11 1 419
6 мин.

Кино в России. Часть 1. Деньги

Кино в России. Часть 1. Деньги. - Изображение 1

Мы постоянно задаёмся вопросом «Почему российское кино такое плохое?». Мы с удовольствием смотрим как BadComedian разносит очередную глупую поделку отечественных кинодеятелей и радуемся, когда эти люди терпят неудачу за неудачей. И вот уже спустя некоторое время, в глазах простого обывателя любое отечественное кино – говно. Можно даже не смотреть фильм, чтобы вынести вердикт. Достаточно увидеть логотип Фонд Кино или Министерство Культуры. Люди воспринимают их таким образом, словно это ФК и Минкульт снимают фильмы, а не студии, которые получают у них деньги. Именно поэтому, когда стало известно о суде с Евгением Баженовым, люди увидев название студии KinoDanz удивлённо восклицали «Кто это?». Я давно наблюдаю за этим и давно вижу, как блогеры, известные и не очень, в своих рассуждениях о Российском кино, очень грубо ошибаются и делают неверные выводы. Поэтому, я возьму на себя смелость и попытаюсь максимально просто рассказать, как работает кино в России, почему это хорошо и почему это плохо.

Кино в России. Часть 1. Деньги. - Изображение 2

Начать стоит с самого главного в любом кино – с денег. Деньги в отечественном кино поступают почти полностью от государства. То есть, Фонд Кино и Министерство культуры в течение года распределяют выданные государством деньги среди компаний производителей кино. Компании производители делятся на две категории: мейджоры и остальная челядь. Мейджоры это крупные компании, которые выпускают блокбастеры и существуют на рынке давно и главное успешно. ТриТэ Никиты Михалкова, ArtPictures Фёдора Бондарчука и прочие Yellow Black and White – это мейджоры и таких компаний в нашей стране девять штук. Соответственно в первую очередь деньги распределяются среди мейджоров. То есть, условно государство выделяет 1,5 миллиарда рублей из которых миллиард идёт на распределение среди девяти компаний мейджоров, а оставшиеся 500 миллионов распределяются среди нескольких десятков маленьких студий. С мейджорами вроде бы всё понятно, у них есть деньги, государство даёт им ещё и они как-то более или менее существуют, делая по одному крупному фильму в год или в два. Остальные же компании, которым не повезло быть в числе девяти назгулов, начинают бороться за жизнь.

Я сейчас попробую объяснить математику. Создание фильма в России в среднем стоит 50 миллионов рублей. В среднем гонорар сценариста составляет 1,5 миллиона рублей, гонорар режиссёра в среднем составляет от 3 до 4 миллионов рублей. Это я говорю цены за проект, то есть люди работают по полгода-году за эти деньги. Оператор примерно, как сценарист или несколько больше. Затем мы начинаем считать сколько стоит остальная съёмочная группа. А это очень много людей, осветители, звуковики, ассистенты, вся операторская группа, статисты, актёры (кстати, не у всех актёров огромные гонорары, в основном не высокие), гримёры, художники, художники по костюмам и так далее. Затем ко всему этому мы плюсуем декорации, которые в большинстве случаев нужно строить, оплату оборудования (да, большинство киностудий не имеют камер и всего прочего, для этого есть ренталы, где оборудование берут в аренду), логистику, размещение группы (если это экспедиция, а экспедиция может быть и в ближайшее подмосковье) и так далее. Через все подсчёты мы приходим к тому, что в среднем один съёмочный день стоит 1 миллион рублей. В сутки выработка должна составлять приблизительно 3 минуты. То есть, за день группа снимает 3 минуты фильма. Таким образом, полуторачасовое кино снимают 30 дней, то есть 30 смен. Но, к этому стоит добавить факапы, форс мажоры и так далее. Примерно получается, что необходимо 35-38 смен, то есть 35-38 миллионов, но для точности округлим до 38 миллионов, так как факапов мало не бывает. По всем подсчётам мы уже как-то вылетели за 50 миллионов, обратили внимание? А впереди постпродакшен – монтаж, звук, цвет, графика. А параллельно с этим должна идти маркетинговая кампания. И это тоже всё стоит денег. К чему я всё это? Ну, во-первых, чтобы вы понимали примерное состояние вещей. А во-вторых, про маленькие студии и государственные деньги.

