Хочешь незабываемый игровой опыт?
5 7 586
7 мин.

Возвращение в легенду #11 Deus Ex

Возвращение в легенду #11 Deus Ex. - Изображение 1

Научная фантастика нередко выполняет прогностическую функцию. Жюль Верн писал про батискафы задолго до их открытия, а Леонардо да Винчи, судя по его трудам, был как минимум нашим современником. И пока "Марсианину" Ридли Скотта предстоит только сбыться мы поговорим о Deus Ex, пугающие предсказания которой воплощаются в жизнь, гораздо раньше заявленного 2052 года.

История создания

Возвращение в легенду #11 Deus Ex. - Изображение 2

До попадания на прилавки Deus Ex прошёл долгий и тернистый путь. Вначале у её создателя Уоррена Спектора была общая фабула, основанная на романах Тома Клэнси и популярных боевиках типа серии "Крепкий Орешек". Дело в том, что именитому разработчику надоели фэнтезийные игры про эльфов и однообразные космосимы, он хотел достоверного реализма, где у игрока будет возможность выбора и обязательная ответственность за принятые решения. Но студии в которых до этого трудился Спектор либо не финансировали его идею, либо просто не могли потянуть проект подобного уровня. Поэтому предложение Джона Ромера о создании игры свой мечты Уоррен незамедлительно принял. Уже в процесс разработки Спектор посмотрел несколько серий "Секретных материалов" со своей супругой, что добавило в Deus Ex надслойку теорий заговоров и перенесли события в антиутопическое будущее.

Сюжет

Как и подобает качественному киберпанку сюжет в игре неимоверно запутан и для его понимания нужно разбираться в культурных отсылках и внимательно читать все диалоги, а это к слову более 10 тысяч строк. Например, наименование Deus Ex это сокращение от древнегреческого выражения "Deus ex machina" (Бог из машины), или по нашему "рояль в кустах". Исторически термин означает появление божества в нужный момент, в творении Спектора это своеобразная игра слов, намекающая на попытки человечества стать Творцом и предрекающая последующие события. Неслучайно выбраны первые буквы имени главного героя JC, тут явные намеки на Иисуса Христоса, как бы не оправдывался потом Уоррен. И именно поэтому после выхода Deus Ex часто сравнивали с не менее культовой Матрицей. Сопоставимо важное значение имеют наименования противоборствующих группировок, имена персонажей (в том числе и искусственные интеллекты - обреченные на трагедию Дедал и Икар, и предвкушающий рассвет Гелиос), пароли, коды к замкам, в которых зашифрованы культовые книги и исторические события, имена фантастов в гостиницах и т.д.
Теперь к сути, оговорюсь сразу, что перескажу исключительно основные события, так как не хочу спойлерить и вдаваться в тонкости трактовки отдельных элементов. Земля 2052 года после серии экономических кризисов стала практически непригодной для обитания экосистемой. Правительство делает вид, что контролирует ситуацию, люди нищают, нарастает общественное напряжение, богатые корпорации наживаются на проблемах народа. Всё меняется с появлением новой смертельной инфекции "серая смерть", точнее после создания эффективной вакцины - амброзии. Естественно распределение спасительного лекарства крайне несправедливое - оно распространяется исключительно среди богатых и власть имущих. Знакомая ситуация не правда ли? Но во вселенной Deus Ex ситуация быстро выходит из под контроля, люди начинают бунтовать, а вчерашние корпорации резко наращивают вооруженные активы, что быстро приводит к террористическим акциям. ООН в спешке создаёт спецподразделение UNATCO для борьбы с неотеррористами и тут в дело вступаем мы. Повествование игры ведётся от лица Джей-Си Дентона спецагента организации в тело которого добавлены аугментации, в том числе и смертельный яд , убивающий за сутки. Джей-Си уже в первом задании понимает, что не всё так однозначно в происходящем. Лидер террористической NFS сдаётся без боя и сообщает, что похищенная амброзия предназначена для обычных людей, а UNATCO просто инструмент выполняющий грязную работу. Дальнейшие события развиваются очень стремительно, выясняется что именно власти создали вирус, брат героя работает на повстанцев, главный герой знакомится с эксцентричным миллиардером Бобом Пейджем, и становится невольно замешенным в разборки влиятельных группировок. Нелёгкая занесёт его на дно океанической базы и в знаменитую Зону-51.

