16 12 1706
5 мин.

GRIS — больше чем игра

GRIS — больше чем игра. - Изображение 1

Подарили. Поиграл. Почитал рецензию «Канобу». Возмутился оценкой. За что тут можно вообще баллы снижать? Это не просто хорошая игра. Это уникальная (как минимум очень редкая) в своём роде игра. Покажите мне хотя бы парочку таких же игр на ПК. Общий уровень исполнения — близкий к идеалу. Не к чему же прикопаться. Это настоящий кусочек искусства в огромном море пиксельных и малополигональных поделок.

Часто ли так выходит, чтоб можно было играть в оживший мультфильм с плавными красивейшими анимациями? Да ещё и не просто ходить-бродить — чтоб было интересно открывать этот мир и решать головоломки. И не просто красивый мультик, а чтоб был какой-то замысел, чувствовалось вдохновение создателя, экспрессия и, если хотите, душа.

Игра в своей нише находится на самом верхнем уровне, поэтому оценка должна быть соответствующей, думал я... но к концу написания поста я изменил мнение. Но об этом потом. Давайте немного об игре.

По-началу в игре ничего не понятно. Тебя бросают одного в странном пустом месте, ничего не говорят, ничего не показывают и не пишут. Нет понятия о том, что это за мир, какие у него правила и структура. Персонаж даже делать ничего не может — только идти. Ни навыков, ни инвентаря, ни журнала. Кажется, что это какой-то обман или баг. Что ты наверное где-то что-то пропустил. Но, чем дальше ты движешься, тем увереннее себя чувствуешь. Мир открывает перед тобой свою суть, и под конец игры ты наконец видишь всё картину в целом.

Могу сказать только то, что это не «тупобродилка» без геймплея, с «глубокомысленным» созерцанием окружения. Нет — это платформер с элементами метроидвании в мире состоящим из разных биомов, внутри которых нужно решать занятные и, порой, даже сложные головоломки, открывая новые навыки. На этом всё — дальше сами!

Вообще, с написанием поста была небольшая проблема — я хотел его писать после прохождения, но всё время откладывал этот момент. Каждая секунда проведённая в игре была как праздник и не хотелось чтобы она заканчивалась.

Пребывание внутри GRIS — эстетическое удовольствие. Локации, словно акварельные рисунки, ласкают взор пастельными оттенками. Ты ходишь, смотришь анимации и тебе приятно. Слушаешь эту музыку и погружаешься в релаксирующий транс. Забавляешься как в детстве «а что если прыгнуть вот тут?» — и через секунду умиляешься как глубоко погружается протагонист в воду после падения и какие красивые брызги нарисовали создатели. А если попробовать это? — и чуть ли не в ладоши хлопаешь когда грибы-зонтики от твоего падения вспархивают в воздух и, медленно покачиваясь, опускаются на землю. А если прыгнуть на шляпку того большого гриба? О, он издаёт звук! А на тот что поменьше? О, другой звук! И начинаешь скакать по грибам пытаясь изобразить мелодию. А что если подплыть к той рыбине? Ой, она надулась! А если разогнаться, выпрыгнуть из воды и попробовать парить, смогу ли я перелететь преграду? А что если залезть вооон туда, повыше и оттуда сигануть в пропасть? А что если...и вот такие «а что будет, если» возникают на каждом шагу — тебе нравится пробовать, экспериментировать с этим миром, смотреть на его реакцию на твои действия и восхищаться увиденным.

Авторы потрудились не только с анимациями и звуками — их тут очень много — на каждое твоё действие на разных поверхностях — разный отклик, но они ещё и смогли добиться идеальной работы без нареканий. Ни разу за всю игру я не увидел ни одного бага, недочёта, ни одной помарки в работе игровых механик.


Музыка в игре — не просто музыка, она полноправный участник геймплея. Она постоянно чувствует что происходит на экране и меняется под происходящее. Есть даже момент, когда музыка играет в унисон с одной из механик мира — этот момент меня сильно впечатлил. Если хотите узнать о красоте здешней музыки — посмотрите на скриншоты — она идеально им соответствует и по форме и по содержанию. Гипнотизирующая, убаюкивающая, таинственная, тревожная — композитор ничуть не уступает в мастерстве художникам.

Временами игра просто завораживает. У вас на глазах мечты превращаются в страхи, океан превращается в космос, а анимация сплетаясь в едином порыве с музыкой вызывает дрожь в груди и превращается в живые эмоции.

Как описать чувства? GRIS с этим справляется, не только показывая их на экране, но и пробуждая их в игроке: уединение, спокойствие, тревога, любопытство, ужас, спешка, неожиданное облегчение...красота, музыка, музыка...восторг!

В некоторые особо яркие моменты у меня от переизбытка чувств чуть ли не катились слёзы. Фонтан эмоций бил прямо изнутри. Я сидел просто ошарашенный и переваривал то, что только что произошло...хотел сказать по ту сторону монитора, но нет, это происходило и у меня в душе одновременно. GRIS сплела все мои чувства в струны и сыграла на них «Времена года». Никогда я не испытывал ничего подобного в играх. Так бывало несколько раз при просмотре фильмов: например, в концовке Интерстеллара или Мести Ситхов я был в подобном состоянии, но чтобы в игре...

Изначально (после прохождения половины игры) хотел ставить какую-то оценку, сравнивать с лидерами жанра, быть объективным. Но сейчас, после прохождения, находясь в эмоциональном опустошении, я понимаю, что все эти оценки GRIS не нужны. Оценочной шкалой такое не охватить. Это нужно прочувствовать самому, если вы, конечно, способны.

Я понимаю, что все люди разные и некоторых толстокожих (или как они себя считают — «не сопливых ванилек, а здравых материалистов») не пробить какими-то картиночками и музычкой, им подавай нормальный графон, серьёзный геймплей и без всей вот этой претенционщины для романтичных 12 летних девочек. Таким людям игра может показаться скучной, там относительно немного геймплея, нет диалогов, не поставлены цели и вообще нет никакой конкретики. Но, если вы так же как и я любите всё красивое, если вы сентиментальны и чувственны, то пропускать такую игру — преступление перед миром тонких материй. Извини, Limbo, но даже тебе нужно посторониться. Эта игра на другом уровне.

Время прохождения заняло 8 часов с небольшим. И это первый раз, когда я радуюсь, что открыл меньше половины ачивок. Ведь это повод чтобы вернуться, чего я с нетерпением жду. Низкий поклон, Nomada Studio, ваша дебютная работа - не просто игра, это проникновенный экскурс внутрь самого себя, показанный тонко, полутонами, но бьющий в самое сердце.

#gris #nomadastudio #masterpiece

GRIS — больше чем игра. - Изображение 14

PS: выражаю огромную благодарность inpwbusina за возможность пройти эту замечательную игру.
PPS: если надумаете поиграть, то прошу — сделайте это в хороших наушниках и с удобным геймпадом.


Игры в посте

12 комментариев

Правдивая и полная история Джека Потрошителя (рецензия 18+)