7 6 371
11 мин.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo

Как-то раз, напившись вишнёвого компота до отвала, я вдруг вспомнил, что где-то там, далеко за тридевять стопок журналов с Игроманией под сантиметровым слоем пыли, среди паутины и крошек от овсяного печенья покоится моя старенькая PlayStation Portable в ожидании вонючего орка, который снова начнёт жирными пальцами лапать её нежные кнопочки… В общем примерно так я решил оживить свою PSP и глянуть, во что же такое я играл 7-8 лет назад. И в самом низу списка ISO и CSO пираточек на карте памяти я обнаружил её… Ту игру, которой я безумно боялся в детстве, в которой проводил десятки дней и вечеров, когда ходил после школы к однокласснику Андрюхе, чтобы засесть с ним за первой PlayStation, создать воина, купить «тряп» и «кепку» и отправиться в тёмные, страшные, полные нежити подземелья тристрамского собора, где в самом низу на последнем, 16-м уровне катакомб нас ожидал Диабло… Я ну никак не мог не отреагировать на такую мощную ностальгическую волну, поэтому и запилил этот пост, который, я надеюсь, затронет и ваши сердца.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 1
ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 2

Diablo находилась в разработке около двух лет начиная с 1994-го, и возможно кого-то это удивит, но создавали её не Blizzard (Blizzard Entertainment), а небольшая компашка под предводительством братьев Шеферов (Макс Шефер позднее родил Torchlight) и Дэвида Бревика, которая называлась Condor. Незадолго до выхода игры, когда её концепт был уже полностью готов, и ребятам оставалось лишь найти своего «мецената» и реализовать всё задуманное, компанию купили Blizzard и переименовали Condor в Blizzard north и уже вот под этим именем они издали самую «дьявольскую» игру второй половины 90-х.

На раннем этапе разработки будущая Diablo представлялась своим создателям как изометрическая РПГ, и это за несколько лет до Baldur's Gate, Ice-wind Dale и Planescape: Torment (хотя в отличие от них детище Blizzard north должно было стать пошаговым). В ней помимо класса игрок должен был выбрать одну из 5 или 6 рас, а мог не париться и просто взять уже готового героя. Я, понимаю, что сейчас это уже не так важно, но всё же считаю интересным узнать о том, какой могла стать игра когда-то. В общем, в итоге пошаговость превратилась real-time, а ролевая составляющая была несколько урезана, и таким образом Diablo превратилась в экшен/РПГ с уклоном в «руби-кромсай».

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 3

Карта Санктуария… а ведь когда-то я даже не задумывался о мире игры. Для меня существовал лишь Тристрам, Собор и его бесконечные тёмные подземелья

В одном царстве, одном фэнтезийном государстве, что находится в мире Санктуарий, аккурат между Раем и Адом, жил был король Леорик, и вот однажды он обнаруживает в своих владениях древний монастырь, вернее то, что от него осталось, и, как нормальный православный президент, велит построить на его месте собор. Собор этот назвали тристрамским по имени раскинувшегося когда-то рядом с монастырём городка, а кафедрой заведовать туда назначили архиепископа Лазаря. Вот только никто из них не знал, что глубоко под собором, в катакомбах монастыря хранился Камень Души, в который когда-то давно был заключен демон Диабло, один из адских владык, спустившихся на землю, дабы чинить хаос и совращать девиц человеческого рода (ну не всё ж им с суккубами сношаться). В конце концов наш эль Дьябло доигрался и нарвался на одного мощного мага, который и прекратил его злодейства.