Игровая часть

Геймплей Deus Ex и сейчас вполне обоснованно можно назвать революционным. Всё дело в полнейшей свободе выбора. Уже на старте игры при создании персонажа мы вольны выбрать те умения, которые предопределяют ваши стратегии. Можете стать хакером, вором, танком и т.д. при этом строгой привязки к классу нет, но и прокачать все умения за одно прохождение невозможно. Поэтому тратить драгоценные очки характеристик нужно с умом, и не стоит забывать про кибернетические импланты. Конечно никто не запрещает вам выкашивать весь уровень, но согласитесь куда более круче бесшумно прокрасться в логово врага, скачать на файл все его секреты и через взломанную канализационную систему доплыть до выхода. Не стоит забывать про озлобленных граждан, многие за протеиновый батончик раскроют все шифры и пароли. Более того сама игра поощряет за поиски альтернативных решений, подкидывая драгоценную экспу. Помимо инструментов хакинга и взлома, в Deus Ex присутствует огнестрельное и холодное оружие. Вариантов средств прямого уничтожения не так много, и именно с ним связана единственная моя претензия к игре. Даже полностью прокаченные ветки не делают оружие по настоящему полезным (за исключением меча "Зуб дракона"), попасть даже из дробовика в упор сложно, а убить с одного выстрела врага просто нереально. И если людей с помощью огнестрелов ещё можно хоть как-то валить, то с экспериментальными образцами и греями сражаться уже не вариант.
Вторая более притянутая за уши претензия - рваное повествование. Прям по настоящему интересно играть только в середине, начало и конец довольно унылы, при чём часть событий происходит как бы за кадром и легко эти сюжетные ветки упустить из внимания. Дело в том, что по задумке Уоррена Спектора некоторые миссии должны были происходить в Сибири и на луне. Но финансовые трудности издателя заставили поумерить аппетиты, и в финальную версию игры вошли только три города. Также отмечу, что в игре довольно высокий порог вхождения и новичку сложно сразу освоиться в таком разнообразном геймплее. Поэтому многие бросают Deus Ex на тренировочном или первом уровнях. Более того многим людям больше нравится смотреть за играющими, чем проходить самому. Наверное для более казаульной публики стоило добавить сюжетный режим, целеуказатели или ещё что-нибудь в подобном ключе. На прохождение уходит около 40 часов и в целом часть решений оказывают влияние на происходящее в процессе. Например, выживший брат поможет в сражении с одним из самых сложных боссов и т.д. Жаль что на финалы, а их кстати 3, предыдущие выборы почти никакой роли не играют.

Техническая часть

К сожалению уже на момент выхода графика игры была устаревшей. Особенно комично выглядят угловатые модели и физиономии персонажей. Но была реализована забавная фича - анимация лиц контролировалась специальным алгоритмом, анализирующим звуковые файлы с голосом, что позволило добиться синхронизации с любым языком. Подобный трюк здорово упростил работу, в том числе и локализаторов, правда до нас Deus Ex добрался спустя 8 лет и то благодаря Новому диску. И всё же киберпанк игры очаровывал, футуристические города, инновационные модели оружия, уникальные гаджеты - мир игры получился достоверным и по хорошему пугающим. Кстати с графическим багом игры связано жуткое предзнаменование, дело в том, что при отрисовки Нью-Йорка игра не показывала башни-близнецы, как бы стирая их, а буквально через год случились трагические события 11 сентября, как раз таки из-за террористической атаки.
Но вернёмся к более приятным воспоминаниям, благодаря относительному успеху (Deus Ex очень хорошо продался, но спасти издателя от банкротства не смог) в игру экстренно добавили мультиплеер. А чуть позже выпустили версию Game of the Year Edition, которая включала в себя знаменитый санудтрек. Практически всю музыку написал Александр Брэндон, более известный как Siren, к слову довольно успешный исполнитель в мире электронной музыки. Традиционной ложкой дёгтя стала политика нового издателя игры. Я не понимаю почему Square Enix так наплевательски относится к культовым играм. Проблемы Game of the Year Edition, включая отсутствие звука и периодические проседания FSP известны давно. Что мешает им исправить досадные промахи остаётся вопросом, обыкновенные модеры давно эти проблемы решили. Но думаю подобным должны в первую очередь заниматься как раз таки издатели.

Заключение

Наверное сложно назвать недооценённой такую культовую игру, но тем не менее по моему она не получила достойного признания. Инновационная, разнообразная и явно опередившая своё время, она совершенно незаслуженно исчезла из медиапространства. Отчасти в этом виноват издатель изрядно подмочивший репутацию, отчасти неудачное продолжение (перезапуск не в счёт это по сути абсолютно другой опыт). Оценку поставлю 9.0 и рекомендую всем ценителям видеоигр.

https://youtu.be/TkQ1goYStBU

#обзор

7 комментариев

Старости WoW Classic вместе с дедом