Кино в России. Часть 1. Деньги. - Изображение 3

Итак, абзац назад мы с вами выяснили, что для маленьких студий остаётся 500 миллионов рублей. Маленьких студий, допущенных до питчинга (это защита проектов перед комиссией ФК или Минкульта) в последний раз было примерно 50. Итак, даже если мы предположим, что из 50 студий, поддержат только 20 и каждой дадут по 50 миллионов, которые как мы выяснили необходимы чтобы хоть что-то снять, то мы уже как-то не укладываемся в 500 миллионов, оставшихся после царского застолья. Поэтому студиям не дают по 50 миллионов, а дробят – тебе 30, вот тебе 50, но 20 вернёшь, а вот вам сударь 100, потому что вы классненький. Уже путаница, да? А это мы с вами только питчинг ФондаКино посмотрели. Впереди еще Минкульт. Так вот, маленькая студия, которая хочет снять свой фильм, вместо 50 миллионов, получает 25. И вот тут начинается вторая стадия борьбы за выживание – найти ещё 25, а лучше 35. Но, есть проблема – в России в отличие от тех же США, государство не делает послабления в налогообложении для частного бизнеса за вклад в кино. Соответственно частный бизнес очень неохотно идёт в кино. Не только поэтому, но и потому что в России в кино зарабатывают не с проката, а с процесса создания. Поэтому для бизнеса это не выгодно. Но эти проблемы это прямо вытекающие последствия вышеописанного, но сейчас не об этом. Маленькая студия носится между возможными инвесторами взад-назад, чтобы найти хоть какие-то деньги. А крупный бизнес ставит условия «Хорошо, мы дадим денег, но права на фильм вы передаёте нам». Ничего не напоминает? И для бизнеса это логично. А для студии? Как так получается, студия взяла государственные деньги, но потом отдала права частному бизнесу, который эти деньги не брал? Какая-то дичь. А у студии выбор не велик, ей кино надо снять, потому что через год-полтора нужно отчитываться перед государством, какого хрена ты не снял кино за 25 миллионов. И это последняя стадия – монетка. То есть, повезёт\не повезёт.

Само собой, студия пытается оставить права за собой, получает гораздо меньше денег, чем ей необходимо, чтобы закончить кино. Естественно переработки, истерики, половина фильма в жопу, естественно уменьшенные гонорары режиссёру, сценаристу и оператору. Все без денег, все орут, хаос и проклятия. Но кино сняли, даже как-то склеили и озвучили. Теперь надо кино продавать. А вот тут наступает самая дикая система в нашем кино. Студия идёт к прокатчикам и показывает им фильм, а те принимают решение катать или не катать эту картину в своей сети. Вы понимаете? Кино снятое за государственные деньги чтобы прокатиться по кинотеатрам должно просить частные компании о прокате! То есть, студия обложена со всех сторон. С одной стороны, государство пытается спросить за бабки, а с другой прокатчик, который воротит нос и говорит: «Мы не знаем, как это кино продавать». «Зашибись, а мне-то что делать?!» - говорит студия. А ничего, крутись.

Кино в России. Часть 1. Деньги. - Изображение 4
Кино в России. Часть 1. Деньги. - Изображение 5

Тем временем у мейджоров всё хорошо, у них и денег хватает и прокатчики с радостью бегут катать их фильмы, ну потому что, они-то снимают блокбастеры с хорошими актёрами, которых знает зритель и так далее. Да, кто-то скажет, что ребятки, а чего вы хотели, капитализм же. Да, разговора нет, капитализм. Но вопрос, почему капитализм начинается с социализма? Почему на начальной стадии, когда государство даёт деньги – это социализм (ибо так делали в СССР), а потом, когда ответственность за всё на студии, резко включается капитализм? Может как-то стоит определиться, мы к красивым или к умным? Но мы сейчас не об этом.

Итак, фильм выходит. У него премьера в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, много красивых лиц, фотоаппараты, звёзды, красная дорожка и критики в зале. А потом фильм проваливается в прокате, потому что рядом с ним в кино показывают условных «Мстителей». А потом выходят журналисты, говнокритики, BadComedian и говорят, что вот отечественный фильм говно и его растоптали «Мстители». И вот тут вопрос на логику и внимательность. А никому не кажется, что у маленькой студии в России, которая пытается хоть как-то свести концы с концами и снять это злосчастное кино и у мегакорпорации Disney у который концы с концами за нефиг делать сводятся, как-то немного разные возможности?

Но это всё разговоры в пользу бедных. Живём в тех реалиях в которых живём и работаем так как работаем. Всё вышесказанное это не камень в огород Минкульта или ФК, они-то здесь не при чём. Они тоже шестерёнки в хреново работающем механизме. И самое грустное, что всё это можно исправить буквально парой вещей – снять налоги с бизнеса которые вкладывается в кино и государству прикрыть кормушки в лице ФК и Минкульта. Для начала хватит.

Это первая часть моих статей про разбор кино в России и кино вообще, в мире. Частично они будут в виде статей, а частично в подкасте. Если вам что-то интересно, пишите, попробуем разобраться.

1 комментарий

"По-русски пой!" Выпуск #1