Но, несмотря на то, что демона заключили в Камень Души, он всё ещё мог воздействовать на сознание человека. И этим человеком как раз стал Лазарь. По началу. Захватив его разум, демон начал воздействовать и на самого короля, чтобы его руками чинить хаос в королевстве. Но более всего Диабло желал вернуться в телесную оболочку, чтобы самолично устроить в Санктуарии карнавал смерти и разрушения. И в какой-то момент ему удалось раздобыть для себя тело: оно принадлежало принцу Альбрехту. Впрочем, очень скоро человеческая наружность сменилась демонической, так что от младшего сына Леорика ничего не осталось.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 4

Зло постепенно начало распространяться по подземельям монастыря до тех пор, пока ужасные твари не расселились по склепу тристрамского собора, на одном из этажей которого обосновался король Леорик, приняв личину undead'а и возглавив армию оживших скелетов. Начали пропадать жители Тристрама, а те, кто ещё не пропал без вести, решили убраться из города. Остались лишь единицы, те кого ещё не покинула надежда встретить героя-избавителя. И такой герой нашёлся. Одни говорили, что этот тип когда-то жил в Тристраме, другие поговаривали, что это был сам принц Айдан, независимо от цвета его кожи и пола. В общем, этим бесстрашным воином, лучником или волшебником становился сам игрок.

  • В дальнейшем был установлен канон, по которому в Тристрам прибыли все трое героев одновременно: среди них был действительно старший сын короля Леорика, лучница, которая в последствии стала Кровавым вороном и некий маг, ставший позднее злым чернокнижником – всех троих сразила рука героя Diablo II.
ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 5

Как вы поняли, всё начиналось с выбора класса героя: впрочем, выбор этот был совсем не большим, и как я уже говорил, состоял он из классической железобетонной троицы со своими предрасположенностями к конкретным характеристикам и уникальными умениями. Воин мог в любой момент достать из кармана кузницу и починить шмотки, вор распознавал ловушки и мог их обезвредить, ну а маг делал то, что у него получалось лучше всего. Хотя это и не означало, что лишь последний мог пользоваться магией: и вор и воин могли использовать волшебные свитки, изучать заклинания и пользоваться посохами, если достаточно прокачать нужный показатель характеристик, но только маг мог собственноручно перезаряжать посохи, да и базовый параметр магии у него был гораздо выше. Точно также все трое могли пользоваться и любым оружием, и любыми доспехами: всё зависело лишь от того, как игрок соизволит распределять очки характеристик.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 6

После того, как мы определялись с выбором класса и придумывали для героя эпичное имя, мы наконец ступали на территорию… того, что осталось от местечка, когда-то называемого городом Тристрам. На момент первой Diablo в нём осталось жить всего несколько человек: кузнец, трактирщик, доктор, да ещё несколько личностей, а за пределами городка, если постучать три раза по дубу, поговорить возле склепа с коровой и перейти реку, то можно было наткнуться на одинокую хижину, в которой жила местная ведьма. Каждый из этих ребят предоставлял нам особого вида услуги: кузнец Гризволд продавал и чинил экипировку, костоправ Пеппин вырезал героям аппендицит, зашивал им раны и продавал целебные снадобья; ведьма Адрия занималась нелегальной торговлей свитками и посохами; а старик Декард Каин рассказывал афигительные истории и распознавал непонятные нашему персонажу магические побрякушки.

  • Судя по тому, что произошло в Diablo III не только лишь этим ограничивались «услуги» Адрии…

А ещё временами возвращаясь в город после чаепития с нежитью, можно было ненароком подхватить от NPC какой-нибудь интересный квест. Всего в игре их было 16, и с ними была связана одна интересная штука…

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 7

Никогда не забуду слова Мясника в момент, когда вламываешься к нему в логово… «AGH! FRESH MEAT!»

С термином «процедурная генерация» вы наверняка знакомы и знаете, что это такое. Но, между прочим только в первой Diablo генерация происходила не только на уровне построения карты, но и касалась видового разнообразия монстров на каждом из уровней подземелий, но что ещё интереснее – всякий раз начиная игру, можно было получить разные квесты. Как-то раз я был крайне удивлён тем, когда получил задание на зачистку источника, и сначала это удивление было приятным, ведь я никогда раньше его не видел, но вскоре оно стало НЕприятным, потому как этот Источник заменил мне убийство короля Леорика. В какой-то момент я подумал, что это какая-то левая версия Diablo, но потом начал новую игру и на этот раз получил свой заветный ведьмачий контракт на черепушку бедного Йорика.

