6 0 630
4 мин.

Лучшее актерское трио этого года. Рецензия на "Фаворитку"

Лучшее актерское трио этого года.  Рецензия на "Фаворитку". - Изображение 1

Золотой оскаровский мальчик за лучшую женскую роль в этом году, кажется, с самого начала выбрал своих фавориток, и не дал шансов никому из остальных номинантов. Мелисса Маккарти вроде бы и старалась изо всех сил, да только лицедейская кишка у нее пока что тонковата, да и былые «заслуги» дают о себе знать. Леди Гага гармонично вжилась в образ восторженной начинающей певицы, но здесь ей, пожалуй, даже не пришлось ничего играть - она оставалась самой собой. Ялица Апарисио (вам тоже сложно было прочитать её фамилию, признайтесь) из «Ромы» - вообще непрофессиональная актриса, а с Гленн Клоуз у Киноакадемии всегда были напряженные отношения. Так что выбор Оливии Колман в качестве триумфатора был более чем очевиден. Да вот только после просмотра «Фаворитки» кажется, что Оскару пора менять правила - в этот раз статуэтку должны были получить сразу три актрисы из одной ленты.

Лучшее актерское трио этого года.  Рецензия на "Фаворитку". - Изображение 2

Начало 18-го века для Англии оказалось крайне смутным временем. Во всю разворачивается разорительная для государства война с Францией, а руководит страной полусумасшедшая, ходящая по лезвию очередного эмоционального припадка королева Анна. По крайней мере официально. На деле же вся власть уже давно сконцентрирована в руках фаворитки монаршей особы - леди Мальборо, которая, пользуясь положением, лоббирует продолжение войны. Манипулятивная идиллия нарушается, когда в игру вступает родственница любимицы Анны, дочка её разорившегося, спившегося, и проигравшего все свое состояние в карты дядюшки - Эбигейл. Очень быстро у фаворитки появляется конкурентка, которая всеми силами пытается скинуть её с Олимпа дворцовых подковерных интриг.

Лучшее актерское трио этого года.  Рецензия на "Фаворитку". - Изображение 3

Новая лента грека Йогргоса Лантимоса, который несколько лет назад шокировал публику Каннского фестиваля своим модерновым «Лобстером», была номинирована в десяти позициях. Практически все из них основные, начиная с лучшего фильма и режиссера, заканчивая лучшим сценарием. Но, очевидно, постановщик сделал упор на трио главных героинь, и не прогадал - именно на них держится весь каркас фильма, не давая порой слишком нереалистичному сценарию развалиться.

«Фаворитка» пытается показать зрителю всю грязь, похоть, лживость и катастрофичную разрушительность дворцовых интриг. Короля, как говориться, формирует его свита, и здесь эта поговорка кажется наиболее правдоподобной. Королева Анна в фильме - это абсолютно жалкий, истеричный, надломленный персонаж. Она полностью погружена в собственные страхи, комплексы и сомнения, а потому даже рада делегировать свои прямые обязанности фаворитке Мальборо. Та же, видя что королева все больше погружается в мир собственных грез, манипулирует монархом с присущей ей жестокостью. Чтобы закрепить результат, леди затаскивает Анну в свою постель, закрепляя власть на моральном и сексуальном уровнях.

Лучшее актерское трио этого года.  Рецензия на "Фаворитку". - Изображение 4

Вторая же фаворитка Эбигейл, наоборот, старается быть заботливой, любящей «младшей сестрой», которая восторгается красотой королевы, лелеет вместе с ней старые душевные раны в лице 17 выкидышей и неприятия обществом взбалмошности Анны. Она подключается к сомне внутренних голосов на половину спятившей королевы, становясь еще одним нашептывающим ей на ухо демоном. И этот дуализм, как кажется абсолютно черного и белого, держит зрителя в напряжении как раз в тот момент, когда оказывается, что цвета сторон не так уж однозначны. И властная, жестокая, но радеющая за страну любовница может быть намного полезней для слабого правителя, чем милая и заботливая содержанка с исключительно личными интересами.

В этой концепции заключается как сильная, так и слабая сторона фильма. Пытаясь опорочить и нивелировать фаворитизм как явление, сценаристы будто бы начинают оправдывать одну из главных героинь, и сочувствовать королеве, хотя подобных чувств, по их же собственным словам, никто из героев не заслуживает. Этот резонанс между посылом и происходящим порой в диалогах становится все более заметен к концу фильма, и кажется, что леди Мальборо - не просто вынужденное зло по мнению создателей, а более чем положительный персонаж.

Лучшее актерское трио этого года.  Рецензия на "Фаворитку". - Изображение 5

Но, всю эту странность и запутанность сценаристов в самих себе практически полностью разрушает главное актерское трио этого года. Оливия Колман, Рейчел Вайс и Эмма Стоун работают в фильме за всех, оттеняя на себя все недостатки ленты. Несмотря на то, что их героини противопоставлены по итогу друг другу, актрисы в какой-то момент превращают свой лицедейский эксперимент в нечто большее, становясь неделимым целым. И правда, кажется, что королева и две её фаворитки сливаясь в единый организм, являя собой метафору на королевскую свиту, становящуюся неотъемлемой частью личности и жизни самого короля.

Лучшее актерское трио этого года.  Рецензия на "Фаворитку". - Изображение 6

Колман со своей ролью Анны являет неадекватность, инфантильность, властность и капризное чувство ущемленного достоинства сильных мира сего. Вайнс в образе Мальборо демонстрирует жестокость, непоколебимую уверенность в собственной правоте и личном авторитете, готовность заплатить любую цену за личные амбиции. Стоун же в роли Эбигейл раскрывает всю подноготную испорченности властью - предельный гедонизм, лживость, наплевательское отношение к окружающим. И эти три разные личности в итоге сливаются в истинную королеву Англии, которая кое-как пыталась править страной в начале 18 века. Определенно, все три актрисы должны были получить Оскар за свою филигранную работу. За успешную попытку показать, что человек, сомневающийся в себе, слабый по своей природе, может даже не будучи сумасшедшим впустить в себя в прямом и переносном смысле чужие личности.

Лучшее актерское трио этого года.  Рецензия на "Фаворитку". - Изображение 7

Кому-то «Фаворитка» может показаться скучной из-за своей зацикленности на историзме и обширных диалогах. Кто-то не захочет видеть в ней метафору человеческого сумасшествия, когда тебе в голову начинают лезть с собственным интересом другие люди. Кому-то может показаться излишним акцентирование внимания на лесбийском любовном треугольнике, с одним тупым концом в лице королевы Англии. Все это не так уж и важно. Лента Лантимоса не претендует на что-то большее, чем оригинальный эксперимент трех талантливых актрис. И если вы цените именно лицедейскую самоотверженность в кино, то «Фаворитка» несомненно придется вам по вкусу. Если же нет - смело проходите мимо. Здесь уж точно нет фильма десятилетия.

Денис Юрьев

Нет комментариев

Проблемы геймеров 90-ых