08 апреля 2014Игры
Обновлено 23.12.2015

Рецензия на Actual Sunlight

Эван Уинтер заводит будильник на пять утра, но никогда не встает вовремя. Он надеется, что завтра все будет иначе, но пресловутое «завтра» никогда не наступает. «Зачем каждый день вставать с постели, если точно знаешь, что твоя жизнь уходит в никуда? Ни карьеры, ни будущего, ни любви», – жалуется герой Actual Sunlight, но тут же отходит на безопасную ироничную дистанцию и предлагать погоревать, например, о раздробленных пальцах рабочих иммигрантов. А нам, игрокам, нам повезло, ведь у нас есть «пища, вода, крыша над головой и даже интернет», – напоминает Эван. В самом деле, как тут не умереть от счастья?
Эван Уинтер заводит будильник на пять утра, но никогда не встает вовремя. Он надеется, что завтра все будет иначе, но пресловутое «завтра» никогда не наступает. «Зачем каждый день вставать с постели, если точно знаешь, что твоя жизнь уходит в никуда? Ни карьеры, ни будущего, ни любви», – жалуется герой Actual Sunlight, но тут же отходит на безопасную ироничную дистанцию и предлагать погоревать, например, о раздробленных пальцах рабочих иммигрантов. А нам, игрокам, нам повезло, ведь у нас есть «пища, вода, крыша над головой и даже интернет», – напоминает Эван. В самом деле, как тут не умереть от счастья?
Рецензия на Actual Sunlight - фото 1

Счастья в Actual Sunlight немного – это мрачная интерактивная новелла о жизни, смерти и одиночестве с едкими замечаниями по периметру: достается писателям, видеоиграм, капитализму, женщинам, а главное – самому герою. Эван безжалостно честен к себе, своей жизни и собственным поступкам. Actual Sunlight дает нам урок эмпатии, нарочито минималистичный – основную часть времени игрок будет просто читать белый текст на черном фоне и щелкать пробелом, чтобы на экране появилась еще несколько строк. Иногда придется управлять Эваном: водить его на работу и в душ, ждать вместе с ним автобус и проверять банковский счет. В его жизни нет музыки (хоть он и носит в кармане наушники) – Эван марширует под аккомпанемент будильника, как заводной солдатик. Похоже, автор игры Уилл О’Нилл согласен с французским писателем Мишелем Уэльбеком, который говорил, что «человеческая жизнь это, в сущности, не бог весть что, ее можно свести к весьма ограниченному числу событий».

Эван – известный писатель, Эван – гость вечернего шоу, Эван – пациент на кушетке психотерапевта. «Эта игра – не игра. Это портрет»

Ежедневная рутина служит топливом для авторефлексии Эвана. В своей голове он разыгрывает целые спектакли (остроумные, жестокие, а бывает и скучные) перед собой и игроком: Эван – известный писатель, Эван – гость вечернего шоу, Эван – пациент на кушетке психотерапевта. «Эта игра – не игра. Это портрет», – в какой-то момент появляется на экране, и ты понимаешь, что во многом это портрет автора, Уилла О’Нилла, который, как и герой Actual Sunlight, страдает от хронической депрессии, лишнего веса и писательских амбиций. О’Нилл не отрицает сходства: «Это не выдумка. Это я». Даже обстановка в квартире Эвана списана с жилища автора игры вплоть до деталей: вот ортопедический стул, вот плита, а вот PlayStation 3, «единственная причина, по которой у меня есть телевизор».

Мы встречаем людей из жизни Эвана, но никого не успеваем узнать – это интровертный, замкнутый на себе рассказ, где мы можем выбрать порядок повествования, но не его итог. И здесь Actual Sunlight обращает свои недостатки в достоинства: ограниченность становится художественным приемом, осознанным фатализмом, невозможностью изменить свою жизнь даже руками сочувствующего игрока. «То, что ты хочешь быть другим человеком, еще не значит, что ты способен стать им», – проступают белые строки на черном фоне. Что это, если не приговор?

Текст: Иван Кислый

Комментарии 61
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
25_01
25_01
После такого заголовка и закрыть могут.
wildos
wildos
Канобу стал как желтая газета