За один заход выполнить все 16 квестов было нельзя: часть из них представляли альтернативу для других, и игрок получал их рандомно, что создавало мощный стимул для того чтобы пройти игру как минимум ещё один раз. А ведь ещё и не каждый из них можно было выполнить прямо с наскока: как сейчас помню то задание с трусливым козлоногим чёртом, у которого можно было каждый раз отжимать какие-нибудь шмотки, пока он наконец не набирался храбрости и не давал нашему гопнику отпор.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 8

Квест с украденной вывеской таверны Огдена можно было решить двумя путями, но в обоих случаях нам приходилось перемолоть в труху целую армию бесов

Почти для каждого задания, не считая поисков какого-нибудь предмета, в подземельях отводилось специальное ограждённое помещение, как у Мясника, или целая отдельная локация вроде Костяной комнаты или Залов Слепых. Но чтобы до них добраться, необходимо было преодолевать тристрамские подземелья, уровень за уровнем, истребляя орды демонических созданий. Этот процесс и занимал большую часть геймплея, отчего Diablo начинала походить на слэшер. Но слэшер сдобный и безумно приятный.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 9

Для меня звук рассекающего воздух клинка воина уже давно стал как родной. Правда помню, ещё в детстве крайне раздражали моменты, когда, героя окружало множество противников и своими атаками они сбивали почки каждый мой замах, и я не мог нанести им почти ни одного удара, в то время как выпады моего героя далеко не каждый раз могли прервать атаку супостата. А система вероятности попадания вообще иногда выкидывала что-то по истине странное: даже при 70-80% шанса, когда ты по идее мог промахнуться только на каждый плюс-минус 3-4 удар, герой мог промахиваться раз за разом 15 замахов подряд, и чтобы этот цирк прекратить, необходимо было отойти на несколько шагов. А та грёбаная беготня за лучниками… Но да-да, я знаю, это всё придирки старого пердуна.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 10

Стена огня — лучшее средство от любой нежити

Характеристик у персонажа было не мало, но прокачивать с получением нового уровня можно было только старые как мир 4 основные: сила, ловкость, живучесть и магию, и уже они, вкупе с теми плюшками, которые шли вместе с магическим вооружением, меняли весь остальной список показателей героя. Весь шмот со сверхъестественными свойствами уступал обмундированию без магических увеселений, и тут приходилось выбирать: бонус к характеристикам или более сладкий показатель брони. Казалось бы, выбор очевиден, но иногда разница была настолько высокой (по крайней мере в первой половине игры), что заставляла жалеть о проданной амуниции. А ещё не забываем о факторе прочности: если вовремя не починить элемент экипировки, то она ломалась навсегда, а со временем, после множества перековок их прочность начинала уменьшаться.

Инвентарь был небольшим и забивался быстро, так что под рукой всегда полезно было иметь парочку свитков телепорта, а на более поздних этапах игры, уже ближе к логову Диабло, чудовища становились настолько злыми и кусачими, что мой воин жрал банки как ненормальный и мне приходилось использовать телепорт каждые несколько минут, просто чтобы восполнить запас аптечек у Пеппина. Зелья кстати тоже работали как-то странно: одного типа банка («обычное» целебное зелье) могла восполнить как почти всю красную колбу, так и только малую её часть, поэтому полагаться на них было рискованно. Зато они были дешёвыми. Порой хит-поинты сносили так быстро, что я не успевал шлёпнуть пальцем по L1, герой падал замертво и рассыпал всё накопленное имущество вокруг своего трупа. А мне становилось безумно обидно. Смерть была окончательной и бесповоротной.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 11

И в этот момент я понял, что последний save был двумя уровнями подземелья выше...

