1 1 424
7 мин.

«Телеобозрение: киберспорт на телевидении»

Еще пару лет такое явление, как киберспорт на телевидении на постоянной основе казалось чем-то невообразимым, сегодня - обычное дело.

А зачем это вообще нужно, кстати?

По-прежнему телевидение является главным рынком рекламы и имеет наибольший возрастной охват. Конечно, не стоит лишний раз напоминать о том, что интернет с каждым годом отхватывает у ТВ хороший кусок аудитории, но для киберспорта выход на эту площадку был бы отличным способом раскрутки и еще одним фактом признания в России.

Когда все началось?

Киберспорт впервые появился на корейском телевидении вместе с турниром WCG и местными лигами по StarCraft: Brood War, матчи которых какое-то время транслировались на корейском ТВ, а затем переместились на кабельные каналы. Позже подключился киберспортивный канал eGG Network, который работает в Юго-Восточной Азии с 2016 года — там транслируются киберспортивные матчи и игровые новости.

В России, еще в 2002 году на канале НТВ, рассказывали о The World Cyber Games (с 2000 по 2013 годы - один из крупнейших чемпионатов мира по киберспорту, проходивших при поддержке Samsung), десятиминутный сюжет. В нём говорилось о бывшем составе команды M19 по Counter-Strike, которая тогда заняла первое место, и других игроков. Сюжет, разумеется, остался незамеченным, так как аудитория киберспорта была мизерной.

тот самый сюжет

А сегодня как дела?

Киберспорт постепенно внедряют на телевидение, так как продюсеры видят растущую аудиторию трансляций. Это может принести хорошую прибыль за счёт рекламы, и такой поток денег никто не хочет упускать — но киберспорт приходит на ТВ неохотно.

В Европе и США крупные каналы — ESPN, SPORT1 и другие — с 2014 года охотно транслируют крупнейшие киберспортивные турниры: The International по Dota 2 и World Championship по League of Legends. Некоторые организаторы чемпионатов подписывают эксклюзивные контракты на трансляции финальных игр, например ELEAGUE Major по CS:GO в 2017 году.

Это же выгодно?

Разумеется, телевизионные каналы не будут заниматься благотворительностью, поэтому трансляциям киберспортивных событий нужно быть выгодными. А это значит, что должна работать традиционная схема: их смотрят миллионы людей, а в паузах показывают проплаченную рекламу.

По итогам 2018 года Россия оказалась на третьем месте среди других стран мира по размеру аудитории киберспортивных мероприятий и трансляций. Об этом говорится в отчете компании NewZoo, которая занимается игровой и киберспортивной аналитикой (отчет есть в распоряжении РБК).

Общий размер аудитории киберспорта в мире оценивается в 394,6 млн человек. Цифра включает как тех, кто регулярно смотрит трансляции и посещает мероприятия, так и тех, кто делает это реже одного раза в месяц, но не реже раза в год — так называемых случайных зрителей. На первом месте по размеру аудитории киберспорта в мире по итогам прошлого года был Китай, где показатель составил почти 150 млн человек. Второе место занимали США более чем с 50 млн зрителей, третье — Россия с 22,3 млн человек.

Объем мирового рынка киберспорта в 2018 году составил $865,1 млн, по оценке компании NewZoo, которая занимается игровой и киберспортивной аналитикой. В 2019 году этот показатель должен превысить $1 млрд, а в 2022-м достичь $1,789 млрд.

Киберспорт все больше привлекает как зарубежных, так и отечественных спонсоров, готовых вкладывать большие суммы в этом направлении. Например, в мае 2019 года Yota запустила рекламу с цитатой «Смотреть киберспорт даже в лесу» на телевидении и городских щитах.

