крови оставляет следы за протагонистом. Это мелочи, на которые многие разработчики махнули бы рукой, однако не в случае с Alone in the Dark, где персонажи даже облегчённо вздыхают, когда расправляются с очередным монстром.
Очень качественно разработчики также поработали и над атмосферой как интерьеров поместья Дерсето, так и над потусторонними локациями. Это выражается не только в графике, но и в расстановке объектов и предметов декора, а также в освещении и цветовой палитре — особенно хорошо игра смотрится на поздних этапах, когда обшарпанное поместье погружается во мрак дождливой ночи с громом и молниями. В такие моменты, к сожалению, не хватает фоторежима.
Alone in the Dark напоминает собой другой недавний хит —RoboCop: Rogue City. Игра по «Робокопу» также была бюджетной, однако в неё разработчики вложились по максимуму с учётом их возможностей, стараясь срезать как можно меньше углов. Аналогичное можно сказать и про Alone in the Dark — плохие игры, сделанные абы как и на скорую руку, видно издалека. Однако, тем не менее, у RoboCop Rogue City был хороший баланс в виде интересного нарратива и достаточно крепкого геймплея, чего нельзя сказать об Alone in the Dark, где довольно сильный нарратив, но спорный игровой процесс.
Подводя итоги, можно сказать следующее: Alone in the Dark дарит интригующий и атмосферный игровой опыт с отличной актёрской игрой Джоди Комер и Дэвида Харбора, а также качественное переосмысление оригинального сюжета 1992 года. Вместе с этим не следует ждать от игры революции или запоминающегося экшена ввиду названных ранее проблем. Остаётся только надеятся, что с выходом ребута 2024 года франшиза Alone in the Dark вновь не впадёт в кому на несколько лет прежде, чем выйдет очередной ребут.