Сохраниться можно было в любой момент, вот только на плойке сохранение производилось долго, да и вообще сейвиться каждые пару минут было как-то контрпродуктивно что ли. Поэтому я сохранялся только перед переходом на новый уровень подземелья. Но иногда забывал, помирал и мне хотелось от жгучей обиды выкинуть девайс нафиг и никогда больше не запускать игру. Знаю, сам дурак, но что поделать…

Изначально Diablo вышла на ПК и только потом была портирована на PlayStation. Не знаю, как вам, но мне управление первой Diablo на клавиатуре и мыши кажется крайне неудобным, быть может потому что я всегда играл в неё на приставке. А ещё на PlayStation был более компактный интерфейс, не загораживающий добрую четверть дисплея.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 12

Сколько же воспоминаний у меня связано с этой игрой, и сколько мифов мы сочинили с моим сопартийцем о ней. Например, то что, заговорив с одноногим парнишкой по имени Вирт, можно было лишиться всех денег, или что некоторые монстры вылезали прямо из стен, из-за чего мы прощупывали каждый сантиметр тристрамского склепа, а если не монстр, то непременно должна была попасться секретная комната. Помню, как мы вели учёт выпадающего золота и собирали его по очереди. Также поступали и с противниками, чтобы примерно одинаково получать опыт. А маг для нас вообще был ходячим мемом, и мы угорали каждый раз, когда он пускал файерболлы со звуком 16-битного пердежа. Это глупо, но мы были детьми и это было чертовски весело. Даже несмотря на очень жуткую атмосферу Диабло.

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 13

Молния была моим любимым заклинанием: врываешься в толпу скелетов, жмёшь «треугольник» и даже целиться не нужно, бог электричества всё сделает сам

В школьные годы я безумно боялся этой игры. Мне было очень страшно спускаться даже на самый первый уровень склепа. Глубокий мрак, толпы страшных мразей и вдобавок ещё и эмбиент состоящий из хора, криков, стонов, непонятных булькающих, рычащих звуков и прочих необъяснимых компонентов, смешанных с барабанами, гитарой и другими инструментами. Казалось, будто Близзарды перенесли этот саунд прямиком из Ада. Собственно, именно по этой причине я всегда играл в Диабло с одноклассником, в одиночку я этого просто не выдерживал, доходил до покоев короля Леорика и в панике выбегал оттуда, как только Его Величество с бешеной скоростью налетало на меня из глубины зала… Хотя уровне на 6-7 вместо душераздирающих криков ужаса на фоне начинали звучать через чур уж сексуальные стоны и атмосфера становилась более… пикантной.

Ну а завершить всё это стоит упоминанием знатного пиратского перевода… Различных вариаций существовало не одна и не две, в их число входил и перевод от всеми любимой «Фаргус», но на плоечке мы играли с неким переводом за авторством Cobra. Это конечно был тот ещё трэш (хотя по сравнению с переводом от «Братков» это ещё ничего), но именно Кобра дал нам такие шикарные названия предметов, вроде «тряпа» и «кепки», а также такие памятные фразы как «Вау, что я могу для вас сделать?».

ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo. - Изображение 14

Диабло это «классика, которую нужно знать», не просто потому что это первая игра в знаменитой серии Blizzard или потому что это отличная для своего времени игра, а потому что это игра знаковая; помимо одной серии, она породила целый поджанр, который сейчас принято называть диабло-клон. Ну а я в добавок не могу представить без неё своего детства. Если у вас завалялась дома старушка PlayStation или PSP, ну или вы счастливый обладатель GOG'овской версии на ПК, найдите немного времени и вспомните бабушку всех изометрических ролевых экшен/слэшеров, а она вам за это блинчиков напечёт… ну, наверное.

P.S. Ну и в качестве бонуса, раз уж мы заговорили о демонах и демонетках...


6 комментариев

Тавава каждый день