4 4 1128
5 мин.

Возвращение в легенду #12 Grand Theft Auto III

Возвращение в легенду #12 Grand Theft Auto III. - Изображение 1

Выход GTA 3 в своё время произвёл эффект взрыва ядерной бомбы. Счастливцы первыми успевшие купить новинку наперебой её нахваливали. Самым распространённым сравнением было "там графика как в Макс Пейне, только город огромный". Во всё это мне слабо верилось, но на развал с пиратками я всё же побежал, а очнулся спустя две недели, когда родители буквально силком меня выволокли на улицу. Поэтому новое прохождение начинал с внутреннего волнения, и о своих эмоциях хочу поделиться с вами.

История создания

Возвращение в легенду #12 Grand Theft Auto III. - Изображение 2

Основными создателями и идеологами серии стали братья Хаузер из британской DMA. Их студия уже в 80-е была довольно известной, так как успела выпустить космические сролл-шутеры Menace и Blood Money. Стрелялки получились коммерчески успешными, что позволило британцам заняться творчеством и в свет вышел их первый супер-хит Lemmings. Головоломка так зашла людям, что разлетелась как сами лемминги с утёсов на 20 млн. копий. Правда в дальнейшем настали не самые удачные времена, приставки нового поколения покорились не сразу, более того инновационная Body Harvest была отвергнута Nintendo и еле-еле добралась до релиза. Но наработки решили использовать в новой игре Grand Theft Auto, первые части которой были примечательны не только видом сверху и возможностью управления любым транспортом. Они уже задействовали все знаковые города серии плюс Лондон и Манчестер в дополнениях. Вполне возможно они не стали бы основоположниками культовой серии если бы не разразился скандал из-за жестокости игрового процесса. В успех братья не особо верили, ведь выпускали они первую GTA силами фарм студии BMG Interactive. Что позже при смене издателя для сохранения авторских прав подтолкнуло обе команды слиться во всем известную - Rockstar Games. Вышедшая GTA 2 была не менее успешной, хотя по сути развивала идеи оригинала. А потом случилась третья номерная часть.

Grand Theft Auto III стала первой трёхмерной игрой в серии. Любопытно, что в 2001 она сначала вышла на второй Плойке, что здорово увеличило продажи приставки. Зато на PC версии была лучше графика и можно было отстреливать конечности. Кстати, жестокость в игре из-за массовой истерии, связанной с терроризмом, резко поубавили. Кто успел попробовать бета-версию рассказывали о куда более реалистичном и разнообразном насилии. Например, вырезали все задания связанные с революционером Дереком, так как они были замешаны на терактах в людных местах, ещё изменили траектории самолётов чтобы они не сближались с небоскрёбами. Но даже в таком урезанном виде GTA 3 стала культурным феноменом и получила не только массу критики, но и признание игроков всего мира.

Игровая часть

Как и в случае с Painkiller в детстве я как-то умудрился пропустить сюжет. Однако он есть. Главный герой Клод (его настоящее имя фигурирует в последующих частях) на очередном ограблении со своей благоверной получает только пулю от неё и тюремный срок. Но волею судеб кортеж заключенных оказывается втянут в разборки местных группировок и наш Парень попадает под крыло итальянскому Дону. И всё было бы хорошо, ведь своей верной службой Клод стал доверенным лицом Сальваторе Леоне, да вот беда, его благоверная супруга Мария влюбляется в молодого и перспективного. Кровавая разборка завершается чудесным спасением от представителей якудзы. А дальнейшие приключения приведут к разгрому колумбийского наркокартеля и очередному свиданию с бывшей Катариной и её вертолётом.
Описывать игровой процесс смысла нет. Все мы бегали по Либерти-сити, срисованного с Нью-Йорка. Все угоняли машины, давили пешеходов, снимали проституток и тут же отбирали у них деньги назад, все доводили местную полицию, пытаясь позже скрыться от регулярной армии в автосалоне, перекрашивая изрешеченное транспортное средство. Отмечу только, что впервые в серии сюжетные миссии стали носить не только необязательный (некоторые можно проигнорировать), но и прикладной характер, открывая нам новые районы города. Также хочу привести несколько цифр, в GTA 3 - 54 транспортных средства, десятки видов разнообразного вооружения, 50 сюжетных и более сотни дополнительных миссий, 9 радиостанций, более 60 лицензионных треков. И всё это 20 лет назад. Игра представила срез реально существующего мира со своей контекстной рекламой и мифологией. Конечно за прошедшее время игровой процесс сильно устарел. И нынешнего лоска серии явно не наблюдается. Но те первые ощущения которые дарила GTA3 я не забуду никогда. Нынешнее прохождение у меня заняло около 14 часов, и несколько раз было дикое желание снести её к чёртовой матери. Уже отвык от кривого прицела, смертей из-за падения в воду, сбоев в сюжетных миссиях и т.д. Останавливал только корвалол и лошадиная доза новопассита.

Техническая часть

Как я уже говорил графика игры на момент выхода казалось невероятной. Огромный уникальный мир с сотнями зданий. За его наполнение отвечал движок RenderWare, который успевал обрабатывать огромные массивы данных пока мы читали милое "Добро пожаловать". GTA 3 выдавала умопомрачительные для 2001 года 1600x1200 пикселей (правда только на PC). Естественно при таких объёмах встречались баги, выпадение через текстуры, глюки анимаций и т.д. И всё же британцы провели выдающуюся работу.
Про радиостанции и треки я говорил чуть выше, поэтому напомню про любопытную фичу - GTA 3 одна из первых игр, в которую можно было загрузить свой плейлист и одна из станций начинала транслировать твою музыку. Персонажей озвучивали голливудский звёзды, причём часть из них оставались в серии вплоть до GTA V. Ну и конечно многие сэмплы стали по настоящему культовыми и до сих пор встречаются в продолжениях и нарезках. В очередной раз отмечу, что издатель совершенно не постарался реализовывая ретро хит через информационные сервисы. Третья часть GTA вряд ли когда-нибудь будет переиздаваться поэтому пропатчить и подлатать нужно её было перед заливом. Однако потрудиться они не захотели. Кто скучает по локализации от Буки могут найти её в руководствах, но помните, что прогресса проведённых минут в игре не будет.

Заключение

К сожалению Grand Theft Auto III за прошедшие годы сильно устарела. Поберегите психику и приятные воспоминания, не запускайте её. Пусть лежит где-нибудь в коллекции и в вашем сердце. А если хотите вернуться к классике лучше запустите Вайс-сити или Сан-Андреас. По поводу оценки решил сделать так - за общие заслуги и вклад в игровую индустрию 8.5, ну а если сейчас кто-нибудь попробует её впервые выше 6.0 вряд ли поставит.

#обзор

4 комментария

Мурамаса Нисей от Wing (18+)