В России все ещё с этим работать рискованно: наша целевая аудитория не воспринимает этот вид спорта как что-то серьёзное. Пройдёт еще несколько лет, прежде чем этот барьер рухнет окончательно - таков результат старой подачи информации о компьютерных играх центральных телевизионных СМИ, которые, разумеется, не хотят делить территорию со всем, что связанно с интернетом, доводя незнакомую с этой темой аудиторию до мракобесия.

Разумеется, финал The International не потеснит FIFA в сетке вещания того же первого канала еще ближайшие лет пять точно. Но, это до тех пор, пока популярность киберспорта не станет такой же, как и у футбола, а она растет в геометрической прогрессии.

Тем не менее, некоторые каналы экспериментируют с веткой вещания и разбавляют программу передач киберспортивными событиями — так, в 2015 канал 2×2 впервые показал финал World Championship, а в 2017 попробовал c турниром EPICENTER по CS:GO.

«Телеобозрение: киберспорт на телевидении». - Изображение 1

А компания Game Show и вовсе в декабре 2015 году привлекла инвестиции и реализовала проект профильного игрового и киберспортивного телеканала под своим брендом. Правда, чисто киберспортивным канал пробыл не долго. В январе 2018 года руководство телеканала объявило о проведении ребрендинга, сменив название на «Е», логотип и концепцию. Генеральный продюсер Наталья Чайковская пояснила, что перемены связаны с расширением тематики канала: «Помимо традиционных трансляций киберспортивных соревнований и программ о видеоиграх телеканал E будет развиваться в сторону гик-культуры. Зрителей ждут уникальные форматы, посвящённые комиксам, кинематографу, фантастике, высоким технологиям, а также освещение главных мероприятий индустрии»

Проще говоря, рынок аудитории киберспорта в России еще недостаточно велик, чтобы позволить выходить на самоокупаемость. По крайней мере, на долгое время.

Телеканал Game Show освещал соревнования Континентальной лиги и чемпионата мира по League of Legends, The International по Dota 2, российские и международные турниры по FIFA 17 и крупные состязания по другим киберспортивным дисциплинам. Программная сетка канала насчитывает более 20 разножанровых проектов. В ноябре 2016-го телеканал Game Show стал лауреатом национальной премии «Страна» в номинации «Открытие года», а в феврале 2017-го удостоился национальной премии «Большая Цифра».

МАТЧ ТВ

Тина Канделаки, генеральный продюсер центрального спортивного канала МАТЧ ТВ, еще в 2015 году заявила в интервью gazeta.ru, что хочет увеличить аудиторию канала с помощью киберспорта. До этого в программе «Все на матч» периодически были сюжеты о киберспорте, но редко.

По её словам, трансляциями заниматься невыгодно: конкурировать с сервисом Twitch.TV сложно, поскольку там все материалы можно смотреть бесплатно. Помимо многочисленных дисциплин, пользователям Twitch доступен платный интерактив, который реализовать в рамках телевидения сложнее, дословно: «Как это показывать по телевизору — мы не знаем. Конечно, мы за этим тоже следим. И, соответственно, будем показывать»

Дело в том, что оставшаяся часть аудитории телевидения сейчас — люди, в основном не знакомые с компьютерными играми. По данным Media Scope 2019 года, основные потребители ТВ-контента — зрители от 35 лет. Возраст аудитории, уже приобщенной к киберспорту, 15-35 лет, поэтому тем, кто старше придется знакомиться с новым видом спорта. В формате ТВ очень сложно донести до зрителя суть игры. А все популярные игры очень сложны для понимания тех, кто сам не играет. На то, чтобы объяснить незнающему человеку смысл киберспорта, потребуется минимум пять или шесть предложений, но за это время он уже переключит канал на что-то знакомое, потому что люди смотрят телевизор для отдыха.

Однако, в октябре 2016 года «Матч ТВ» и киберспортивный холдинг ESforce объявляют о стратегическом партнерстве. Основная задача партнерства — вывод киберспорта в телевизионный эфир, чтобы новая спортивная дисциплина могла на равных конкурировать за зрителя с общепризнанными видами спорта.

