Рецензия на Actual Sunlight


Счастья в Actual Sunlight немного – это мрачная интерактивная новелла о жизни, смерти и одиночестве с едкими замечаниями по периметру: достается писателям, видеоиграм, капитализму, женщинам, а главное – самому герою. Эван безжалостно честен к себе, своей жизни и собственным поступкам. Actual Sunlight дает нам урок эмпатии, нарочито минималистичный – основную часть времени игрок будет просто читать белый текст на черном фоне и щелкать пробелом, чтобы на экране появилась еще несколько строк. Иногда придется управлять Эваном: водить его на работу и в душ, ждать вместе с ним автобус и проверять банковский счет. В его жизни нет музыки (хоть он и носит в кармане наушники) – Эван марширует под аккомпанемент будильника, как заводной солдатик. Похоже, автор игры Уилл О’Нилл согласен с французским писателем Мишелем Уэльбеком, который говорил, что «человеческая жизнь это, в сущности, не бог весть что, ее можно свести к весьма ограниченному числу событий».
Эван – известный писатель, Эван – гость вечернего шоу, Эван – пациент на кушетке психотерапевта. «Эта игра – не игра. Это портрет»
Ежедневная рутина служит топливом для авторефлексии Эвана. В своей голове он разыгрывает целые спектакли (остроумные, жестокие, а бывает и скучные) перед собой и игроком: Эван – известный писатель, Эван – гость вечернего шоу, Эван – пациент на кушетке психотерапевта. «Эта игра – не игра. Это портрет», – в какой-то момент появляется на экране, и ты понимаешь, что во многом это портрет автора, Уилла О’Нилла, который, как и герой Actual Sunlight, страдает от хронической депрессии, лишнего веса и писательских амбиций. О’Нилл не отрицает сходства: «Это не выдумка. Это я». Даже обстановка в квартире Эвана списана с жилища автора игры вплоть до деталей: вот ортопедический стул, вот плита, а вот PlayStation 3, «единственная причина, по которой у меня есть телевизор».
Мы встречаем людей из жизни Эвана, но никого не успеваем узнать – это интровертный, замкнутый на себе рассказ, где мы можем выбрать порядок повествования, но не его итог. И здесь Actual Sunlight обращает свои недостатки в достоинства: ограниченность становится художественным приемом, осознанным фатализмом, невозможностью изменить свою жизнь даже руками сочувствующего игрока. «То, что ты хочешь быть другим человеком, еще не значит, что ты способен стать им», – проступают белые строки на черном фоне. Что это, если не приговор?
Текст: Иван Кислый