Начать решили с трансляции киберспортивного турнира EPICENTER: Moscow по CS:GO: финала чемпионата, дайджеста после окончания EPICENTER ночью 23 октября и ток-шоу в ночь с 25 на 26 октября. Среди спикеров — приглашенные эксперты индустрии киберспорта, которые обсудили развитие, современные тенденции и перспективы компьютерного спорта.

«Телеобозрение: киберспорт на телевидении». - Изображение 2

Кроме того, велись прямые включения с финальных дней турнира в рамках программы «Все на матч», где зрители могли получить самые актуальные новости, комментарии экспертов и главных действующих лиц индустрии. Тогда же, на сайте Матч ТВ появился тематический раздел о киберспорте.

Был хороший отклик от аудитории и Канделаки незамедлительно прокомментировала:

«Программа о киберспорте «Реальный спорт», вышедшая в эфир 25 октября в достаточное позднее время — 23:50, продемонстрировала долю 4,7% по России в самой востребованной у рекламодателей аудитории «М 18-24». А по Москве в этой же возрастной группе доля составила феноменальные 16,1%. Мы видим огромный потенциал киберспорта. Особенно благодаря тому, что привлекаем к просмотру канала молодую активную аудиторию, которая почти отказалась от просмотра телевидения»

Неплохо прошла трансляция Supermajor по Dota2 в июне 2018 года. Да, у них были проблемы в первый день, но этот турнир показал разницу между киберспортом на ТВ и киберспортом на Твиче в пользу ТВ. Тогда, на высоте оказались и оформление, и каст аналитиков. А если хорошей студией киберспортивного зрителя уже не удивишь, то синхронный перевод послематчевых интервью и работа камер МатчТВ показали лучший уровень любой трансляции в Интернете.

«Телеобозрение: киберспорт на телевидении». - Изображение 3

По разным оценкам и независимым вопросам, трансляцию Матч ТВ выбирали от 25 до 40% интернет-зрителей. Соответствует ли это ожиданиям руководства канала - неизвестно, но для любой студии в сети такой показатель является отличным результатом.

Кстати, это число могло быть и больше, но официально посмотреть трансляцию можно было только на территории России, а в киберспорте не зря выделяют именно СНГ-аудиторию.

От других эфиров «Матч ТВ» игровые трансляции, конечно, отличаются. Например, изменилось время в кадре — привычные перебивки и паузы в киберспорте почти всегда заменяет студия аналитики. Намного больше времени пришлось потратить и на подготовку, в доте правила меняются чуть ли не с каждым обновлением. Особенно после выхода версии 7.00.

Что будет дальше?

Киберспорт продолжает развиваться: увеличиваются призовые, растет количество дисциплин, команд и турниров. Соответственно, с каждым годом привлекается все большая аудитория. Телевизионные каналы не упустят такой рынок. А почему бы и нет? Это выгодно и зрителям, которые получат совместную действительно качественную, проработанную аналитику от профессионалов, достойную картинку – главный козырь телевидения, ну и популяризацию спортивных компьютерных игр в нашей стране. Как следствие - привлечение большего охвата зрителей и спонсоров, что выгодно телевидению.

Спортивные СМИ на своих сайтах открывают киберспортивные разделы, где публикуются тематические новости и статьи. А также в скором времени появится телеканал о киберспорте GINX Esports TV. Телевизионная компания «Медиа Альянс» и телесеть GINX Esports TV пришли к соглашению о сотрудничестве, в рамках которого «Медиа Альянс» будет отвечать за создание версии канала GINX Esports TV в России. Об этом сообщается в поступившем «Известиям» пресс-релизе 29 января 2019 года.

Важно не отмахиваться от огромной аудитории любителей соревновательных видеоигр, а дать ей зеленый свет, принять в спортивную семью системно.

«Телеобозрение: киберспорт на телевидении». - Изображение 4
1 комментарий

Хаос–это Вопли